Негосударственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Камский институт гуманитарных и инженерных
технологий»
Кафедра гуманитарных наук
и журналистики
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы статистики
и бухгалтерского учета»
Выполнил: студент группы
ЗРСО-12 Афанасьева Д.С.
Проверил: Суетина Н.А.
Ижевск
2014
Особенности бухгалтерского
учета в некоммерческих организациях.
Организация бухгалтерского
учета в некоммерческих организациях
ведется в общеустановленном порядке,
согласно Закону о некоммерческих организациях.
Бухгалтерский учет и статистическая
отчетность в некоммерческих организациях
ведется в порядке, установленном действующим
законодательством Российской Федерации.
Информация о деятельности некоммерческой
организации представляется органам государственной
статистики, налоговым органам и иным
лицам в соответствии с законодательством
Российской Федерации и учредительными
документами организации.
Порядок организации и ведения бухгалтерского
учета определяют следующие нормативные
документы:
- Федеральный закон от 06 декабря 2011 года
№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Положение по ведению бухгалтерского
учета, утвержденное Приказом Минфина
Российской Федерации от 29 июня 1998 года
№ 34н «Об утверждении Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации»;
- отдельные положения по бухгалтерскому
учету, регулирующие порядок учета отдельных
объектов и операций;
- План счетов бухгалтерского учета, утвержденный
Приказом Минфина Российской Федерации
от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении
Плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной
деятельности организаций и Инструкции
по его применению».
Вместе с тем, согласно Федеральному закону
«О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская
(финансовая) отчетность некоммерческой
организации, за исключением случаев,
установленных настоящим Федеральным
законом и иными федеральными законами,
состоит из бухгалтерского баланса, отчета
о целевом использовании средств и приложений
к ним.
В качестве форм бухгалтерской отчетности
организация вправе использовать как
формы, утвержденные Приказом Минфина
России, так и самостоятельно разрабатываемые
формы при условии соблюдения общих требований
к бухгалтерской отчетности и непосредственно
отчетным формам, определенных ПБУ 4/99
«Бухгалтерская отчетность организации».
Существуют и такие некоммерческие организации,
которые могут не представлять бухгалтерскую
отчетность. К ним относятся религиозные
организации.
Министерство Российской Федерации по
налогам и сборам в Письме «О представлении
бухгалтерской отчетности религиозными
организациями» сообщало, что религиозные
организации, не имеющие объектов обложения
налогами, предусмотренными налоговым
законодательством, не представляют в
налоговые органы по месту учета бухгалтерскую
отчетность.
При возникновении объектов налогообложения
религиозные организации представляют
в налоговые органы бухгалтерскую отчетность
в соответствии со статьей 23 НК РФ.
При этом следует иметь в виду, что Федеральным
законом «О бухгалтерском учете» предусмотрено,
что этот Федеральный закон распространяется
на все некоммерческие организации, находящиеся
на территории Российской Федерации.
А это значит, что религиозные организации
обязаны вести бухгалтерский учет в порядке,
установленном действующим законодательством.
В соответствующих регистрах бухгалтерского
учета должны учитываться доходы, полученные
в связи с совершением религиозных обрядов
и церемоний, целевые поступления и другие
доходы, не учитываемые при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций,
и расходы, произведенные за счет указанных
доходов. Учет указанных доходов и произведенных
за счет них расходов ведется в хронологическом
порядке.
Учетная политика некоммерческих организаций.
В соответствии с действующим законодательством
бухгалтерский учет в некоммерческой
организации должен вестись на основании
учетной политики, сформированной в соответствии
с Положением по бухгалтерскому учету
«Учетная политика организации», утвержденным
Приказом Минфина Российской Федерации
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому
учету (далее ПБУ 1/2008).
При формировании учетной политики бухгалтеру
НКО следует исходить из того, что в ней
в первую очередь должны найти отражение
все способы ведения бухгалтерского учета,
применяемые в данной организации, по
тем вопросам, по которым законодательство
предусматривает несколько возможных
вариантов ведения учета либо по которым
способы ведения бухгалтерского учета
на нормативном уровне вообще не установлены.
Учетная политика предприятия является
основным внутренним документом, который
регулирует порядок ведения бухгалтерского
учета и отчетности в некоммерческой организации.
