Основные принципы ведения бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах (имуществе), обязательствах, доходах и расходах хозяйствующего субъекта и их движении, формируемую путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций (факторов хозяйственной деятельности) с целью активного воздействия на процессы управления субъектом хозяйствования.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет.docx

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Для правильного отражения  операций по поступлению заемных  средств в бухгалтерском учете необходимо определить, в какой момент и в какой сумме выполняются бухгалтерские записи.

В таблице 1 приведены типичные проводки по учету кредитов и займов.

Таблица 1 - Типичные проводки по учету кредитов и займов

Содержание хозяйственной  операцииДебетКредитОтражено поступление кредита или займа в сумме полученных денежных средств50, 51, 5266 (67)Отражено поступление займа по стоимости переданного имущества08, 10, 41…66 (67)Основная сумма долга по кредиту или займу погашена денежными средствами66 (67)50, 51, 52Передано имущество в погашение основного долга по договору займа66 (67)91-1Списана стоимость имущества, переданного в оплату основного долга по договору займа91-201, 04, 10, 41…

Важным нововведением  в ПБУ 15/2008 является порядок учета  расходов по займам. Они признаются в том отчетном периоде, к которому относятся.

Поскольку ПБУ 15/2008 не регулирует порядок учета кредитов и займов, то в нем отсутствуют положения  относительно перевода долгосрочной задолженности  по кредитам и займам в краткосрочную. После отмены ПБУ 15/01 у организаций не будет оснований для перевода долгосрочной задолженности по кредитам и займам в краткосрочную.

Согласно требованиям  ПБУ 15/2008 расходы в виде процентов  по займам (кредитам) следует отражать в бухгалтерском учете обособленно  от основной суммы обязательства, для  чего к балансовому счету 66 (или 67) необходимо открыть соответствующие  субсчета, например 66-1 (67-1) «Расчеты по основной сумме долга», 66-2 (67-2) «Расчеты по процентам».

Аналогичное требование коснется векселей и облигаций: сумма задолженности  по ценным бумагам и причитающиеся  в отчетном периоде проценты или  дисконт по ним следует учитывать  раздельно (п. п. 15 и 16 ПБУ 15/2008).

Согласно требованиям  п. 3 ПБУ 15/2008 расходы организации  по займам (кредитам) разделены теперь на два вида:

  • ¾проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору);
  • ¾дополнительные расходы по займам.

Пунктом 3 ПБУ 15/2008 также устанавливается  перечень дополнительных расходов, которыми являются:

  • ¾суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, например кредитному брокеру;
  • ¾суммы, уплачиваемые за экспертизу (юридическую, экономическую или иную) договора займа (кредита);
  • ¾иные расходы, непосредственно связанные с получением займов (кредитов), например расходы, связанные с независимой оценкой имущества, передаваемого в залог как обеспечение кредита.

Дополнительные расходы  организация может включать в  состав прочих расходов равномерно в  течение срока действия договора займа или кредитного договора (п. 8 ПБУ 15/2008). Указанные расходы организации  следует предварительно отразить на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением  той их части, которая должна быть включена в стоимость инвестиционного  актива. Новым положением был расширен состав инвестиционных активов. Прежде всего, к инвестиционным активам  теперь помимо амортизируемых объектов основных средств относятся и  объекты основных средств, которые  не подлежат амортизации в соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Это земельные участки, объекты  природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и другие объекты, потребительские  свойства которых с течением времени  не изменяются.

Расчет суммы процентов, подлежащей включению в первоначальную стоимость инвестиционного актива, оформляется бухгалтерской справкой. На основании этого документа  бухгалтер делает исправительные записи в бухгалтерском учете организации.

Новацией ПБУ 15/2008 является следующее положение: проценты, причитающиеся  к уплате заимодавцу (кредитору), подлежат включению в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов равномерно, независимо от условий предоставления займа (кредита).

