Особенности финансового планирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 14:49, реферат

Описание работы

В последние два десятилетия экономика России пережила три диаметрально противоположных подхода к проблеме планирования. Вплоть до конца 80-х гг. ХХ века планирование считалось основой организации социально-экономической жизни, главным рычагом государственной экономической политики и имело в значительной мере директивный характер. Конец 80-х - начало 90-х годов ознаменовалось разрушением сложившейся системы хозяйствования с повсеместным отказом от использования плановых методов организации производственно-хозяйственной деятельности, что во многом стало одной из причин глубоких кризисных явлений в экономике страны.

Содержание работы

Введение

1. Теоретико-методологические основы финансового планирования

1.1 Понятие, необходимость, задачи и этапы финансового планирования

1.2 Финансовое планирование некоммерческих организаций

2. Особенности финансового планирования в Российской Федерации

2.1 Реформа финансового планирования в России

2.2 Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов

2.3 Преимущества и проблемы среднесрочного финансового планирования (3-х летнего бюджета)

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа Особенности финансового планирования в Российской Федерации .doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

 

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

 

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

 

На третьем этапе составляется финансовый план, как документ обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

 

На данном этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития. В рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается наиболее оптимальный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Финансовое планирование  в некоммерческих организациях

 

Некоммерческая организация - организация, которая не рассматривает получение прибыли как первостепенную цель своей деятельности. НКО не выплачивают дивидендов и не дают коммерческих выгод своим учредителям, однако это не означает, что руководители НКО не должны заботиться об эффективности работы своей организации. Таким образом, менеджмент в некоммерческих организациях имеет много общих черт с управлением коммерческими организациями, однако имеется и ряд важных отличий. Управление финансовой деятельностью некоммерческой организации начинается с финансового планирования, которое осуществляется на тот или иной срок и заключается в определении необходимых расходов и доходов организации для успешного выполнения ею своих функций, в согласовании денежных потоков, в поиске и оценке возможных источников финансирования. Финансовое планирование - это планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов.

 

Уставная деятельность некоммерческой организации осуществляется на основании финансового плана или запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и т.д.) доходов и расходов. Финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. Доходная часть финансового плана - это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации; назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации. Таким образом, реализуется балансовый принцип составления финансового плана. При этом финансовый план можно представить в виде документа - сметы доходов и расходов. Составление сметы является обязательным требованием п. 1 ст. 3 Федерального закона № 7 ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях».

 

Отметим, что смета и бюджет имеют существенное различие: смета составляется на отдельный проект или программу, а бюджет организации включает расходы всех проектов и программ. Бюджет (финансовый план) организации является единственным документом, определяющим структуру целевых доходов и расходов некоммерческой организации. На его основе строится вся система бухгалтерского учета. В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджет и отчет об исполнении бюджета утверждаются высшим органом управления некоммерческой организации.

 

Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:

 

-некоммерческая организация отталкивается от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;

 

-исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.

 

Некоммерческие организации могут получать финансирование из разнообразных источников: в виде вступительных взносов, федеральных и местных органов власти, пожертвований и т.д., а также от клиентов (например, от учащихся колледжа, в наркологических центрах - от пациентов) в форме оплаты предоставляемых услуг. Таким образом, планирование деятельности некоммерческой организации напрямую зависит от источников ее финансирования:

 

сметное финансирование; - сочетание сметного финансирования с самоокупаемостью (частичная самоокупаемость); - полная самоокупаемость.

 

В Финляндии основным источником формирования доходов организации является государство. В Швеции финансовая поддержка от государства значительно меньше, это в основном покупка социальных и прочих услуг у некоммерческих организаций. В России пока нет практики широкого финансирования некоммерческих организаций государством. Государство оказывает помощь некоммерческим организациям в основном через субсидии и государственные заказы. Только отдельные некоммерческие организации могут получить целевое бюджетное финансирование (попасть в строку бюджета). Например, в Санкт-Петербурге средства, выделяемые городом на поддержку некоммерческих организаций, составляют не более 0,12% всех бюджетных средств. Некоммерческие организации России существуют преимущественно на средства крупных фондов (в основном иностранных) и средства частных доноров.

 

Смета является основой финансового планирования некоммерческой организации. Обычно она составляется на календарный год, а также на выполнение определенной программы или проекта (перед его началом). Проект сметы обсуждается и утверждается высшим руководящим органом в соответствии с уставом организации. Изменения, которые необходимо внести в смету, следует письменно согласовать с тем органом, который утвердил первоначальный вариант. В смете отражаются объемы и источники средств некоммерческих организаций, необходимые для обеспечения ее деятельности, а также данные об их использовании.

