Особенности денежно-кредитной политики Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 00:26, реферат

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Содержание работы

Введение
Цели денежно-кредитного регулирования
Инструменты и методы денежно-кредитной политики
Особенности денежно-кредитной политики Банка России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

одцб реферат.docx

— 42.26 Кб (Скачать файл)

  Инструменты и  методы денежно-кредитной  политики.

      Рассмотрим  основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь:

  • изменение ставки рефинансирования,
  • изменение норм обязательных резервов,
  • операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой,
  • а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

    Нормы обязательных резервов. 

      В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных  требований представляет собой установленное  в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным (объемным) или  относительным (приращению) показателям  пассивных (депозитов) либо активных (кредитных  вложений) операций. Использование  нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к  их определенной части) характер воздействия.

      Минимальные резервы выполняют две основные функции:

      Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации.

      Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими  кредитов), а, следовательно, и возможности  осуществления ими депозитной эмиссии.

      Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

      Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

      Рефинансирование  коммерческих банков.

      Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный  банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

      Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли  определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую  сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более  низкой цене, чем коммерческий банк.

      В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью  данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной  ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным  операциям коммерческих банков, что  приводит к их сокращению, поскольку  происходит удорожание кредита, и наоборот.

      Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

      Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческие банки вносить  необходимые коррективы в свою деятельность.

      Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный  метод почти полностью теряет свою эффективность.

      Операции  на открытом рынке.

      Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной  политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

      Этот  метод заключается в том, что  центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в  банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки  периодически вносят изменения в  указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. 

Особенности денежно-кредитной  политики Банка России

      В последние годы денежно-кредитная  политика Банка России в целом  характеризовалась недостатком  системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки, неразработанности  методики оценки спроса на деньги и  концептуальных подходов к формированию денежного предложения, неэффективном  управлении золотовалютными резервами, отсутствий системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной  согласованности ДКП с состоянием финансового рынка и банковского  сектора. В частности, при разработке основных направлений денежно-кредитной  политики Банк России не определяет ее объекты и особенности трансмиссионного механизма.

      Важно учитывать, что реакция конкретных объектов ДКП на действия монетарных властей не одинакова при разном сочетании макроэкономических факторов, при изменяющейся динамике внешнеэкономических условий. Поэтому выбор в качестве приоритетного конкретного объекта ДКП должен осуществляться на основе анализа всего комплекса макроэкономических условий. В мировой практике к целям ДКП традиционно относится обеспечение основных показателей макроэкономической устойчивости - экономического роста, занятости, ценовой стабильности, высокой конъюнктуры финансового рынка. В этой связи надо отличать цели ДКП от целевых показателей ее реализации. Последние включают: денежные агрегаты; размеры колебаний процентной ставки; темпы инфляции; уровень поддержки валютного курса.

      Для эффективного функционирования трансмиссионного механизма ДКП в российской экономике  необходимо выявить его каналы, что  должно основываться на эконометрическом анализе широкого круга показателей. Например, использование процентной ставки в зависимости от особенностей экономики конкретной страны может  повлиять на разные экономические индикаторы. Ее рост способен привести к увеличению товарных запасов вследствие удорожания потребительского кредита. Очевидно, подобная ситуация реальна для экономики с развитой кредитной системой. Но изменение процентной ставки может также сказаться на объемах кредитования реального сектора и, кроме того, обусловить снижение денежного мультипликатора с соответствующим изменением динамики денежных агрегатов. Поэтому определение конкретных каналов трансмиссионного механизма должно основываться на изучении особенностей российской экономики.

      Банк  России намерен в период до 2011 г. в основном завершить переход  к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. Под инфляционным таргетированием  обычно понимается разновидность ДКП, при которой центральный банк публично объявляет количественный показатель допустимой инфляции и берет  на себя обязательство обеспечить рост цен в пределах установленного диапазона. Основным механизмом достижения указанной  цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента ДКП применяется краткосрочная процентная ставка.

      Таким образом, стремление центрального банка  оказать на хозяйствующих субъектов  психологическое воздействие и  побудить их рассчитывать инвестиционные проекты с учетом последующего снижения инфляции основывается на регулировании "цены" денег. Иными словами, инфляционное таргетирование не базируется на объективных  взаимозависимостях между макроэкономическими. Его показателями основой выступает устойчивость взаимосвязанных и сбалансированных процессов, которые сложились в экономической системе в предшествующий период. Соответственно возможность их изменения не учитывается центральными банками, объявившими о переходе к таргетированию инфляции.

      Отметим, что страны, использующие инфляционное таргетирование (Австрия, Великобритания, Канада, Швеция), добились в 1990-е годы таких же результатов в снижении роста цен, какие были достигнуты странами, не опиравшимися на данный вариант  ДКП (США, страны еврозоны, Япония). Инфляционное таргетирование не применяется ни в  одной из стран с недиверсифицированным  экспортом. Это, скорее всего, связано  с низкой степенью прогнозируемости макроэкономической ситуации в них, а также со значительными колебаниями  конъюнктуры мировых товарных рынков.

      Планируемый переход Банка России к таргетированию инфляции может значительно усилить  риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте ДКП для  ослабления воздействия на нее внешних  шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ  от поддержки валютного курса  в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля  по отношению к другим валютам  и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться  дополнительное воздействие. Таким  образом, поставленную Банком России задачу завершения перехода в 2009-2011 гг. к режиму таргетирования инфляции нельзя считать необходимой и обоснованной.

      Банком  России также продекларирована задача превращения процентной ставки в  главный инструмент ДКП. Предполагается обеспечить постепенное сужение  диапазона процентных ставок по собственным  операциям ЦБ РФ и снижение волатильности  ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования  кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок.

      Активизация процентной политики Банка России, усиление воздействия его кредитной политики на реальную экономику, а также на формирование денежного предложения должны состоять в обеспечении структуризации процентных ставок, в осуществлении мероприятий по их регулированию. Банку России следует широко использовать мировой опыт проведения процентной политики, в частности систему регулирования разновременных процентных ставок по: операциям рефинансирования (main refinancing operations); долгосрочным операциям рефинансирования (longer-term refinancing operations); операциям тонкой настройки (fine-tuning operations); операциям, связанным со структурными преобразованиями (structural operations); операциям льготного кредитования (marginal lending facility).

      Обязательным  условием обеспечения сбалансированности спроса и предложения денег является наличие обоснованной методики оценки спроса на них. В начале 1990-х годов  при его оценке в российской экономике  была допущена системная ошибка, состоявшая в том, что спрос на деньги определялся  на основе динамики ВВП. Соответственно при падении этого показателя была реализована политика сжатия денежного  предложения, которая привела к  росту процентной ставки и огромному  бюджетному дефициту в результате неспособности  предприятий выплачивать налоги в денежной форме при тотальной  бартеризации экономики. Но следовало  учитывать, что именно в указанный период увеличивались объемы посреднических операций, развивался фондовый рынок, а также рынки земли и недвижимости. В таких условиях падение ВВП сопровождалось ростом объема сделок в экономике. Поэтому спрос на деньги не падал, а, наоборот, возрастал.

Информация о работе Особенности денежно-кредитной политики Банка России