Некоммерческим организациям следует
помнить, что учетная политика должна
быть представлена, как документ, позволяющий
снизить налоговое и бухгалтерское бремя
сегодняшнего дня.
Учетная политика некоммерческой организации
формируется в соответствии с ПБУ 1/2008.
ПБУ 1/2008 определяет основные принципы
формирования и раскрытия учетной политики
организации.
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском
учете» экономический субъект самостоятельно
формирует свою учетную политику, руководствуясь
законодательством Российской Федерации
о бухгалтерском учете, федеральными и
отраслевыми стандартами.
При формировании учетной политики в отношении
конкретного объекта бухгалтерского учета
выбирается способ ведения бухгалтерского
учета из способов, допускаемых федеральными
стандартами.
В случае если в отношении конкретного
объекта бухгалтерского учета федеральными
стандартами не установлен способ ведения
бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно
разрабатывается исходя из требований,
установленных законодательством Российской
Федерации о бухгалтерском учете, федеральными
и (или) отраслевыми стандартами.
Учетная политика должна применяться
последовательно из года в год.
При формировании учетной политики некоммерческой
организации по конкретному направлению
ведения и организации бухгалтерского
учета осуществляется выбор одного способа
из нескольких, допускаемых законодательством
и нормативными актами по бухгалтерскому
учету. Если по конкретному вопросу в нормативных
документах не установлены способы ведения
бухгалтерского учета, то при формировании
учетной политики осуществляется разработка
организацией соответствующего способа,
исходя из положений по бухгалтерскому
учету.
Способы ведения бухгалтерского учета,
избранные организацией при формировании
учетной политики, применяются с 1 января
года, следующего за годом утверждения
соответствующего организационно-распорядительного
документа. При этом они применяются всеми
филиалами, представительствами и иными
подразделениями организации (включая
выделенные на отдельный баланс), независимо
от их места нахождения.
С момента введения в действие части второй
НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками,
обязаны дополнительно разрабатывать
учетную политику для целей налогообложения.
Статьей 313 НК РФ установлено, что система
налогового учета организуется налогоплательщиком
самостоятельно, исходя из принципа последовательности
применения норм и правил налогового учета,
а порядок ведения налогового учета устанавливается
налогоплательщиком в учетной политике
для целей налогообложения.
Таким образом, на уровне федерального
закона устанавливается обязанность включения
в учетную политику организации дополнительного
раздела, касающегося налогообложения,
или разработки и утверждения отдельного
аналогичного документа.
Разработку учетной политики для целей
налогообложения следует производить
исходя из того, какие налоги платит некоммерческая
организация, как формируется налоговая
база по отдельным видам налогов, а также
из принятой в организации схемы документооборота.
Некоммерческие организации обязаны раскрывать
в учетной политике избранные при формировании
учетной политики способы ведения бухгалтерского
и налогового учета, существенно влияющие
на оценку и принятие решения пользователей
бухгалтерской отчетности.
В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих
организациях источником финансирования
имущества некоммерческой организации
могут являться:
регулярные и единовременные поступления
от учредителей (участников, членов);
добровольные имущественные взносы и
пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ,
услуг;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые
по акциям, облигациям, другим ценным бумагам
и вкладам;
доходы, получаемые от собственности некоммерческой
организации;
другие, не запрещенные законом, поступления.
Расход целевых поступлений должен производиться
в соответствии с целями и задачами некоммерческой
организации.
ЗНАЧЕНИЕ
УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА.
Под организацией бухгалтерского
учета понимают систему условий и элементов
построения учетного процесса с целью
получения достоверной и своевременной
информации о хозяйственной деятельности
организации и осуществления контроля
за рациональным использованием производственных
ресурсов и готовой продукции. Основными
слагаемыми системы организации бухгалтерского
учета являются первичный учет и документооборот,
инвентаризация, план счетов бухгалтерского
учета, формы бухгалтерского учета, формы
организации учетно-вычислительных работ,
объем и содержание отчетности.
Под учетной политикой организации
понимается принятая ею совокупность
способов ведения бухгалтерского учета
- первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки и итогового
обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета
относятся способы группировки и оценки
фактов хозяйственной деятельности, погашения
стоимости активов, организации документооборота,
инвентаризации, применения счетов бухгалтерского
учета, организации регистров бухгалтерского
учета, обработки информации.
