Особенности уличного рынка ценных бумаг и его отличие от первичного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг является одновременно и индикатором рыночной экономики, и главным ее финансовым рычагом. По характеру обращения ценных бумаг его можно рассматривать как первичный, т. е. представляющий собой первичное размещение выпущенных ценных бумаг среди инвесторов на финансовом рынке, и как вторичный, где осуществляется купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг. Кроме того, в соответствии с мировой практикой, рынок ценных бумаг делится на два в значительной мере независимых друг от друга рынка: организованный (биржевой) и свободный (внебиржевой). В общем виде понятие “организованный рынок” подразумевает сделки, заключенные на фондовой бирже, в то время как понятие “свободный рынок” предполагает сделки с ценными бумагами вне биржи, которые осуществляются между покупателем и продавцом через посредников

Содержание работы

1. Теоретическая часть………………………………………………………………………3
2. Практическая часть……………………………………………………………………….8
3. Приложение……………………………………………………………………………….9
4. Заключение………………………………………………………………………………12
4. Список используемой литературы……………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

контр по РЦБ.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Всероссийский заочный финансово – экономический институт»

(ВЗФЭИ)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

            по дисциплине        "Рынок ценных бумаг"    .

           Тема: Особенности уличного рынка ценных бумаг и его

                     отличие от первичного

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание

1. Теоретическая часть………………………………………………………………………3

2. Практическая часть……………………………………………………………………….8

3. Приложение……………………………………………………………………………….9

4. Заключение………………………………………………………………………………12

4. Список используемой  литературы……………………………………………………...13                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

Рынок ценных бумаг - это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. в осуществлении посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг [1].

Развитие рынков ценных бумаг в мире происходило  неравномерно, как по странам, так и во времени. Быстрее их эволюция протекала в промышленно развитых станах. В отдельные временные периоды наблюдались всплески активности развития рынков ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг  является одновременно и индикатором  рыночной экономики, и главным ее финансовым рычагом. По характеру обращения ценных бумаг его можно рассматривать как первичный, т. е. представляющий собой первичное размещение выпущенных ценных бумаг среди инвесторов на финансовом рынке, и как вторичный, где осуществляется купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг. Кроме того, в соответствии с мировой практикой,  рынок ценных бумаг делится на два в значительной мере независимых друг от друга рынка: организованный (биржевой) и свободный (внебиржевой). В общем виде понятие “организованный рынок” подразумевает сделки, заключенные на фондовой бирже, в то время как понятие “свободный рынок” предполагает сделки с ценными бумагами вне биржи, которые осуществляются между покупателем и продавцом через посредников [2].

В западных странах кроме первичного (внебиржевого) и вторичного (биржевого) рынков ценных бумаг существует также внебиржевой уличный рынок. Это обусловлено рядом обстоятельств: определенными ограничениями по приему акций к котировке на фондовой бирже высокими комиссиями и требованиями, монополизацией членства на бирже [3].

Выделение внебиржевого рынка означает создание нового канала финансирования средних и мелких компаний через рынок ценных бумаг. Для таких компаний  «уличный»  рынок служит своеобразным спасательным средством как источник финансирования. Кроме того, он также служит дополнительным источником получения средств для крупных компаний, которые, не сумев перепродать ценные бумаги на бирже, сбрасывают их на «уличном» рынке.

«Уличный» рынок носит  как организованный, так и неорганизованный характер. При организованном рынке действуют саморегулирующиеся органы, которые организуют рынок. К ним относятся: инвестиционные банки, дилерские (брокерские) компании. В 1971 г. в Соединенных Штатах была создана Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (NASDAQ).  Главная задача этой ассоциации – обслуживание оборота ценных бумаг (в основном акций), которые не попали на первый и второй рынок или на фондовую биржу. На организованном внебиржевом рынке торги ведутся на оптовой основе через электронные терминалы, где скорость оборота выше, чем на биржевом рынке. При этом комиссионное вознаграждение ниже, чем на фондовой бирже, так как больше оборот.

Наиболее развит организованный «уличный рынок» в Соединенных Штатах Америки, Японии, Сингапуре. В Соединенных Штатах Америки в ряде случаев обороты уличного рынка превышают обороты Нью-Йоркской биржи.  На организованном внебиржевом рынке существенную роль играют продажи, рассчитанные на мелких инвесторов.

Организованный  рынок образуют отношения в ходе осуществления деятельности с ценными бумагами на фондовых биржах (в фондовых отделах товарных и валютных бирж) и с участием других организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Организатором торговли на рынке ценных бумаг является профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий организацию торговли на рынке ценных бумаг, т. е. деятельность по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Отношения, возникающие  без участия организаторов торговли ценными бумагами, образуют так называемый «неорганизованный» рынок ценных бумаг, который не является стихийным.

