Особенности бухгалтерского учета экспортных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 15:50, реферат

Описание работы

Основным условием организации учета экспортных операций является обеспечение раздельного учета операций совершаемых внутри страны и за ее пределами. На организацию учета экспортных операций оказывает сложившаяся на предприятии практика реализации продукции: непосредственно самим производителем, либо через посредническую организацию

Файлы: 1 файл

Особенности бухгалтерского учета экспортных операций.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)
    1. Особенности бухгалтерского учета экспортных операций

 

Основным условием организации учета экспортных операций является обеспечение раздельного учета операций совершаемых внутри страны и за ее пределами. На организацию учета экспортных операций оказывает сложившаяся на предприятии практика реализации продукции: непосредственно самим производителем, либо через посредническую организацию.

По форме расчетов с покупателями бухгалтерский учет следует делить на учет:

  • товаров, работ и услуг с оплатой их деньгами, в том числе путем предварительной оплаты (авансирование);
  • товаров работ и услуг в счет государственного кредита;
  • других форм расчета установленных контрактом.

Предприятие – экспортер обязано вести учет экспортных товаров от пункта отгрузки до места их поставки иностранному покупателю, что позволит осуществить контроль за количественной и качественной сохранностью товаров, получить при необходимости в любой момент достоверные данные о прохождении товаров по местам хранения и направлении их движения.

Учет экспортных операций следует вести в количественном и денежном выражении и учитывать по расчетным контрактным ценам.

Учет экспортных операций целесообразно вести по следующей схеме:

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Схема учета экспортных операций

Бухгалтерия

 

 

 

Учет и контроль выпуска экспортной продукции, ее движение, отгрузка ,сдача и реализации;

Составление отчетности;

Осуществление расчетов с покупателями за экспортную продукцию;

Контроль за поступлением валютных средств

ОВЭС

 

Заключение контрактов и договоров, контроль за их выполнением;

Регистрация заказ-нарядов.

Отдел снабжения

Контроль выполнения плана поставок;

Оформление товаросопроводительных документов.


 

Процесс организации учета реализации экспортного товара предполагает решение следующих задач:

-контроль за выполнением поставок экспортных товаров;

-постоянное наблюдение за своевременным  заключением контрактов и за  точным выполнением всех условий  контракта;

-контроль за состоянием расчетов  с иностранными покупателями  экспортных товаров;

-определение уровня эффективности реализованных товаров.

При организации учета экспортных операций важным моментом являются условия поставок товара.

Они обобщены в правилах толкования международных терминов «Инкотерм». В зависимости от того или иного условия поставки момент перехода прав собственности на товар различен.

Например, при отгрузке на условиях «Франко перевозчик» (FCA) продавец считает выполнившим свои обязательства по поставке товара, прошедший таможенную очистку, перевозчику, выбранному покупателем, в указанном месте или пункте.

Экспортер не имеет расходов и рисков, в данном случае, связанных с транспортировкой грузов.

Для сравнения: при условии DAF «Франко граница» продавец считает выполнившим свои обязательства по поставке, когда товар доставлен в указанный пункт на границе. Продавец в этом случае несет расходы по транспортировке груза до границы и оплате таможенных платежей.

Учет экспортных операций следует вести в количественном и денежном выражении и учитывать по расчетным контрактным ценам.

Одними из видов экспортных операций являются толлинговые операции и франчайзинг.

Учет толлинговых операций.

Толлинговые операции - операции связанные с переработкой давальческого сырья, т.е. переработка иностранного сырья с расчетами за работу исходным сырьем или продуктами переработки.

При толлинговой операции заключается контракт, по которым одна сторона обязуется экспортировать исходное сырье и импортировать продукты переработки или готовую продукцию, другая - перерабатывать сырье называемое давальческим.

Пример отражения толлинговых операций у предприятия принявшего в переработку давальческое сырье и материалы.

Получены от иностранного партнера для переработки в порядке толлинговой операции материалы по ценам указанным в контракте в пересчете на тенге.

Учет операций по франчайзингу.

Франчайзинг – это договорные отношения между мелким самостоятельным предприятием и крупным иностранным или отечественным предприятием на предмет предоставления первому исключительного права на создание (производства ) и сбыт под его торговой маркой на конкурентном рынке определенных видов товаров и услуг.

На практике франчайзинг можно подразделить на три вида :

1) товарный –  при котором договорные отношения  предусматривают реализацию товара  головного предприятия (владельца  торговой марки);

2) производственный  – при котором договорные отношения  предусматривают производство продукции  малым предприятием под торговой  маркой головного предприятия;

3) деловой- при  котором договорные отношения  строятся на обмене информацией  о рынках товаров и услуг, ценах на отдельные виды услуг и другие.

В франчайзинге участвует две стороны : франчайзер и франчайзи.

Франчайзером является марко держатель – крупная компания, производящая продукцию, работы и услуги, пользующиеся спросом на рынке.

Франчайзи – мелкие предприятия. Которые на условиях договора с франчайзером приобрели право на франчизу (право на создание предприятия и использование торговой марки предприятия – франчайзера).

Франчиза, если она приобретена на срок более одного года, учитывается у франчайзи как нематериальные активы; менее одного года – относятся на расходы будущих периодов.

Преимущество фрачайзинга состоит в том, что франчайзер, передав право владения своей торговой маркой, вынужден поднять уровень производства у предприятия – франчайзи и обеспечить стабильность его производства, вложив в нее определенную сумму инвестиции; у франчайзи снижается до минимума риск, так как франчайзер для него является своеобразной нишей – гарантом в бизнесе. Мелким предприятиям нет необходимости осуществлять рекламу своей продукции, работ и услуг; расходовать средства на осуществление научно- исследовательских и других работ, связанных с дальнейшим совершенствованием производства и маркетинга.

Все эти заботы практически в полном объеме ложится на франчайзера.

В договорах на франчайзинг могут предусматриваться следующие расчеты между франчайзером и франчайзи:

- франчайзи отчисляет роялти в пользу франчайзера в виде определенного процента от полученного чистого дохода.

- причем, первые один- три года деятельности обычно устанавливается более низкий процент, последующие – более высокие. Фрачайзи передает в качестве роялти франчайзеру определенное количество произведенной им готовой продукции в натуре.

Кроме положительных моментов, франчайзингу присуще и определенные недостатки, которые сводятся к следующему:

Деятельность франчайзи напрямую связана и зависит от деятельности франчайзера; последний может расторгнуть договор с франчайзи и роялти довольно тяжелым бременем ложится на франчайзи; тактика ведения бизнеса франчайзера и франчайзи должны совпадать, что не всегда выгодно и удобно последнему.

 


Информация о работе Особенности бухгалтерского учета экспортных операций