Особенности учета аренды основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности учета аренды основных средств.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть состав основных средств.
2. Изучить классификацию основных средств.
3. Определить виды аренды.
4. Рассмотреть учет долгосрочно арендуемых основных средств.
5. Проанализировать учет основных средств на условиях текущей аренды.

Файлы: 1 файл

Курсовая БФУ.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Существует два вида аренды:

1.    Текущая аренда

2.    Долгосрочная (финансовая, лизинг) аренда (с выкупом основных средств)

Учет текущей  аренды у арендодателя (арендатора) включает в себя следующие разделы:

·   Сдача (прием) основных средств в аренду

·   Начисление арендной платы к получению (к перечислению)

·   Отражение затрат по ремонту и капитальным вложениям по арендованным основным средствам

·    Возврат арендованных основных средств. [5]

При сдаче основных  средств в текущую аренду перехода права собственности не происходит, поэтому у арендодателя переданные в аренду основные средства с баланса не снимаются (амортизация начисляется с Д 91 К 02), а у арендатора – ставятся на забалансовый учет (Д 001).

Суммы начисленных  арендных платежей:

·    У арендодателя – включаются с состав прочих доходов 

(Д 76  К  91) и по ним начисляется НДС  (Д 91  К 68)

·    У арендатора – включаются в издержки производства и обращения (Д 20, 26, 44 К 76), НДС отражается на счете 19 (Д19 К 76).

Затраты по текущему ремонту арендованных основных средств, производимых арендатором, включаются в издержки производства и обращения  (Д20,26,44,43    К 10,70,69…).

 

 

2.2 Учет основных средств на условиях текущей аренды

Следует подчеркнуть, что, согласно ГК РФ, право сдачи  активов в аренду принадлежит  их собственнику и отношения между  арендатором и арендодателем  обязательно устанавливаются на основе договора аренды. В этом договоре отражается наименование имущества, передаваемого в аренду, его стоимость, срок аренды, размер и порядок внесения арендной платы, обязанности арендатора и арендодателя по содержанию имущества, условия возврата и пр. Как правило, арендная плата устанавливается в виде твердой суммы платежей или путем предоставления доли продукции, услуг или доходов, полученных в результате использования арендуемого имущества.

Текущая аренда заключается в том, что арендодатель передает арендатору имущество на определенный срок на условиях возврата. Объект передается в аренду на основании акта приемки-передачи основных средств. Одновременно в инвентарной карточке объекта в бухгалтерии арендодателя делается отметка о передаче. При этом за арендодателем сохраняется право собственности на переданное имущество, а к арендатору переходит только право пользования и владения им. Поэтому арендодатель продолжает показывать сданное в аренду имущество в своем балансе, а арендатор отражает его на забалансовых счетах. Арендатор за взятые в аренду основные средства выплачивает арендную плату

Порядок отражения  аренды основных средств в бухгалтерском  учете арендодателя Возможны два  варианта бухгалтерского учета в  зависимости от того, является или не является аренда предметом деятельности арендодателя. В любом случае при передаче в аренду объектов основных средств производится запись по дебету субсчета «Основные средства, переданные в аренду» в корреспонденции с кредитом субсчета «Собственные основные средства» к счету 01 «Основные средства» [5]

Вариант I —  аренда является предметом деятельности арендодателя. В учете арендодателя сумма причитающейся арендной платы  входит в объем реализации и отражается в составе доходов по обычным  видам деятельности. Таким образом, на сумму начисленной платы за предоставление услуг по передаче в аренду объектов основных средств делается запись:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет  «Расчеты по арендной плате»

К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Все затраты, связанные  с оказанием услуг по передаче в аренду основных средств и начисленным  по ним амортизационным отчислениям, аккумулируются на калькуляционном  счете 20 «Основное производство»:

Д-т 20 «Основное  производство» 

К-т 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

В конце месяца все накопленные затраты списываются:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» 

К-т 20 «Основное  производство».

Кроме того, в  дебете счета 90 «Продажи» отражается и начисление к перечислению НДС  по оказанной услуге:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет  «Расчеты по НДС».

Таким образом, при сопоставлении двух сторон счета 90 «Продажи» выявляется финансовый результат от оказания арендных услуг и делаются бухгалтерские записи:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль (убыток) от продаж» 

К-т 99 «Прибыли и убытки» — на полученную прибыль;

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль (убыток) от продаж»  — на полученный убыток.

Получение арендной платы от арендатора отражается по дебету счетов денежных средств в  корреспонденции с кредитом счета 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками субсчет «Расчеты по арендной плате».

Вариант II передача объектов основных средств не является предметом деятельности арендодателя, то его доходы и расходы по аренде включаются в состав операционных доходов  и расходов.

В этом случае при  начислении причитающейся арендной платы делаются следующие бухгалтерские записи:

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате»

К-т 91 «Прочие  доходы и расходы», субсчет «Прочие  доходы».

Амортизационные отчисления начисляет собственник объектов основных средств:

Д-т 91 «Прочие  доходы и расходы», субсчет «Прочие  расходы»

К-т 02 «Амортизация основных средств».

Кроме того, на дебете счета 91 «Прочие доходы и  расходы», субсчет «Прочие расходы» собираются в течение месяца все затраты, связанные с оказанием арендных услуг.

Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» накапливается вся необходимая  информация для определения финансового  результата от оказания арендных услуг  и отражается:

Д-т 91 «Прочие  доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»

К-т 99 «Прибыли и убытки» — полученная прибыль;

Д-т 99 «Прибыли и убытки» 

К-т 91 «Прочие  доходы и расходы», субсчет «Сальдо  прочих доходов и расходов» — полученный убыток. [7]

Поступление от арендатора арендных платежей отражается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате» и дебету счетов денежных средств.

Порядок отражения  в бухгалтерском учете арендных операций у арендатора. Основные средства, полученные арендатором, принимаются на забалансовый учет в оценке, указанной в договоре аренды. При этом делается простая бухгалтерская запись по дебету счета 001 «Арендованные основные средства».

Если арендованные объекты основных средств используются у арендатора для производства продукции (оказания услуг, выполнения работ), то арендная плата рассматривается как расход по обычному виду деятельности и включается в текущие затраты.

Д-т 20 «Основное  производство», 23 «Вспомогательные производства»,

25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»

К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате».

Затраты на ремонт арендованных основных средств, производимые арендатором (предусмотренные договором аренды), также учитываются в составе его расходов по обычным видам деятельности.

Если арендованные объекты используются арендатором  для непроизводительных нужд, то арендная плата отражается:

Д-т 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате».

При фактическом  перечислении арендных платежей дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате» и кредитуются счета денежных средств. [3]

 

 

2.3 Учет долгосрочной аренды (лизинг).

Лизинг –  это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга  физическим или юридическим лицам  за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Предметом лизинга  могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которое  может использоваться для предпринимательской деятельности.

Предметом лизинга  не могут быть земельные участки  и другие природные объекты, а  также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения.

Отношения при  лизинге определяются ФЗ «О лизинге» №164-ФЗ от 29.10.98 г.

Для учета операций долгосрочной аренды (лизинга) в новом  плане счетов используются счета:

08 – вложения  во внеоборотные активы

62 – расчеты  с покупателями  и заказчиками

76 – расчеты  с разными дебиторами и кредиторами

98 – доходы будущих периодов

08,76 для арендатора, 03 и 97 для арендатора. [16]

Пример: Арендодатель отдает в аренду с правом выкупа ОС, первоначальная стоимость которых 120000, износ 24000. Цена соглашения 150000 под 10% годовых от цены соглашения сроком на 5 лет.

У арендодателя (таблица 1)

Списав таким  образом предмет лизинга со своего баланса, лизингодатель принимает  его на забалансовый учет на счет 011 "Основные средства, сданные в  аренду"). На забалансовом учете предмет  лизинга числится в оценке, указанной  в договоре лизинга.

У арендатора, арендующего  ОС на условиях долгосрочной аренды возникает  следующая хозяйственная ситуация (таблица 2)

-         с одной стороны, арендованное ОС показывается в балансе как часть имущества

-         с другой стороны, как подлежащее оплате обязательство

 

1)     списывается с баланса стоимость объекта (таблица 1)

 №

Содержание

Дебет

Кредит

Сумма

1

Списывается амортизация  по объекту

02

01

24000

2

Списывается остаточная стоимость объекта

91

01

96000

120000-24000

3

Передаются  в аренду ОС по цене соглашения

62

91

150000

4

Списывается разница  между остаточной стоимостью и ценой  соглашения

91

98

54000

150000-96000

5

Отражается  в учете сумма начисленных  процентов

62

91

15000

10% годовых

6

Ежегодное списание части сумм, учтенных как доходы будущих периодов на прибыль отчетного года

98

91

10800

54000:5 лет

7

Поступление годовой  арендной платы от арендатора и процентов

51,50

62

45000

(150000:5лет)=30000+15000


По истечении  срока действия договора сч. 62 закрывается.

В конце срока  действия арендного договора сч. 76 закрывается, выкупленные ОС переводятся в состав собственных основных средств  Д 01/2   К 01/1  150000, начисленный износ переносится с одного субсчета на другой Д 02/2  К 02/1.

 

 

(таблица 2)

Содержание

Дебет

Кредит

Сумма

1

Вступление  в силу арендного договора

08

01

76

08

150000

150000

2

Начисление  амортизации

20,26,44

02

3000

3

Выплата арендной платы

76

50,51

30000

4

Начисление  процентов по договору

91(84)

76

15000

5

Выплата начисленных  процентов

76

50,51

15000


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Договор аренды – один из самых распространенных договоров, применяемых в хозяйственной  деятельности различными предприятиями  и индивидуальными предпринимателями. В условиях перехода предприятия  к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.

Последствия экономического кризиса, затронувшие практически  всех субъектов предпринимательской деятельности, привели к тому, что в настоящее время заключение договоров аренды недвижимого имущества, особенно небольшими предприятиями, не имеющими достаточного количества собственных денежных средств, приобрело еще большее распространение. Аренда имущества для большинства субъектов предпринимательства представляется с экономической точки зрения более выгодной, чем приобретение этого имущества в собственность.

Однако, несмотря на достаточно обширную практику применения договоров аренды проблемы, связанные с их заключением, исполнением, а также учетом и налогообложением хозяйственных операций, возникающих в рамках арендных правоотношений, остаются актуальными и сейчас.

Информация о работе Особенности учета аренды основных средств