Пенсионная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 10:07, доклад

Описание работы

При пенсионной системе России, существовавшей до 1990 годов, пенсия каждого гражданина практически не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Платежи были обезличены и поступали в государственный бюджет, из которого и осуществлялись выплаты пенсий.
Коренные изменения в экономике России в начале 1990-х годов привели к изменению принципов пенсионного обеспечения. Чисто распределительная система изживает себя и начинают развиваться накопительные системы.

Файлы: 1 файл

Пенсионная система России.docx

— 27.34 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО Министерство образования и науки РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Колледж Бизнеса и Права

 

 

 

 

 

Доклад

 

На тему: Пенсионная система РФ

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Проверил:

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                              

 

 

 

Иркутск, 2013

Пенсионная система России

При пенсионной системе России, существовавшей до 1990 годов, пенсия каждого гражданина практически не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Платежи были обезличены и поступали в государственный бюджет, из которого и осуществлялись выплаты пенсий. 

Коренные изменения в экономике России в начале 1990-х годов привели к изменению принципов пенсионного обеспечения. Чисто распределительная система изживает себя и начинают развиваться накопительные системы.

В 1990 году в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации был образован Пенсионный фонд России (ПФР), который стал сам аккумулировать пенсионные взносы, размещать их и выплачивать пенсии. Введены отдельные платежи в ПФР - «страховые взносы», которые впоследствии были включены в состав единого социального налога (ЕСН).

Однако доходы ПФР в условиях рыночной экономики росли медленнее, чем цены. Индексация пенсий не поспевала за инфляцией. К середине 90-х гг. средняя пенсия упала ниже прожиточного минимума, и пенсионеры оказались одной из самых социально незащищенных категорий населения. Изменения в пенсионном обеспечении стали необходимы. 

1 января 2002 г. в процессе реформы пенсионная система была заменена на смешанную, сочетающую в себе как распределительный, так и накопительный принципы.

Сегодня пенсионная система России включает в себя:

• государственное пенсионное обеспечение, регулируемое Законом о государственном пенсионном обеспечении (социальные пенсии и пенсии государственным служащим) и Законом о трудовых пенсиях (в части, относящейся к базовому элементу трудовой пенсии);

• обязательное пенсионное страхование (ОПС), регулируемое Законом о трудовых пенсиях (в части, относящейся к страховому и накопительному элементам пенсии);

• негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), регулируемое Законом о негосударственных пенсионных фондах (Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).

 

Итак, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ обеспечение состоит из двух подсистем:

  • одна подсистема государственного пенсионного обеспечения - государственные пенсии для государственных служащих (военнослужащих), членов их семей и для социально уязвимых категорий граждан, за которых пенсионные взносы не уплачиваются и финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств;

  • другая подсистема государственного пенсионного обеспечения - трудовые пенсии для наемных и само занятых работников, за которых уплачиваются пенсионные взносы (ЕСН, страховые отчисления работодателя в пользу работника), а также членов их семей.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и предусматривает следующие виды пенсий:

  • за выслугу лет – федеральным и государственным служащим (военнослужащим);
  • по старости — лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС;
  • по инвалидности — пострадавшим от тех же катастроф, а также лицам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; участникам Великой Отечественной войны;
  • по случаю потери кормильца — нетрудоспособным членам семей «чернобыльцев» и военнослужащих;
  • социальные пенсии - нетрудоспособным гражданам, не получившим права на трудовую пенсию (детям-инвалидам, мужчинам старше 65 лет и женщинам старше 60 лет).

 

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ представляет собой страховую и накопительную части трудовых пенсий пенсии, выплачиваемые по старости, инвалидности и по случаю потери кормильцами осуществляется за счет обязательных страховых взносов, перечисляемых в ПФР.

С 2002 г. в России введено обязательное пенсионное страхование (ОПС), в рамках которого у каждого работника – гражданина Российской Федерации 1967 года рождения и моложе формируются страховая и накопительная части трудовой пенсии за счет уплаченных работодателем страховых взносов. Всего на индивидуальный пенсионный счет работника отчисляется 22% от средств годового фонда оплаты труда в пределах 568 тыс. руб. (примерно 47,3 тыс. руб./мес.). До 2005 года накопительная часть трудовой пенсии формировалась также и у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, но в связи с пенсионной реформой новые отчисления были прекращены.

