Основные понятия основ бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Понятие налогового учета введено Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ). Налоговый учет осуществляется организациями для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Для ведения налогового учета используются правильно оформленные бухгалтерские документы. Налоговый учет можно вести в общеустановленных регистрах бухгалтерского учета, в которые при необходимости вводятся соответствующие изменения, или использовать специальные регистры налогового учета.

Содержание работы

Основные понятия основ бухгалтерского учета 3
Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Дать характеристику.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Документы бухгалтерского оформления – это расчеты и справки, составляемые бухгалтерией и служащие основанием для дальнейших учетных записей.

Комбинированными называют документы, имеющие несколько назначений из числа указанных выше.

По способу отражения хозяйственных операций документы делятся на:

1) первичные документы, которые составляются в процессе совершения той или иной операции, они становятся самым первым письменным свидетельством ее осуществления.

В зависимости от количества зарегистрированных операций первичные документы делятся на:

а) разовые документы – документы (кассовый ордер, чек, требование, накладная), в которых фиксируют единственную, однократно совершенную операцию;

б) накопительные документы, в них отражают несколько однородных хозяйственных операций по мере их совершения на протяжении некоторого промежутка времени.

2) сводные документы – это первая ступень обобщения сведений, содержащихся в нескольких первичных документах, которая предшествует их бухгалтерской обработке. Сводными документами являются товарные отчеты материально ответственных лиц, кассовые отчеты кассира, отчеты подотчетных лиц об израсходовании ими денежного аванса.

Значение документирования заключается в том, что документы являются исходным пунктом бухгалтерского учета.

 

 

 

Инвентаризация и ее виды

 

 

Для обеспечения контроля за сохранностью хозяйственных средств  и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для  обеспечения реальности показателей  бухгалтерского учета используется элемент метода бухучета - инвентаризация, т.е. установление фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей. Инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате проведения инвентаризации. 7

Выделяют следующие  виды инвентаризаций:

по объему - полная и  частичная;

по методу проведения - выборочная и сплошная;

по назначению - плановая, внеплановая, повторная, контрольная.

Полная инвентаризация проводится перед составлением годового отчета, при аудиторской проверке или ревизии и охватывает все материальные ценности, денежные средства и расчетные отношения с другими организациями и лицами.

Каждая отдельная инвентаризация, охватывающая часть средств организации, называется частичной инвентаризацией.

При выборочной инвентаризации у конкретного материально ответственного лица проверяют только некоторые ценности на выбор. Выборочная инвентаризация проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей.

Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных  подразделениях и предприятиях, которые принадлежат данной организации.

Плановая инвентаризация проводится по графику в указанные  сроки, утвержденные руководителем, причем сроки проведения ее не подлежат оглашению.

Внеплановая инвентаризация проводится не по плану, а в силу сложившихся обстоятельств (при передаче дел материально ответственным лицом, после стихийных бедствий, хищений).

Повторная инвентаризация проводится, если возникли сомнения в  достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.

Контрольная инвентаризация. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.д., где проводилась инвентаризация.

 

 

 

Учетные регистры и их классификация

 

 

Учетные регистры - это  таблицы специальной формы, в  которых осуществляется регистрация  первичных документов и обобщается имеющаяся в них информация о  наличии и движении имущества организации и ее обязательств.

Регистры бухгалтерского учета необходимы для создания информационной базы управления деятельностью, организации.

Учетные регистры классифицируются по следующим признакам: по способу составления; по характеру записей; по объему содержания хозяйственных операций; по форме строения.8

По способу составления  учетные регистры предусматривают ручную обработку и автоматизированную.

Ручная обработка учетных  регистров предусматривает использование разграфленных таблиц в виде карточек, ведомостей, журналов-ордеров, бухгалтерских книг.

По характеру записей  учетные регистры подразделяются на хронологические, систематические и комбинированные.

Хронологические регистры используют для регистрации хозяйственных операций по мере их совершения и поступления документов в бухгалтерию. Систематические регистры применяют для записей однородных по содержанию хозяйственных операций. Это регистры для ведения бухгалтерских счетов – Главная книга. Комбинированные регистры – регистры, записи в которых как при ручной, так и при компьютерной обработке сочетают хронологические и систематические записи.

По объему содержания операций различают регистры синтетического, аналитического учета и комплексные.

Регистры синтетического учета  предназначены для записи хозяйственных операций по синтетическим счетам. Регистры аналитического учета предназначены для записи хозяйственных операций по аналитическим счетам. Комплексные учетные регистры совмещают регистры синтетического и аналитического учета (накопительные ведомости), поскольку параллельное ведение регистров аналитического учета с регистрами синтетического учета приводит к большому объему технической работы.