Порядок признания и отражения  в учете расходов по кредитам и  займам зависит от того, на какие  цели получены заемные средства. Кредит можно получить для пополнения оборотных  средств или для инвестиционной деятельности.

Для включения процентов  по кредитам и займам в стоимость  инвестиционного актива необходимо выполнение следующих условий:

организация должна осуществлять операции, связанные с капитальными вложениями и отражаемые на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

кредитный договор или  договор займа должен предусматривать  уплату процентов за пользование  денежными средствами;

начаты работы по приобретению актива.

С введением в действие ПБУ 15/2008, в стоимость инвестиционного  актива следует включать только проценты, причитающиеся к уплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные  с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного  актива.

Если организация начинает использовать инвестиционный актив  в производстве, несмотря на незавершенность  работ, проценты прекращают включаться в стоимость инвестиционного  актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала использования  инвестиционного актива (п. 13 ПБУ 15/2008).

Если строительство либо изготовление актива прерывается на срок более трех месяцев (п. 11 ПБУ 15/2008), то проценты по кредиту в этом периоде  признаются прочими расходами организации. Со следующего месяца после возобновления  работ проценты вновь можно включать в стоимость объекта.

Невозврат кредиторской задолженности  влечет применение к организации  штрафных санкций. Штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров  включаются в состав прочих расходов организации (п. 14.2 ПБУ 10/99). Инструкцией по применению Плана счетов для данного вида расходов предусмотрен счет 91, субсчет «Прочие расходы».

Следовательно, организация, являющаяся плательщиком штрафных санкций, должна отразить их по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы». Согласно Плану счетов расчеты по претензиям отражаются с применением счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям».

Банковский кредит - это  выданные банком организациям и физическим лицам денежные средства на определенный срок и определенные цели, на возвратной основе и платной основе. Займы  предоставляются одними организациями  другим, обычно в виде отсрочки уплаты денежных средств за проданные товары.

Отличием кредита от займа  заключается в том, что кредит выдается только организациями, имеющими лицензии на проведение этой операции. В отличие от банков, коммерческие организации не могут предоставлять  заем из чужих денежных средств, временно находящихся у заимодавца. Следует  отметить, что предметом кредитного договора могут быть только денежные средства (наличные и безналичные), а по договору займа - денежные средства и другое имущество.

Учет кредитов и займов регламентируется Планом счетов и ПБУ 15/2008. Для учета операции по получению  и погашению кредитов и займов используют пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»  и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Кредит или заем считается  краткосрочным, если срок его погашения  не превышает 12 месяцев. Если срок погашения  кредита (займа) свыше 12 месяцев, то он считается долгосрочным.

 

 

 

 

Заключение

Основным содержанием бухгалтерского учета является формирование информации о предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, в особенности данных об оценке состояния и изменения основного и оборотного капитала, собственных и заемных источников финансирования, активов организации, о движении денежных потоков за отчетный период, а также информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности организации, необходимой ее внутренним и внешним пользователям. Для реализации целей, присущих бухгалтерскому учету как одной из важнейших составляющих системы управления, к нему предъявляются соответствующие требования, устанавливаются определенные правила и процедуры его ведения. При этом доминирующую роль играют общепринятые правила и принципы бухгалтерского учета как системы в целом.

Исполнение правил, принципов и  требований обеспечивает достоверность  информации, формирующейся в бухгалтерском  учете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  • Безруких П.С. Бухгалтерский учет: библиотека журнала "Бухгалтерский учет"/ П.С. Безруких - Москва: Бухгалтерский учет, 2004. - 736 с.
  • Кондраков Н. П.: Бухгалтерский учет: учебное пособие/ Н.П. Кондраков - Москва: Инфра - М, 2005 - 576 с.
  • Шадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие/ Щадилова С.Н. - Москва: "Дело и сервис", 2003. - 575 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные принципы ведения бухгалтерского учета