Страховая часть трудовой пенсии  существует в рамках распределительной пенсионной системы: на счету застрахованного лица формируются пенсионные права, а поступившие средства направляются на выплату пенсий современным пенсионерам. Предполагается, что сформированные за весь трудовой период права будут финансировать аналогичным образом будущие поколения (см. подробнее Демография). Обслуживает соответствующий пенсионный счет исключительно Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). При этом страховая часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом инфляции и средней заработной платы в стране.

Накопительная часть трудовой пенсии предназначена для индивидуального накопления, ее средства, в отличие от страховой части трудовой пенсии, могут быть направлены исключительно на пенсионные выплаты конкретному застрахованному лицу – владельцу пенсионного счета или его правопреемникам (см. подробнее Выплата пенсий). Существует только 2 способа управления накопительной части трудовой пенсии:

  1. через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР; используется по умолчанию при начале трудовой деятельности, к этому способу всегда можно вернуться);

  1. через негосударственный пенсионный фонд (НПФ; чтобы стать клиентом НПФ следует заключить с ним договор и написать соответствующее заявление в ПФР).

Внимание! С 2014 года накопительная часть трудовой пенсии будет формироваться на основе тарифа 2% вместо прежнего 6%, если гражданин никогда до этого не менял страховщика (ПФР/НПФ) или инвестиционный портфель (относится только к ПФР). Чтобы сохранить прежний тариф страховых взносов на уровне 6% на Ваш пенсионный счет – заключите договор с Европейским пенсионным фондом!

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - дополнительный вид пенсионного обеспечения, которое осуществляется путем заключения договора с негосударственным пенсионным фондом. Главная особенность негосударственного пенсионного обеспечения в РФ, отличающая его от обязательного пенсионного страхования, – добровольный характер обеспечения, а также возможность получения пенсии без трудового стажа. Таким образом, вы можете начать формировать пенсию самостоятельно уже в 18 лет.

На данный момент в России существует два вида пенсионного обеспечения - обязательное (государственное) и добровольное (инициируется либо работодателем, либо самим гражданином). Отличительной чертой негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО) от государственного страхования является тот факт, что для заключения договора НПО человеку необязательно иметь трудовой стаж.

Добровольное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и реализуется путем заключения договора о негосударственном пенсионном обеспечении (далее - пенсионный договор, договор НПО) с негосударственным пенсионным фондом (далее - НПФ).

Добровольное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий выплачиваемых по обязательному пенсионному страхованию и предполагает регулярное перечисление пенсионных взносов в НПФ в течение определенного периода времени и их прирост, за счет инвестиционного дохода.

При этом перечисления пенсионных взносов могут осуществляться как физическими лицами в пользу себя или других физических лиц, так и организациями в пользу своих сотрудников.

Вообще, негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире один из самых важных моментов в компенсационном пакете социального обеспечения сотрудника, наряду с заработной платой, премиями и бонусами за период работы, медицинским страхованием и т.п. В случае реализации на предприятии корпоративной пенсионной программы будущие пенсии в виде пенсионных накоплений фактически являются формой отложенной заработной платы сотрудников. Участие предприятий в пенсионных программах укрепляет доверие сотрудников к работодателю, формирует корпоративный дух, повышает рейтинг предприятия.

Но в России данная форма мотивации сотрудников не достаточно распространена, а посему, сами работники, стремясь увеличить свои накопления к моменту достижения пенсии, ищут наиболее понятные и эффективные способы реализации задуманного, как вариант, с помощью негосударственного пенсионного обеспечения. И это резонно, ведь размер дополнительной пенсии через систему пенсионного обеспечения может достигать 50%-60% заработной платы.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кодекс законов о труде РФ
  2. Закон РФ “ О государственных пенсиях в РФ”
  3. А. Бажанова “ Основные направления развития пенсионной системы РФ”.
  4. http://www.soglasie-npf.ru/
  5. http://www.newsru.com/

Информация о работе Пенсионная система РФ