По форме строения регистры бухгалтерского учета подразделяются на односторонние, двусторонние, многографные, количественно-суммовые, количественные, контокоррентные, шахматные.

Односторонние регистры – это различные карточки для учета расчетов, материальных ценностей, в которых показатели расположены в одной стороне и объединены отдельные графы дебетовых и кредитовых записей. Двусторонние регистры – это регистры в виде книг, где счет открывается на двух развернутых страницах: на левой стороне дебет, на правой - кредит. Многографные регистры предназначены для учета операций, суммы которых необходимо учитывать по отдельным элементам, подразделениям, участкам, складам (регистр аналитического учета затрат на производство материальных ценностей). Регистры количественно-суммовой и количественной формы предназначены для учета материально-производственных ценностей в натуральном и денежном выражении – карточки складского учета, книга учета реализации продукции, книга учета затрат и выхода продукции. Контокоррентная форма используется для учета расчетов с дебиторами, кредиторами, с подотчетными лицами, для учета денежных средств. Шахматные регистры применяются для отражения сумм на пересечении дебетуемого и кредитуемого счетов один раз, а учитываются дважды – по дебету одного счета и по кредиту другого: журналы-ордера, ведомости к ним и Главная книга при журнально-ордерной форме учета.

 

 

 

Формы бухгалтерского учета

 

 

Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском  учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных  операций определяются формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета - это совокупность учетных регистров  для отражения хозяйственных  операций в определенной последовательности и группировке.

Предприятие самостоятельно определяет форму и технологию обработки  учетной информации. Формы бухгалтерского учета обязательно согласуются с этапами классической процедуры бухгалтерского учета.

Формы бухгалтерского учета  непрерывно развиваются от простейших бухгалтерских книг при мемориально-ордерной форме до современных рационально  построенных учетных регистров автоматизированных систем.

Существуют следующие  формы учета: мемориально-ордерная; журнал-главная; журнально-ордерная; упрощенная форма для субъектов малого предпринимательства; автоматизированная.

На практике предприятия  могут применять сочетание различных форм и регистров бухгалтерского учета. Особенно удобно это делать в автоматизированной форме учета.

 

 

 

Отчетность организации и ее состав

 

 

Завершающим этапом учетной  работы является составление отчетности организации.

Отчетность представляет собой совокупность показателей, характеризующих деятельность организации за определенный период времени. Отчетность должна быть сгруппирована в определённой последовательности в соответствии с нормативными актами. 
Отчетность организации классифицируется по ряду признаков:

  1. По видам: бухгалтерская; статистическая; операционная; налоговая
  2. По периодичности составления: текущая и промежуточная; годовая; по назначению; государственная; специальная; внутренняя
  3. По степени обобщения данных: первичная; сводная

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовым положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе денных бухгалтерского учета по установленным формам. С помощью бухгалтерской отчетности осуществляется систематическое наблюдение и контроль за деятельностью организации и сохранностью ее имущества.9

Бухгалтерская отчетность состоит из «Бухгалтерского баланса» (ф. № 1), «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2), приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации. Аудиторское заключение включается в годовую отчетность в том случае, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Обычно приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительную записку называют пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Приложения включают: «Отчет об изменениях капитала» (ф. № 3), «Отчет о движении денежных средств» (ф. № 4), «Приложение к бухгалтерскому балансу» (ф. № 5), «Отчет о целевом использовании полученных средств» (ф. № 6).

 

 

 

Учетная политика организации и ее аспекты

 

 

Учетная политика - совокупность конкретных методов, норм ведения бухгалтерского учета и организация бухгалтерской службы, объявляемая предприятием, исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению в виде соответствующей организационно-распорядительной документации (приказов, распоряжений и т.п.) организации.

Способы ведения бухучета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения  соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

Учетная политика организации  формируется ее главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются: рабочий план счетов бухучета; формы первичных учетных документов, а также формы для внутренней бухгалтерской отчетности; методы оценки активов и обязательств; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации  должна обеспечивать: полноту отражения в бухучете всех фактов хозяйственной деятельности; своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности; отражение в бухучете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования; тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца; рациональное ведение бухучета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Принятая организацией учетная политика должна соблюдаться  в течение года.

Изменение учетной политики может производиться в случае: изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухучету; разработки организацией новых способов ведения бухучета; существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственника, изменением видов деятельности.

В учетной политике организации  отражаются следующие направления:

Информация о работе Основные понятия основ бухгалтерского учета