Учетная политика организации
формируется главным бухгалтером или
иным лицом, на которое в соответствии
с законодательством РФ возложено ведение
бухгалтерского учета организации и утверждается
руководителем организации.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского
учета, содержащий синтетические и аналитические
счета, необходимые для ведения бухгалтерского
учета в соответствии с требованиями своевременности
и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов,
регистров бухгалтерского учета, а также
документов для внутренней бухгалтерской
отчетности;
порядок проведения инвентаризации
активов и обязательств организации;
способы оценки активов и обязательств;
правила документооборота и
технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными
операциями;
другие решения, необходимые
для организации бухгалтерского учета.
На организацию бухгалтерского
учета оказывает влияние организационно-технический
аспект учетной политики, который предполагает
принятие и утверждение:
положения о бухгалтерской
службе организации, должностных инструкций
работников бухгалтерии,
формы ведения бухгалтерского
учета
рабочего плана счетов бухгалтерского
учета;
технологии обработки учетной
информации;
форм первичных учетных документов,
не предусмотренных типовыми формами;
плана (графика) документооборота;
форм документов для внутренней
и внешней бухгалтерской отчетности;
порядка внутреннего контроля;
порядка проведения инвентаризации.
Учетная политика организации
регламентирует деятельность бухгалтерии,
и именно от нее в решающей степени зависит
качество учета.
Взаимодействие
бухгалтерской службы с кредиторами.
Счет 76 «расчеты с разными
кредиторами дебиторами» Достаточно часто
встречающейся ошибкой на предприятиях
является несвоевременное списание кредиторской
задолженности по расчетам с поставщиками,
подрядчиками и прочими кредиторами, которое
расценивается налоговыми органами как
не учет (занижение) в не реализационного
дохода организации.
Пунктом 68 Положения
о бухгалтерском учете предусмотрено
списание на финансовые результаты деятельности
организации или на увеличение финансирования
(фондов) для бюджетной организации кредиторской
(по счетам 60,76) и дебиторской задолженности
(по счету 76) срок исковой давности которой
истек. Срок исковой давности установлен
ст.196 ГК РФ и составляет три года. Поэтому
в том случае, если предприятие приобретало
материалы и списало их в производство,
в бухгалтерском учете должны быть сделаны
проводки: Дт 10 Кт 60 – оприходованы материалы;
Дт 20 КТ 10 – списаны
материалов производство.
(поскольку оплата
оприходованных материалов организацией
не производилась и расчетные документы
отсутствовали, у предприятия не было
основания списать НДС в зачет при расчетах
с бюджетом)
Дт 19 Кт 60 – учтен НДС,
подлежащий уплате поставщику;
В том случае, если
предприятие не рассчиталось с поставщиком
материалов, в учете должны быть сделаны
проводки:
Дт 60Кт 80 (88) – списана
кредиторская задолженность организации
надавность.
Дт 81Кт 19 – списан НДС,
подлежащий уплате поставщику.
В ситуации, когда предприятие
получило аванса в силу ряда причин не
вернуло (не смогло вернуть) его кредитору
в течение трех лет, бухгалтерские проводки
должны быть следующими: Дт 51 Кт 64 –получена
предоплата;
Дт 64 Кт 68 / «НДС» -начислен
НДС с авансов.
Дт 64 Кт 80(88) – списаны
суммы, числящиеся на счете 64, по истечении
срока исковой давности.
Согласноп.67 Положения
о бухгалтерскому чете, дебиторская задолженность
по истечении срока исковой давности списывается
на финансовые результаты деятельности
организации. Причем такие суммы предусмотрено
включать в состав в не реализационных
расходов предприятия и соответственно
уменьшать налогооблагаемую базу при
расчете налога на прибыль (см. п. 15 Положения
о составе затрат).
