Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

На протяжении многих лет интересы небольших компаний и предпринимателей различных сфер деятельности защищал Закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Этот нормативный акт гарантировал небольшим фирмам льготные условия кредитования, страхования, сохранение порядка и условий налогообложения, а также ряд упрощенных процедур в предпринимательской деятельности. Однако с момента принятия данного Закона многое изменилось, а отдельные его нормы устарели и признаны утратившими силу. Чтобы не оставлять субъектов малого предпринимательства без государственной поддержки, законодатель не стал вносить поправки и дополнения в действующий Закон, а разработал новый - Закон о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, который вступает в силу с 01.01.2008года.

Содержание работы

Введение
Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в России
Статья 22 ФЗ № 209 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства»
Реализация статьи 22 ФЗ № 209 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства » в России
Заключение

Файлы: 1 файл

малые предприятия.docx

— 42.65 Кб (Скачать файл)

Введение

  1. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в России
  2. Статья 22 ФЗ № 209 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства»
  3. Реализация статьи 22 ФЗ № 209 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства » в России

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих лет интересы небольших компаний и предпринимателей различных сфер деятельности защищал Закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Этот нормативный акт гарантировал небольшим фирмам льготные условия кредитования, страхования, сохранение порядка и условий налогообложения, а также ряд упрощенных процедур в предпринимательской деятельности. Однако с момента принятия данного Закона многое изменилось, а отдельные его нормы устарели и признаны утратившими силу. Чтобы не оставлять субъектов малого предпринимательства без государственной поддержки, законодатель не стал вносить поправки и дополнения в действующий Закон, а разработал новый - Закон о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, который вступает в силу с 01.01.2008года. Само название документа говорит о том, что государство намерено заботиться не только о малых предприятиях и предпринимателях, но и о развитии субъектов среднего предпринимательства.

Итак, 24 июля 2007 г. принят новый Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" N 209-ФЗ (далее - Закон N 209-ФЗ), который вступит в силу с 1 января 2008 г. и заменит собой действующий в настоящее время Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).

Закон N 88-ФЗ фактически не применяется на практике, поскольку предусмотренные в нем льготные налоговые режимы для малого предпринимательства утратили силу с принятием Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 31 июля 1998г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Помимо этого не было принято соответствующих подзаконных актов, обеспечивающих реальное исполнение и применение данного Закона.

 

 

 

 

 

1. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в России.

Ст. 7 Закона N 209-ФЗ. Государство предусматривает множество мер для нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • иные, направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона меры.

2. Статья 22. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства.

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства и оказывающих  поддержку субъектам малого и  среднего предпринимательства, в  том числе технопарков, центров  коммерциализации технологий, технико-внедренческих  и научно-производственных зон, и  обеспечения деятельности таких организаций;

2) содействия патентованию  изобретений, полезных моделей, промышленных  образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации  иных результатов интеллектуальной  деятельности, созданных субъектами  малого и среднего предпринимательства;

3)создания условий для  привлечения субъектов малого  и среднего предпринимательства  к заключению договоров субподряда  в области инноваций и промышленного производства;

4) создания акционерных  инвестиционных фондов и закрытых  паевых инвестиционных фондов.

3. Реализация статьи 22 ФЗ-209 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства»

Малый бизнес, является основой для развития экономики любой страны и Россия не является исключением. Так как малые предприятия выступают связующим звеном между наукой и производством, необходимо внедрение научно — технических разработок, передовых технологий, форм организации труда и управления. Также малый бизнес, являющийся неотъемлемой частью производства наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, технологии, это в свою очередь поддерживает непрерывный научно-технический прогресс.

 

Но в современных условиях малый инновационный бизнес сталкивается с множеством проблем и факторами, сдерживающими инновационный рост. Выделим основные факторы, сдерживающие внедрение инноваций:

  • отсутствие закона, регулирующего инновационную деятельность
  • высокая стоимость нововведений;
  • трудности с получением кредита;
  • недостаточная финансовая поддержка со стороны государства;
  • высокий экономический риск;
  • низкий платежеспособный спрос на новые продукты;
  • низкая востребованность малого инновационного бизнеса;
  • недостаточное количество квалифицированных кадров

Все выше перечисленные факторы не позволяют инновационному бизнесу в России эффективно развиваться. Политика, которая проводится в нашей стране в области регулирования малого предпринимательства не обеспечивает должной поддержки и приоритетного развития малого инновационного бизнеса, вследствие этого доля инновационных предприятий в общем количестве малых предприятий в 2012 году очень мала и составила 1,5–2 %, в то время как в Европе данный показатель составил 40 %. Доля расходов же малых предприятий на нововведения составляет 4- 5 %.

Сегодня доля России в общем объеме мирового рынка наукоемкой продукции невелика и составляет всего 0,3 %.

Согласно данным исследовательского института Battelle Memorial Institute, в 2012 году мировые расходы на опытно-конструкторские разработки выросли на 5,2 % и составили 1,4 трлн. долларов. Ведущей страной по расходам на НИОКР являются США, которые направляют на эти нужды 2,8 % ВВП, или 436 млрд. долларов. Второе место у Китая — 1,6 % ВВП, или 198,9 млрд. долларов. Третье место принадлежит Японии — 157,6 млрд. долларов, или 3,5 % ВВП. Россия в этом перечне занимает 11-е место с расходами в 26,09 млрд. долларов, что составляет 1,08 % ВВП.

