Основные понятия, элементы и функции бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 12:54, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявить особенности формирования бухгалтерской отчетности на стадии создания предприятия.
Задачи, которые необходимо решить:
-рассмотреть основные понятия бухгалтерской отчетности;
- изучить функции бухгалтерской отчетности;
- охарактеризовать состав и содержание бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Отчетность выполняет две основные функции:

информационную, в соответствии которой характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности предприятия;

контрольную, которая заключается в наблюдении, как внешних, так и внутренних органов управления за правильностью отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то есть она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла.

Информация, на основании которой готовится финансовая отчетность, в соответствии с ее экономическим содержанием, объединяется в определенные укрупненные категории, которые получили название элементов финансовой отчетности [8, с.89].

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА СТАДИИ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Состав и содержание бухгалтерской отчетности

 

Документом, определяющим состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных организаций), является Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. №43н.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

-бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах.

Организация может представлять в составе промежуточной бухгалтерской отчетности кроме вышеперечисленных и иные отчетные показатели: Отчет о движении денежных средств и др., а также пояснительную записку.

Некоторые организации могут составлять годовую бухгалтерскую отчетность не в полном составе. К ним относятся:

-малые предприятия;

-некоммерческие организации.

Состав годовой бухгалтерской отчетности малых предприятий зависит от того, подлежит ли их деятельность обязательному аудиту. Если организация не обязана проводить аудит бухгалтерской отчетности, то в составе годовой бухгалтерской отчетности можно представить только Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Если же организация обязана проводить аудит, то помимо Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах представьте приложения к ним (по которым имеются данные) и Пояснительную записку.

Некоммерческие организации могут не сдавать в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Приложение к Бухгалтерскому балансу. Однако им рекомендуется составить Отчет о целевом использовании полученных средств [3, с.76].

II - "Оборотные активы".

В Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:

-наименование составляющей части;

-отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность;

-наименование организации, включая указание на ее организационно-правовую форму;

-формат представления числовых показателей бухгалтерского отчета.

Бухгалтерский баланс - основная форма бухгалтерской отчетности. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату.

В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в определенной группировке [9, с.102].

Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.

В актив баланса включены два раздела:

I - "Внеоборотные активы";

пассиве баланса три раздела:

III - "Капитал и резервы";

IV - "Долгосрочные обязательства";

V - "Краткосрочные обязательства".

Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи - строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса.

Отчет о финансовых результатах, является вторым по значению (но не по важности) в годовой бухгалтерской отчетности, и представляет финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.

В отчете указываются:

-доходы и расходы по обычным видам деятельности;

-прочие доходы и расходы;

-прибыль (убыток) до налогообложения;

-чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

Учет и отражение в отчетности доходов и расходов регламентированы ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Данный отчет служит связующим звеном между балансовыми отчетами различных учетных периодов и показывает, за счет чего произошли изменения в текущем балансе по сравнению с предыдущим. В отличие от бухгалтерского баланса этот документ показывает всем заинтересованным лицам не общее материально-финансовое положение организации, а то, насколько успешно она осуществляет свою хозяйственную деятельность в отчетном периоде. Отчет наглядно демонстрирует эффективность работы компании с точки зрения ее собственников и акционеров, поскольку раскрывает суть изменений капитала

компании в истекшем/текущем периоде за счет определенных доходов и расходов [13, с56].

Отчет об изменении капитала раскрывает информацию о движении уставного (складочного) капитала (счет 80), резервного капитала (счет 82), добавочного капитала (счет 83), а также об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации (счет 84). Кроме того, в этой форме указываются суммы резервов, которые были сформированы и (или) использованы организацией .

Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации имеют право не включать отчет об изменении капитала в состав бухгалтерской отчетности. Это право предоставлено также общественным организациям (объединениям), если они не осуществляли в отчетном периоде предпринимательскую деятельность и не имели оборотов по продаже товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества.

Кооперативы, некоммерческие организации, бюджетные и унитарные предприятия (учреждения), отчет об изменении капитала представлять не обязаны.

Отчет о движении денежных средств характеризует изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Под текущей деятельностью понимается обычная деятельность организации: производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, продажа товаров, сдача имущества в аренду и др.

Инвестиционная деятельность - это приобретение и продажа земельных участков, объектов недвижимости, оборудовании, нематериальных активов и других внеоборотных активов; предоставление другим организациям займов и осуществление прочих финансовых вложений (выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера, приобретение ценных бумаг других организаций и т.п.).

