Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 04:31, курсовая работа
Теория и практика доказывают, что каждая наука имеет свои особые приемы и способы подхода к исследованию и познанию своего предмета. Точно также имеет свой метод и бухгалтерский учет. Он располагает своими специфическими приемами и способами, обусловленными его предметом, задачами, стоящими перед ним, а также требованиями, предъявляемыми к нему.
Метод бухгалтерского учета развивался с развитием производительных сил и производственных отношений. Если в прошлом учет отражал простые записи прихода и расхода отдельных ценностей, то в последующем он превратился в целостную систему приемов и способов отражения различных явлений хозяйственной жизни.
1. Методы бухгалтерского учета 3
1.1. Документация и инвентаризация 4
1.2. Оценка и калькуляция 5
1.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись 6
1.4. Бухгалтерский баланс и отчетность 7
2. План счетов бухгалтерского учета 8
2.1. Понятие Плана счетов 8
2.2. Построение и содержание Плана счетов 9
2.3. Счета бухгалтерского учета и их связь с балансом 11
2.4. Классификация счетов бухгалтерского учета 12
Приложения 14
Список литературы 24
Содержание
1. Методы бухгалтерского
учета
1.1. Документация и инвентаризация
1.2. Оценка и калькуляция
1.3. Счета бухгалтерского
учета и двойная запись
1.4. Бухгалтерский
баланс и отчетность
2. План счетов бухгалтерского
учета
2.1. Понятие Плана счетов
2.2. Построение и содержание
Плана счетов
2.3. Счета бухгалтерского учета и их связь с балансом 11
2.4. Классификация счетов бухгалтерского учета 12
Приложения
Список литературы
1. Методы бухгалтерского учета
Теория и практика доказывают, что каждая наука имеет свои особые приемы и способы подхода к исследованию и познанию своего предмета. Точно также имеет свой метод и бухгалтерский учет. Он располагает своими специфическими приемами и способами, обусловленными его предметом, задачами, стоящими перед ним, а также требованиями, предъявляемыми к нему.
Метод бухгалтерского учета развивался с развитием производительных сил и производственных отношений. Если в прошлом учет отражал простые записи прихода и расхода отдельных ценностей, то в последующем он превратился в целостную систему приемов и способов отражения различных явлений хозяйственной жизни.
Эти приемы и способы составляют методологическую основу практики организации и ведения бухгалтерского учета, и составления бухгалтерской отчетности. Они позволяют осуществлять бухгалтерскому учету его основные функции в системе управления деятельностью экономического субъекта: контрольную, информационную, обратной связи, аналитическую и др. С помощью метода исследуются, осмысливаются и анализируются факты хозяйственной жизни.
Таким образом, метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность приемов и способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное и документальное отражение фактов хозяйственной жизни с целью познания их содержания (предмета бухгалтерского учета) и осуществления управления ими в процессе кругооборота средств.
Отдельные способы и приемы бухгалтерского учета составляют элементы его метода или основные методологические приемы и правила. К ним относятся: документация, инвентаризация, бухгалтерский баланс, счета бухгалтерского учета и двойная запись, оценка, калькуляция и отчетность.
Метод бухгалтерского учета |
Первичное наблюдение объектов учета |
Стоимостное измерение объектов учета |
Текущая группировка данных объектов учета |
Периодическое обобщение хозяйственной деятельности |
Документация |
Инвентаризация |
Оценка |
Калькуляция |
Счета |
Двойная запись |
Балансовое обобщение |
Отчетность |
Рис. 1. Метод бухгалтерского учета и его элементы
1.1. Документация и инвентаризация
Организация бухгалтерского учета требует прежде всего наблюдения, измерения и регистрации каждой хозяйственной операции в специальных документах или в технических носителях информации. Рис.1
Все последующие записи в бухгалтерском учете производят только на основании документов.
Документация – способ первичной регистрации хозяйственных операций (в учетных документах или технических носителях информации) и обоснования правильности бухгалтерских записей.
Документ - это оформление в установленном порядке свидетельства о совершении хозяйственной операции.
Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим требованиям, предъявляемым к ним (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.).
Первичные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – сразу после ее окончания. За содержание и порядок оформления документов отвечают лица, составившие и подписавшие их.
Как правило, многие документы записываются
в специальные журналы и
Заметим, что некоторые операции нельзя оформить первичными документами в момент их совершения. К таким операциям относятся, например, естественная убыль запасов, усушка, утруска готовой продукцию. Вскрыть такие операции и оформить на них первичную документацию помогает такой элемент бухгалтерского учета, как инвентаризация.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества организации. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, а также производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (арендованные, находящиеся на ответственном хранении) и имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация может носить плановый характер или проводится внезапно; она может быть полной, когда инвентаризации подвергаются все виды имущества и обязательств, или частичной, когда инвентаризация охватывает только отдельные группы средств или их источников. Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально ответственных лиц, по требованию следственных органов и т.п. Инвентаризация позволяет выявить недостачи, хищения, неучтенные ценности и ошибки, допущенные в бухгалтерском учете.