Убытки от списания
дебиторской задолженности у предприятий,
которые учитывают при формировании налогооблагаемой
базы выручку по оплате, не могут совпадать
с убытками, которые в данной ситуации
получает предприятие, признающее выручку
по отгрузке и рассчитавшееся с бюджетом
по всем налогам. В последнем случае убыток
действительно составляет всю не полученную
от покупателя сумму, в то время как реальный
убыток предприятия, не имевшего в целях
налогообложения выручки по данной сделке,
составляет только сумму затрат на производство
продукции. На счетах бухгалтерского учета
данная сумма выявляется путем отнесения
на прибыль не уплаченной в бюджет суммы
НДС, ранее учтенной при формировании
финансового результата, и признания в
целях налогообложения необходимости
уменьшения отрицательного результата
на сумму выявленной в отчетном периоде
отгрузки и неполученной прибыли от сделки
(данная неполученная прибыль числилась
ранее на отдельном счете 80/«Неполученная
прибыль» и не может учитываться на балансе
предприятия при отсутствии задолженности,
исходя из которой она была сформирована).
Принцип
последовательности применения учетной
политики.
Применение принятой
организацией учетной политики последовательно
от одного отчетного года к другому необходимо
прежде всего для того, чтобы показатели
статей бухгалтерской отчетности были
сопоставимы.
Именно поэтому в случае,
когда предприятие меняет учетную политику
в части оценки, организации, способов
учета отдельных объектов учета, оно должно
пересчитать вступительные остатки на
начало отчетного периода с целью обеспечения
их сравнимости с остатками на конец отчетного
периода.
Оценка
качества информации в финансовой отчетности.
Одна из основных задач
бухгалтерского учета, согласно Федеральному
закону «О бухгалтерском учете» (п. 3 ст.
1), — «формирование полной и достоверной
информации о деятельности организации
и ее имущественном положении, необходимой
внутренним пользователям бухгалтерской
отчетности — руководителям, учредителям,
участникам и собственникам имущества
организации, а также внешним — инвесторам,
кредиторам и другим пользователям бухгалтерской
отчетности.
Отсюда следует, что
финансовая информация, содержащаяся
в регистрах бухгалтерского учета и в
бухгалтерской отчетности, представляет
собой основной результат бухгалтерской
деятельности. Важнейшими критериями
качества бухгалтерской информации становятся
полнота и достоверность.
Достоверной и полной
считается бухгалтерская отчетность,
сформированная исходя из правил, установленных
нормативными актами по бухгалтерскому
учету.
Федеральный закон
«О бухгалтерском учете». Положение по
бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» (ПБУ 4/99), Методические
рекомендации о порядке формирования
показателей бухгалтерской отчетности
организации и другие нормативные акты
по бухгалтерскому учету определяют состав
бухгалтерской отчетности и общие требования
к ее формированию.
1.Для обеспечения достоверности
данных бухгалтерского учета и бухгалтерской
(финансовой) отчетности организации обязаны
проводить инвентаризацию имущества и
обязательств, в ходе которой проверяются
и документально подтверждаются их наличие,
состояние и оценка.
2.Данные бухгалтерской
(финансовой) отчетности организации должны
включать показатели деятельности всех
подразделений, в том числе выделенные
на отдельные балансы. Организации, составляющие
сводную бухгалтерскую отчетность с учетом
данных по своим дочерним (зависимым) обществам,
устанавливают объем представляемой им
дочерними и зависимыми обществами бухгалтерской
(финансовой) отчетности и требования
к ней, выдвигаемые учредителями для целей
форм.
Если выясняется недостаточность
данных для формирования полного представления
о финансовом положении организации, финансовых
результатах ее деятельности и изменениях
в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую
(финансовую) отчетность организация включает
соответствующие дополнительные показания
и пояснения к рекомендованным Минфином
России показателям.
3.При формировании
бухгалтерской (финансовой) отчетности
организаций должна быть обеспечена нейтральность
содержащейся в ней информации, т. е. исключено
одностороннее удовлетворение интересов
одних групп пользователей бухгалтерской
(финансовой) отчетности в ущерб другим.
Если посредством отбора или формы представленная
информация влияет на решения и оценки
пользователей с целью достижения предопределенных
результатов или последствий, то такая
информация не является нейтральной.
4.Показатели об отдельных
активах, обязательствах, доходах, расходах
и хозяйственных операциях, а также составляющих
капитала должны приводиться в бухгалтерской
(финансовой) отчетности обособленно в
случаях их существенности и если без
знания о них заинтересованными пользователями
невозможна оценка финансового положения
организации или финансовых результатов
ее деятельности.