Сравнение финансирования государством расходов на НИОКР в России и в ведущих индустриальных странах представлен на рисунке 1

Рис. 1. Уровень бюджетных расходов на НИОКР в 2012 г., млрд. руб.

 

Следует отметить, что в других странах, малый бизнес наиболее развит и эффективен, и для того чтобы не отставать от мировых лидеров Россия должна в кратчайшие сроки перейти на инновационный путь модернизации экономики. В нашей стране существует огромный потенциал для развития малого инновационного бизнеса, но, к сожалению, он не используется в полном объеме. Основой причиной сдерживающий рост малого бизнеса является отсутствие комплексного подхода и последовательной реализации по развитию интеллектуального потенциала страны и её модернизации. Поэтому главной задачей на сегодняшний момент является создание системы поддержки малого инновационного бизнеса на государственном уровне.

Также для развития малого инновационного бизнеса по мнению президента объединения предпринимателей «ОПОРА» Александра Бречалова необходимо сотрудничество с зарубежными компаниями, желающими выйти на российские рынки, привнести свои технологии, а также локализовать производство в России. «Потенциал для сотрудничества содержится в рамках проекта «инновационный лифт», созданный в 2010 году ведущими российскими институтами развития (РОСНАНО, Фонд развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, РВК, СКОЛКОВО, ряд других) с целью продвижения перспективных инновационных проектов на территории РФ и глобальном рынке» .

Рассматривая инновационное развитие малого предпринимательства Республики Мордовия, следует отметить, что здесь действует более 28 000 субъектов малого и среднего бизнеса. Динамичное развитие малых предприятий в Мордовии, в основном, обеспечено реализацией Комплексных программ развития и государственной поддержки данного сектора экономики. Важным направлением государственной поддержки малого предпринимательства в республике, в том числе в рамках указанных Программ, является привлечение финансовых ресурсов из различных источников для целей инфраструктурного обеспечения потребностей малого бизнеса и реализация высокоэффективных бизнес-проектов в приоритетных направлениях производственной сферы.

Бизнес-инкубатор Республики Мордовия является одним из элементов государственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Он существенно помогает начинающим предпринимателям. По мнению председателя ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» Александра Салмова, на государственную поддержку могут рассчитывать не все виды бизнеса, а приоритетные резиденты которыми на конкурсной основе становятся малые предприятия, деятельность которых направлена на создание новой услуги, нового продукта, улучшение их качественных характеристик, т. е. бизнес, связанный с производством, инновациями, либо наращиванием того или иного управленческого, консалтингового или информационного направления — все это сегодня очень актуально и востребовано. Поэтому если государство предоставляет стартующему бизнесу определенные преференции — низкую арендную плату, бесплатное оснащение рабочих мест, юридическую и организационную поддержку — то вполне понятно, что его идея, проект должны нести в себе определенную уникальность, инновационность и, разумеется, экономический эффект.

На сегодняшний день Бизнес-инкубатором поддерживается несколько инновационных бизнес-проектов. Один из них — проектирование, изготовление и размещений фотолюминесцентных эвакуационных систем (реализуется предприятием «Стандарты безопасности»). Суть проекта заключается в производстве и применении визуальных элементов, используемых для создания систем, обеспечивающих безопасность людей в экстремальных ситуациях, в том числе в быту (применение новых материалов с эффектом послесвечения) в соответствии с государственными стандартами, нормами и правилами. Кроме того, компания занимается разработкой и нанесением антискользящих покрытий, оказывает услуги по разработке дизайна интерьеров с использованием фотолюминесцентных систем различного назначения.

Таким образом, малый бизнес в Мордовии в последние годы качественно изменился. В республике начали работать новые структуры по государственной поддержке бизнеса, увеличились инвестиции в сферу малого предпринимательства.

Заключение

Исходя из результатов и проблем развития малого бизнеса, следует, что в условиях инновационного развития и в условиях модернизации экономики страны необходимо расширение объемов и масштабов государственного регулирования малого бизнеса. Инновационная деятельность малых предприятий имеет большое значение для России. Поэтому требует особого внимания со стороны федеральных и региональных органов власти.

Для того чтобы малый бизнес действительно оказывал положительное влияние на развитие экономики и способствовал укреплению конкурентоспособности российской продукции особенно ее реального сектора, общее число малых предприятий по стране должно быть не менее 2–3 млн, примерно равномерно распределенных территориально . В каждом округе, необходимо развивать малые формы предпринимательства именно в той отрасли экономики, которая эффективно развивается и учитывает характерные особенности территории. Также необходимо распространение малого бизнеса во всех отраслях экономики, за исключением естественных монополий.

Распределение малых предприятий должно быть оптимальным, т.е. основная их доля – в реальном секторе экономики, а менее значительная в торговле, сфере услуг и научной сфере.

В сложившихся условиях необходимо:

– проработка законодательной базы, регламентирующей функционирование малого бизнеса в производственных отраслях, создающих конечный продукт;

– разработка эффективной системы кредитования малого бизнеса;

– эффективная поддержка со стороны государства, способствующая распространению малого бизнеса в реальном секторе экономики и в научной сфере;

– установление связей между научными учреждениями, занимающимися инновационными разработками, сферой малого бизнеса и предприятиями массового производства.

Информация о работе Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в России