Проверки проводятся инвентаризационной
комиссией, состав которой утверждается
приказом руководителя организации. Наличие
ценностей определяется путем обязательного
пересчета, взвешивания, обмера. Обязательно
присутствие материально-
1.2. Оценка и калькуляция
Для получения обобщающих показателей имущество организаций, источники его формирования и хозяйственные операции по их изменению оценивают в денежном выражении. Основные принципы оценки установлены Законом «О бухгалтерском учете» (основные средства, например, оценивают по первоначальной стоимости, материальные ценности – по заготовительной себестоимости, готовую продукцию – по производственной себестоимости).
Оценка – способ денежного выражения двух структур: имущества организации и источников этого имущества.
В настоящее время в бухгалтерском учете чаще всего применяется так называемая «историческая» стоимость, когда оценка хозяйственных средств организации базируется на фактической их себестоимости, т.е. понесенных организацией затратах.
Первоначальная стоимость определяется на дату постановки объекта на баланс. Первоначальная стоимость – фактические затраты организации по созданию или приобретению объектов основных средств, включая расходы по доставке, монтажу и установке.
Остаточная стоимость основных средств определятся вычитанием из первоначальной стоимости накопленной суммы амортизации основных средств.
С течением времени первоначальная стоимость ОС может отклоняться от стоимости аналогичных ОС, приобретаемых или создаваемых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать ОС и определять их восстановительную стоимость.
Восстановительная стоимость равна сумме денежных средств, которую необходимо выплатить в настоящее время за аналогичные объекты.
Применение установленного способа оценки обеспечивает реальность балансов и отчетов, реальность и сопоставимость показателей хозяйственной деятельности организаций.
Для контроля за хозяйственной деятельностью необходимо знать себестоимость каждого вида и всей товарной продукции в целом, что достигается применением метода калькуляции.
Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости единицы производимой продукции, выполненных работ (услуг), приобретаемых материальных ценностей.
С помощью этого элемента организация сначала планирует, а затем фактически исчисляет все затраты, связанные с производством и сбытом конкретных видов производимой продукции. Калькуляция себестоимости продукции позволяет:
- установить
цены на конкретные виды
- выявить рентабельные и нерентабельные производства;
- проанализировать
плановые и фактические
- выявить
резервы снижения
1.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
Каждая организация имеет большое количество хозяйственных средств, ежедневно совершает много операций. Для наблюдения и контроля их необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую группировку осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета. Запись операций на счетах делают на основании документов. Если в документах осуществляется первичная регистрация, то на счетах – вторичная.
Счета бухгалтерского учета являются способом вторичной регистрации и группировки имущества организаций, источников его формирования и хозяйственных операций с целью текущего наблюдения и контроля за ними.
Счет –
своего рода накопитель информации об
объекте бухгалтерского учета. Каждому
счету присваивается
Хозяйственные
операции отражаются на счетах бухгалтерского
учета с помощью двойной
Например, операция
поступления денег с расчетного
счета в кассу вызовет
Благодаря двойной записи каждая хозяйственная операция отражается в равных суммах не менее чем в двух счетах.
Двойная запись операции на счетах является способом отражения взаимосвязи хозяйственных явлений.
1.4. Бухгалтерский баланс и отчетность
Для получения сведений о состоянии имущества организации и источников его формирования на определенный момент времени периодически (как правило, на 1-е число каждого месяца) составляют бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату. При этом равенство (в денежном измерителе) хозяйственных средств (имущества) и их источников должно всегда сохраняться независимо от того, сколько и каких операций осуществила организация за отчетный период. Тем самым соблюдается баланс, т.е. равновесие активов и пассивов организации. Это обеспечивается использованием способа двойной записи при разноске операций по бухгалтерским счетам.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерский баланс входит в состав бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта.
Отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации за отчетный период времени. Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния организации, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений и др. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Бухгалтерская отчетность организации должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации. В формах отчетности представляются сведения о составе средств, источников средств, о структуре финансовых результатов, использовании дохода (прибыли), движении фондов и др.
На практике перечисленные элементы метода бухгалтерского учета применяются не изолированно друг от друга, а в органической связи и используются в такой последовательности:
3) данные первичных документов группируются на соответствующих счетах бухгалтерского учета;