 

Финансовая смета - это подробный план распределения физических ресурсов предприятия, выраженных в денежной форме. С финансовой сметой сравнивают фактические результаты деятельности организации. Принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

 

целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной классификацией; - строгая регламентация бюджетных средств на основе установленных законодательством норм расходов; - контроль за рациональным использованием средств.

 

Рассмотрим особенности финансового механизма бюджетных учреждений:

 

 бюджетное учреждение осуществляет  операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой; 2) бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) и самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам; 3) бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

 

Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения утверждены приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н.

 

Исследование опыта некоммерческих организаций зарубежных стран показывает, что состав расходов организаций примерно одинаковый. В структуре расходов преобладают расходы на персонал (включая налоги, командировки, социальный пакет), и они превышают 60% (рис. 1 и 2). Так же как и в России, расходы на персонал не зависят от того, в какой организации (коммерческой или некоммерческой) работает сотрудник - налоги, социальные выплаты, командировочные расходы и отчетность по ним одинаковые.

Чтобы уложиться в смету, нельзя исключать возможное изменение таких факторов, как уровень инфляции, цены на товары и услуги, налоги (они тоже время от времени меняются). Для некоммерческих организаций корректировка сметы возможна при изменении параметров целевых программ, когда либо уменьшаются, либо увеличиваются объемы средств запланированных источников целевого финансирования (целевых поступлений).

 

Организация вправе изменить смету не только по количеству, но и по качеству, когда общая сумма расходов (доходов) может остаться неизменной, а доходы (расходы) перераспределяются между собой.

 

По окончании года должен быть составлен и утвержден отчет о выполнении сметы (финансового плана). В отчете о выполнении сметы сопоставляются плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными. Они берутся из бухгалтерского учета организации, который является наиболее полной системой обобщения информации о ее деятельности. С помощью сопоставления планируемых и фактических данных оценивается, насколько исполнена смета, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на срыв плановых показателей.

 

Отчет о выполнении сметы доходов и расходов, так же как и сама смета, является важным финансовым документом, подтверждающим, что некоммерческая организация действует в рамках своей уставной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

1 Реформа финансового  планирования в России

 

 

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование - это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами. Результатом планирования является план либо совокупность планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем.

 

На общегосударственном и территориальных уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов. Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов.

 

Для успешной реализации задач, возлагаемых обществом на государство, проведения государственной социально-экономической политики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов - таким фондом и является государственный бюджет.

 

Граждане и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи. Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги - образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином в отдельности.

 

Предпосылки для решения этих стратегических задач были заложены в первой половине 2000-х годов восстановлением долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы.

 

Это позволило обеспечить прозрачность и подотчетность формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность бюджетной отчетности. Установился жесткий и действенный контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств.

 

Гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с одной стороны, и, с другой стороны, принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины - основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно - необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики.

 

В 2004-2006 годах были сделаны первые шаги по решению этой стратегической задачи. Для реализации целей реформы важнейшее значение имеет предусмотренная в новой редакции Бюджетного кодекса РФ организация бюджетного процесса на основе расходных обязательств соответствующего публично-правового образования и переход всех бюджетов бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию - формированию бюджетов на трехлетний период.

 

Таким образом, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов должны будут составляться и приниматься в режиме «скользящей трехлетки» с процедурой ежегодных изменений.

 

Этот метод дает возможность планировать крупные проекты, выходящие за рамки года, а также предполагает, что планирование расходов должно происходить на основе разделения действующих и принимаемых обязательств.

 

То есть в начале трехлетнего планирования будут определяться расходная часть бюджетов исходя из принятых ранее обязательств. По мере продвижения внутри трехлетнего цикла возникающий объем дополнительных средств может направляться на финансирование вновь принимаемых обязательств, регламентируемых нормативно-правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

С принятием технологии среднесрочного финансового планирования принципиально не должно возникать обязательств перед гражданами, которые бы бюджет любого уровня бюджетной системы, в соответствии с законодательством РФ, не исполнял. С этой целью из общего объема расходных обязательств выделена особая категория - публичные обязательства, подлежащие исполнению в силу закона или нормативно-правового акта любого уровня публичной власти. В их составе особое место занимают публичные нормативные обязательства перед физическими лицами.

Информация о работе Особенности финансового планирования в Российской Федерации