Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:37, реферат
СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Введение……………………………………………………………………...1
1.1 Понятие о системе национальных счетов.
История возникновения………………………………………….....2-4
1.2Основные понятия СНС. Сводные счета……………………………5-9
1.3Принципы построения СНС………………………………………….10-13
Заключение…………………………………………………………………..14
Список используемой литературы………………………………………..15
План
Введение…………………………………………………………
1.1 Понятие о системе национальных счетов.
История возникновения………………………………………….
1.2Основные понятия СНС. Сводные счета……………………………5-9
1.3Принципы построения СНС………………………………………….10-13
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..15
Введение
В середине ХХ века
Для государственной
регуляции экономической
СНС — современная система
Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной вязке этих показателей между собой.
Понятие о системе национальных счетов.
История возникновения.
Национальное богатство – это общий
итог развития общественного процесса
производства за всю историю. К национальному
богатству в практике экономического
анализа относится всё то, что так или
иначе опосредовано человеческим трудом
и может быть воспроизведено. Так как экономика
страны изменяется, то меняются производственные
и непроизводственные фонды, материальные
запасы и резервы. Все это требует нового
подхода к оценке национального богатства
СНС — современная система информации,
используемая практически во всех странах
мира для описания и анализа развития
рыночной экономики на макроуровне. Показатели
и классификации этой системы отражают
структуру рыночной экономики, ее институты
и механизмы функционирования.
Так как экономика страны изменяется,
то меняются производственные и непроизводственные
фонды, материальные запасы и резервы.
Все это требует нового подхода к оценке
национального богатства.
Система национальных
счетов – есть адекватный рыночной
экономике национальный учет, завершаемый
на макpоуpовне системой взаимосвязанных
статистических показателей, построенной
в виде определенного набора счетов
и балансовых таблиц, характеризующих
результаты экономической деятельности,
структуру экономики и важнейшие взаимосвязи
в национальном хозяйстве.
Не случайно данной проблемой занимались многие экономисты. Ф. Кенэ выдвигал свои теории в работе “Экономические таблицы” (1758). В ней был дан первый макроэкономический баланс. В статьях голландского статиста Э. Клиффа (1941) содержится первое упоминание о национальных счетах. Теоретическим фундаментом национальных счетов стали работы Д. Кейнса, А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стемпа, Дюмонтье, Фроман, Гаванье - занимавшихся проблемами вычисления национального дохода СНС начала зарождаться в начале 30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы в ведущих капиталистических странах мира в ответ на потребность органов государственного управления в макроэкономической информации, для разработки экономической политики, программ и мер по регулированию рыночной экономики. Необходимость в таком регулировании стала особенно очевидной после “великой” экономической депрессии 1929-33 годов. Другим историческим событием, стимулировавшим разработку СНС, явилась вторая мировая война. После её окончания органы государственного управления наиболее развитых капиталистических стран стали ощущать потребность в систематизированной макроэкономической информации для определения приоритетов и направлений в экономической политике по переориентации военной экономики, отысканию наиболее эффективных методов решения данной задачи. После второй мировой войны большой вклад в развитие теории и методологии СНС стали вносить международные экономические организации (ООН, Европейские сообщества и др.). Организуя международное экономическое сотрудничество, международные экономические организации испытывали потребность в сравнении макроэкономических данных, поэтому занимались разработкой международных стандартов, которые, с одной стороны, содействовали внедрению СНС в различных странах мира, а с другой – обеспечивали основу для сбора и публикации сравниваемых данных о валовом внутреннем продукте (ВВП) и других важных показателях СНС.
Первый международный стандарт был подготовлен в ООН в 50-х годах. Созданная в 1952 году система национальных счетов неоднократно существенно пересматривалась. Так, рекомендованный ООН согласованный план счетов по учету и представлению основных товарных и денежных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле (содержащий 6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в 1968 году был дополнен таблицами затрат и выпуска; финансовыми счетами; значительное место стали занимать счета институциональных секторов; появилось различие рыночного и нерыночного производства и т.д. Последующее совершенствование методов СНС позволило создать современную Систему Национального Счетоводства Объединенных Наций (SCN или SNA – англ. аббревиатура). В ней принципиально новыми методами можно считать разбивку производства по отраслям народного хозяйства и прочим производителям, включение в СНС межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, а также введение балансов имущества. СНС ООН представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, СНС ООН стала международным руководством для национальных статистических служб.
Основные понятия СНС. Сводные счета.
СНС представляет собой
систему взаимосвязанных
Основные сводные счета, применяемые в СНС:
а) счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг засчет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление, экспорт;
б) в счете производства отражаются операции, относящиеся к процессу производства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность предприятия, организаций и отдельных лиц, как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг;
в) в счете образования доходов отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства;
г) в счете распределения расходов отражается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами; в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов;
д) в счете использования располагаемого дохода отражаются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и не государственных не коммерческих (общественных) организаций, и оставшаяся часть располагаемого дохода, представляющая собой валовое сбережение;
е) в счете капитальных затрат показываются формирование ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных средств, приобретение земли и нематериальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеризует конечный финансовый результат экономической деятельности в данном периоде. Внешнеэкономическую деятельность охватывается тремя счетами: текущих операций (движение продуктов, услуг, доходов), капитальных затрат (движение капитала) и финансовым счетом изменение финансовых активов и пассивов.
Для правильного понимания показателей и особенностей отражения их взаимосвязей, остановимся на следующих структурных характеристиках СНС.
Границы производства, производственная деятельность включает:
а) рыночную деятельность;
б) нерыночную деятельность (производство продуктов в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги госучреждений). В этом понятии не охватывается теневая экономика она, в принципе, должна учитываться в СНС, так как в этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в экономическом обороте но, в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность.
Для разграничения категорий "внутренняя" и "национальная" экономика вводятся понятия "экономическая территория"; "резидент" и "центр экономического интереса.
Понятие "экономической территории" это не только территория, административно управляемая правительством, но это также и воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д. К экономической территории также относятся и территориальные анклавы за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительством для дипломатических, военных, научных или других целей. Соответственно, территориальные анклавы зарубежных государств, в данной стране не включаются в общую экономическую территорию. Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны.
Резиденты - Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр.
Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения.
Понятие "внутренняя экономика" учитывает деятельность на территории, как резидентов, так и нерезидентов.
Группировки хозяйствующих
субъектов и экономических
Секторы:
а) нефинансовые предприятия или предприятия по производству товаров;
б) финансовые учреждения;
в) общегосударственное управление;
г) негосударственные некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства;
д) домашние хозяйства;
е) "остальной мир" (этот сектор охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны).
Экономические операции агрегируются на три основные группы:
а) операции с продуктами и услугами;
б) распределительные операции;
в) финансовые операции. В отличие от группировки хозяйствующих субъектов группировка экономических операций производится на основе единого критерия, т.е. они группируются одинаково и по отраслям и по секторам.
Система национального счетоводства основана на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов. Классификации всех процессов экономики, экономических операций, хозяйственных единиц необходимы для того, чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.
Принципы построения СНС.
Основные методологические
принципы национального