5.Показатель считается
существенным, если его не раскрытие может
повлиять на экономические решения заинтересованных
пользователей. принимаемые на основе
отчетной информации. Существенной признается
сумма, отношение которой к общему итогу
соответствующих данных за отчетный гол
составляет не менее 5 %.
Организация может
принять решение о применении для целей
отражения в бухгалтерской (финансовой)
отчетности существенной информации критерия,
отличного от вышеназванного. Решение
организацией вопроса, является ли данный
показатель существенным, зависит от оценки
показателя, его характера, конкретных
обстоятельств возникновения.
6. По каждому числовому
показателю бухгалтерской (финансовой)
отчетности, кроме отчета, составляемого
вновь созданной организацией, должны
быть приведены данные как минимум за
два года — отчетный и предшествующий
ему. Организация вправе раскрывать по
каждому числовому показателю данные
более чем за два года, в этом случае она
должна обеспечить сопоставимость данных
за все периоды.
7. В бухгалтерской
(финансовой) отчетности не допускается
зачет между статьями активов и пассивов,
статьями прибылей и убытков, кроме случаев,
когда такой зачет предусмотрен соответствующими
положениями по бухгалтерскому учету.
В современных условиях
входящие в состав бухгалтерской отчетности
формы не являются жестко регламентированными,
а составляются организациями с учетом
рекомендаций Минфина России, изложенных
в приказе от 13 января 2000 г. № 4н. Вместе
с тем при самостоятельной разработке
организацией форм бухгалтерской отчетности
на основе рекомендуемых Минфином образцов
должны соблюдаться рассмотренные выше
общие требования к бухгалтерской отчетности.
Общие требования,
сформулированные в законодательных и
нормативных актах, призваны обеспечить
высокий уровень качества финансовой
информации, необходимый для проведения
финансового анализа хозяйственной деятельности
организации всеми группами пользователей.
Требования, предъявляемые
пользователями к бухгалтерской отчетности,
называют качественными характеристиками
отчетной информации. В международных
стандартах финансовой отчетности к таким
характеристикам относят: уместность,
понятность, надежность, сопоставимость.
Уместность информации
определяется ее возможностью оказывать
влияние на экономические решения. Уместность
рассматривается сточки зрения содержания
информации и ее существенности. Согласно
российским и международным стандартам
информация признается существенной,
если ее пропуск может повлиять на мнение
пользователей.
Понятность информации
означает ее доступность для понимания
пользователями при условии, что последние
обладают определенным уровнем знаний.
Надежной считается
такая информация, в которой нет существенных
ошибок. Надежность информации обеспечивают:
• достоверность ее
представления — информация должна соответствовать
действительному положению дел;
• нейтральность —
на формирование отчетности не должны
оказывать влияние субъективные мнения
ее составителей;
• полнота отражения
данных в отчетности;
• осмотрительность
— выражается в консерватизме оценки
фактов хозяйственной жизни организации;
• преобладание содержания
над формой — события в отчетности должны
отражаться исходя из их экономического
содержания, а не только из их юридической
формы.
Сопоставимость информации
означает сравнимость данных, отражаемых
в отчетности, с соответствующими данными
прошедших периодов или данными других
организаций. Сравнимость обеспечивается
через постоянство методов ведения учета,
кроме того, большинство форм отчетности
содержит данные за предшествующий период
по аналогичным показателям.
Соответствие информации,
содержащейся в финансовой отчетности,
основным качественным характеристикам
и бухгалтерским стандартам обеспечивает
ее достоверное и объективное представление.
Финансовая информация, отвечающая перечисленным
требованиям, становится пригодной для
выработки и принятия грамотных управленческих
решений.
Проанализировав требования
пользователей бухгалтерской отчетности
и требования, предъявляемые к формированию
бухгалтерской отчетности законодательно,
можно сделать вывод, что в настоящее время
в Российской Федерации созданы законодательные
условия для соблюдения интересов внешних
и внутренних пользователей бухгалтерской
(финансовой) отчетности. Однако на практике,
как известно, не всегда бухгалтерская
отчетность организации соответствует
требуемому уровню качества. Особенно
негативно это сказывается на интересах
внешних пользователей, поэтому в процессе
анализа финансового положения организации
необходимо проводить оценку качества
бухгалтерской (финансовой) информации,
и прежде всего ее надежности.