Дело в том, что кроме  эмитента и инвестора на рынке  ценных бумаг наряду с профессиональными организаторами торговли ценными бумагами действуют другие «профессиональные» участники рынка ценных бумаг (реестродержатели, депозитарии и клиринговые организации, брокеры, дилеры и доверительные управляющие), а также осуществляются меры по его непосредственному государственному регулированию [4].

Первоначально «уличный» рынок принимал в основном акции мелких и средних компаний, но в 1980—1990-х годах на нем стали размещать свои акции и крупные американские компании. «Уличный» рынок для них оказался более дешевым, чем первичный и биржевой. Не сумев реализовать свои акции на фондовой бирже, они переносили их на уличный рынок, т.е. действовали через «прилавок», функции которого выполняла биржа. В этот период в качестве посредников на уличном рынке США начали активные операции по размещению инвестиционные банки, действовавшие совместно с брокерскими фирмами и брокерами в рамках NASDAQ. Основные особенности американского уличного рынка — компьютеризированная коммуникационная система, собирающая и хранящая котировки акций, тесная связь с ведущими фондовыми биржами и различными компаниями, резкое увеличение операций и их приближение к операциям фондовых бирж.

В 1990-е годы на уличный  рынок США было эмитировано большое количество акций компаний, занимающихся информационными, компьютерными и телекоммуникационными технологиями, что было обусловлено быстрой реализацией этих акций и меньшими издержками.

Во второй половине 1990-х годов в рамках уличного рынка существенно расширились электронные коммуникационные сети, отличающиеся низкими издержками и ценами за предоставляемые услуги. Инициатива их создания принадлежала крупным инвестиционным компаниям, не удовлетворенным традиционной работой фондовых бирж. Кроме того, они давали возможность торговать в часы, когда биржи закрыты, обеспечивали анонимность котировок

и предлагали выбор для  инвестирования в акции с высоким  спросом высокотехнологичных компаний. Развитие электронных коммуникационных систем существенно расширило возможности торговли акциями, обеспечив фрагментарность рынка, т.е. усиление конкуренции, снижение издержек и махинаций на рынке. В настоящее время в США действуют электронные коммуникационные системы, которые объявляют и автоматически удовлетворяют заявки клиентов, конкурируя с фондовыми биржами и первичным рынком. К началу 2000 г. на них приходилось 30% объема операций с акциями через систему NASDAQ. В 1990-е годы уличный

рынок развивался довольно быстро. Общий объем торговли акциями в 1999 г. достиг 10,5 трлн долл., что на 89,6% больше, чем в 1998 г.

Кроме того, по объему операций акциями и темпам роста с 1999 г. уличный рынок опережал Нью-Йоркскую фондовую биржу, объем торговли которой составлял 8,9 трлн долл. Это на 22% больше, чем в 1998 г. Уличный рынок NASDAQ превзошел Нью-Йоркскую фондовую биржу по численности компаний, прошедших листинг. Так, на начало 2000 г. на уличном рынке котировали акции 4829 компаний, в том числе 429 иностранных. В то же время на Нью-Йоркской фондовой бирже осуществляли котировку своих акций 2592 компании, включая 405 иностранных. Развитию уличного рынка способствовал и выход на него высокотехнологичных компаний. В последние годы американский уличный рынок с системой NASDAQ стремится расширить свои операции в Западной Европе и Японии путем создания там своих торговых площадок. Заключив соглашение с Японской интернет-инвестиционной компанией Soft Bank, NASDAQ организовала уличный рынок NASDAQ-Japan на основе интернет-технологий, вызвав заинтересованность около 3100 японских компаний разного уровня. Американский уличный рынок разрешил японским компаниям доступ к акциям более 4 тыс. американских компаний.

Американский уличный  рынок все шире использует стратегию глобализма. Так, в Великобритании получил поддержку проект создания торговой площадки NASDAQ-Europe; заключено соглашение с Шанхайской и Гонконгской фондовыми биржами о взаимной тор-

говле акциями. Подписано соглашение с европейской торговой системой EASDAQ об обмене информацей о компаниях, которые прошли листинг в NASDAQ и EASDAQ. В 1990-х годах уличный рынок США претерпел весьма существенные изменения: начав с переработки акций мелких и средних компаний, он перешел к торговле акциями крупных американских и иностранных высокотехнологичных компаний и по ряду показателей превзошел Нью-Йоркскую фондовую биржу. Американский уличный рынок имеет и еще одну особенность: незначительные колебательные тенденции по сравнению с фондовыми биржами страны, в частности с Нью-Йоркской. Начавшийся в США с 2001 г. экономический спад привел к не-

которому снижению котировок акций в системе NASDAQ. Негативное воздействие на курс акций на уличном рынке оказали события 11 сентября 2001 г. Операции с ценными бумагами не проводились в течение недели, а после открытия рынков 17 сентября курсы акций упали на несколько процентов, затронув в основном авиатранспортные и страховые компании. Курс акций высокотехнологичных компаний снизился незначительно.