Финансовой деятельностью считается деятельность предприятия, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций [6].

Эта форма годовой бухгалтерской отчетности раскрывает перед пользователями картину обеспеченности организации наличными деньгами [11, с.67].

В данной форме отчета отражаются данные о фактическом поступлении и расходовании денежных средств по счетам 50 "Касса" (за исключением субсчета "Денежные документы"), 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках" и 57 "Переводы в пути".

В приложении к бухгалтерскому балансу раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капиталах организации, стоимость которых отражена в балансе. Отчет состоит из 10 разделов:

Нематериальные активы;

Основные средства;

Доходные вложения в материальные ценности;

Расходы на НИОКР;

Расходы на освоение природных ресурсов;

Финансовые вложения;

Дебиторская и кредиторская задолженность;

Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат);

Обеспечения;

Государственная помощь.

Если в качестве приложения к балансу будет использоваться типовая форма, то незаполненные строки из нее удаляются.

В пояснительной записке приводится дополнительная информация, необходимая для характеристики финансового состояния организации, и расшифровываются отдельные показатели форм бухгалтерской отчетности.

Но стандартизированной формы или структуры пояснительной записки этими документами не определено. Поэтому организации вправе группировать составные части пояснительной записки на свое усмотрение, но так чтобы информационная составляющая удовлетворяла всем требованиям вышеназванных нормативных документов [14].

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием.

В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от

их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности, которую организация должна представить в налоговую инспекцию. Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита, должна прилагаться к бухгалтерской отчетности.

Разрабатывая формы бухгалтерской отчетности, Минфин России не мог учесть специфику деятельности каждой организации. Поэтому если содержание типовых образцов не отражает каких-то особенностей, бухгалтер вправе уточнить существующие бланки или разработать собственные формы отчетности.

Они также должны отвечать общим принципам построения и быть приложены образцы в учетной политике [14].

 

2.2 Особенности формирования бухгалтерской отчетности на стадии создания предприятия

 

Отчетным годом для всех организаций считается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря включительно. В отношении организаций, созданных в течение календарного года, применяются особые нормы ст. 14 Федерального закона  № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Если организация была зарегистрирована в период с 1 января по 30 сентября текущего года включительно, то ее первым отчетным годом считается период со дня государственной регистрации по 31 декабря включительно. Для предприятий, созданных 1 октября либо после этой даты, первый отчетный год - период с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года.

Вновь созданная организация не освобождается от представления бухгалтерской отчетности, даже если в отчетном периоде она не вела финансово-хозяйственной деятельности. Результаты деятельности фирмы отражаются в ее бухгалтерской отчетности независимо от наличия или отсутствия объекта обложения по какому-либо налогу.

ООО «Медас» создано 15 октября 2012 года. Первым отчетным годом для организации являлся период с 15 октября 2012 года по 31 декабря 2013 года. Соответственно первую годовую бухгалтерскую отчетность ООО «Медас» составляло по состоянию на 31 декабря 2013 года и представляло  заинтересованным пользователям не позднее 31 марта 2014 года.

Таким образом, по итогам 2012 года ООО «Медас» не отчитывалось. При этом промежуточную бухгалтерскую отчетность в 2013 году ООО «Медас» представляло  заинтересованным пользователям (в том числе в налоговый орган) начиная с I квартала 2013 года. Промежуточная отчетность представлялась:

-     за I квартал 2013 года (отчетный период с 15 октября 2012 года по 31 марта 2013 года) — не позднее 30 апреля 2013 года;

-     полугодие 2013 года (отчетный период с 15 октября 2012 года по 30 июня 2013 года ) — не позднее 30 июля 2013 года;

-    9 месяцев 2013 года (отчетный период с 15 октября 2012 года по 30 сентября 2013 года) — не позднее 30 октября 2013 года.

Состав форм годовой бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), отличается от общего. Например, субъекты малого предпринимательства, которые в соответствии с законодательством не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, вправе не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы № 3—5 и пояснительную записку [15].

Названные отчетные формы также не представляют общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), а также некоммерческие организации — при отсутствии соответствующих данных.

Общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), а также некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав

бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств.

Если иное не установлено законодательством или учредительными документами организации, промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Представление иных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности не предусмотрено.

Информация о работе Основные понятия, элементы и функции бухгалтерской отчетности