По прошествии времени  курс акций восстановился, затем возрос, но с некоторыми конъюнктурными колебаниями [3].

В последнее  время в ряде западных стран уличный рынок ценных бумаг стал достаточно крупным, способным конкурировать как с первичным внебиржевым, так и со вторичным (биржевым) рынками за привлечение эмитентов, инвесторов самых разных масштабов. Уличный рынок более дешев и доступен; он мобилизовал значительные денежные ресурсы через акции для развития новых передовых компьютерно-информационных технологий; привлек средства населения, вложенные в акции.

В сравнении  с зарубежными биржами, российский фондовый рынок очень молод. Он начал развиваться в первой половине 90-х годов, при советской власти такого явления существовать, естественно, не могло. Как только Россия стала приобщаться к рыночной форме экономики, как только появились компании, независимые от государства, выпускающие свои ценные бумаги, стал оформляться фондовый рынок. Первыми объектами инвестиций стали приватизированные предприятия: ЛУКойл, РАО ЕЭС, ЮКОС и другие. Постепенно объём рынка увеличивался, подключались иностранные инвесторы, то есть назрела необходимость регулировать рыночные отношения. Для этого создавались особые институты и инструменты.

Московская  Межбанковская Валютная Биржа (ММВБ) была открыта в 1992 году. Ее учредителями стали Банк России, правительство столицы, Ассоциация российских банков и несколько коммерческих кредитных учреждений. Первоначально основной задачей ММВБ было создание в России упорядоченной системы валютных торгов. В ноябре 1992 года ММВБ получила лицензию Министерства финансов РФ на осуществление операций с ценными бумагами, что стало первым шагом к созданию фондовой биржи в современной России. В феврале 1995 года руководством ММВБ было принято Положение о листинге ценных бумаг, которое, по сути, положило начало «настоящему» фондовому рынку в нашей стране. Основным показателем деловой активности инвесторов является индекс ММВБ.

Это взвешенный по эффективной капитализации индикатор, учитывающий стоимость самых ликвидных акций, размещенных на бирже. 
         Второй крупной фондовой биржей страны является Российская Торговая Система (РТС).

Российская  Торговая Система (РТС), впоследствии переименованная в Фондовую биржу РТС, возникла в конце 1994 г. усилиями организации брокерских компаний ПАУФОР (Профессиональная ассоциация участников фондового рынка). Она была создана при участии и финансовой поддержке Правительства США в рамках реализации проекта по созданию инфраструктуры российского фондового рынка. Поначалу РТС работала только по Москве. Здесь велась работа по адаптации и переработке программного обеспечения, выработке правил торговли, определению взаимоотношений между участниками, формированию телекоммуникационной инфраструктуры, расширению числа участников, экспансии системы на другие регионы. В первую очередь, РТС - это внебиржевая система торговли ценными бумагами. Система начинала свою работу на программном обеспечении, предоставленном NASDAQ, затем разработала собственный программно-технический комплекс, полностью перейдя на него в 1998 году.

Надо отметить, что РТС имеет ряд существенных недостатков, которые постепенно устраняются. Во-первых, имеет место некоторая непрозрачность рынка, что создаёт условия для совершения инсайдерских и других недобросовестных сделок. Во-вторых, существует дискриминация по регионам, московские брокеры имеют преимущество пред провинциалами. Имеются и другие специфические недочёты, работа над которыми интенсивно ведётся. В частности, усилен контроль за сделками и поведением участников торгов, а прозрачность рынка значительно повысилась по сравнению с прошлым веком. В настоящее время РТС как техническое средство позволяет контролировать выставление участниками котировок и доводить эту информацию до каждого заинтересованного в ней; позволяет снимать и выставлять котировки, а также видеть котировки других трейдеров, кроме того, производится контроль отчетов по сделкам между ними. Правила же торговли определяют взаимоотношения между участниками и порядок использования той информации, которую представляет РТС как техническое средство. Таким образом, проводится усовершенствование системы, выявление и ликвидация её недостатков [5] .

 

Практическая  часть

    1. Тест

1. Одно из  главных условий деятельности  брокерских компаний:

А. Полученная информация о клиенте подлежит публичной  огласке.

Б. Полученная информация о клиенте является конфиденциальной.

Информация о работе Особенности уличного рынка ценных бумаг и его отличие от первичного