Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:09, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является систематизация и обобщение основных знаний по теме. В связи с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи: 1) посмотреть, как платежный баланс определяется в разных источниках учебной литературы; 2) рассмотреть структуру платежного баланса; 3) выявить факторы на него влияющие; 4) рассмотреть основные методы регулирования платежного баланса; 5) выявить практические аспекты составления платежного баланса; 6) дать его оценку на примере Российской Федерации.
6. Изменения в международной торговле. НТР, рост интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических отношениях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, в том числе наукоемкими товарами, а также нефтью, энергоресурсами. В начале 2000-х гг. доля высокотехнической продукции возросла до 20% мирового экспорта. Удельный вес промышленного сырья, напротив сократился до 13%, а продукции сельского хозяйства - до 9% мирового экспорта. Развивается электронная торговля с использованием Интернета. В географии товарных потоков происходит сдвиг в сторону расширения обмена между развитыми странами при сокращении удельного веса развивающихся стран в их внешней торговле. Взаимная торговля развитых стран поглощает 80% их экспорта (стран ЕС - 62%), а торговля между развивающимися странами составляет лишь 1/4 их экспорта. Это обостряет конкуренцию на мировом рынке. ТНК наращивают внутрифирменный товарообмен, включаемый статистикой в общий итог мировой торговли. Это накладывает отпечаток на уровень цен, структуру мировых хозяйственных отношений, распределение выгод от участия в МРТ. На состояние платежного баланса влияют явные и скрытые международные операции ТНК. Повысилось влияние на платежный баланс конкуренции: ценовой в торговле продукцией добывающей промышленности и неценовой на рынке готовых изделий.
7. Влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. Девальвация обычно поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив, задерживают получение вырученной иностранной валюты (политика «лидз энд лэгз»). Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны. С введением плавающих курсов возрос риск валютных потерь.
8. Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует «бегству» капиталов за границу.
9. Чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс. Платежные балансы реагируют на торгово-политическую дискриминацию определенных стран, создающих искусственные барьеры и препятствующих развитию взаимовыгодных отношений. На платежные балансы влияет соотношение либерализма и протекционизма в экономической политике стран.
2. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
Платежный
баланс издавна является одним
из объектов государственного
регулирования, которое
Во-вторых, после отмены золотого
стандарта в 1930-х гг. стихийный
механизм выравнивания платежного баланса
путем ценового регулирования действует
крайне слабо. Поэтому выравнивание
платежного баланса требует
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
1) официальные золотовалютные резервы;
2) государственный бюджет;
3) непосредственное участие
государства в международных
экономических отношениях как
экспортера капиталов,
4) регламентация
2.1 Методы регулирования
дефицитного платежного
1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. В аспекте регулирования платежного баланса дефляционная политика направлена на снижение цен и повышение конкурентоспособности товаров и услуг. Ее инструментами служат финансовые и денежно кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы и инфляции (таргетирование). В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и обострением социальных конфликтов.
2. Девальвация. Роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения. Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она лишь усиливает спекуляцию на валютных рынках, так как сохраняется возможность повторного пересмотра валютного курса. Например, девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 г. на 14,3% и доллара в декабре 1971 г. на 7,89% не устранила спекулятивное давление на эти валюты. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курса других валют, и тогда страна, девальвировавшая свою валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала. Некоторые страны периодически практикуют множественность валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка, как скрытую девальвацию. Введение режима плавающих курсов не способствовало выравниванию платежных балансов. Прекращение скачкообразных девальваций в известной мере сняло давление спекулятивных капиталов на платежный баланс, однако в условиях плавающих валютных курсов воздействие их рыночного снижения на соотношение цен импортируемых и экспортируемых товаров легко сводится на нет. Поэтому для обеспечения эффективности девальвации многие страны, особенно развивающиеся, вводят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.
3. Протекционистские меры. Валютные ограничения - блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках - направлены на уменьшение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. Несмотря на либерализацию текущих операций платежного баланса, примерно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов (Япония до 1980 г., страны ЕС до 1992 г.). развивающиеся страны продолжают частично использовать валютные ограничения.
4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы и инфляции.
5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс. Государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания заинтересованности экспортеров в освоении внешних рынков государство предоставляет кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.
В целях регулирования
платежей и поступлений по
«невидимым» операциям
1. Участие государства
в создании туристической
2. Содействие строительству
морских судов за счет
3. Расширение государственных
расходов на научно-
4. Регулирование миграции
рабочей силы. В частности, ограничение
въезда иммигрантов для
2.2 Методы регулирования профицитного (активного) платежного баланса. При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов и ограничения их импорта. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров, «бегства» капитала др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.
2.3 Методы балансирования
платежных балансов. Формально платежный
баланс, как всякий баланс, уравновешен,
так как итоговые показатели основных
и балансирующих статей погашают друг
друга. Если платежи превышают поступления
по текущим статьям, то возникает проблема
погашения дефицита за счет балансирующих
статей, которые характеризуют источники
и методы урегулирования сальдо платежного
баланса. Традиционно для этого используются
иностранные займы и ввоз капитала. Речь
идет о временных методах балансирования
платежного баланса, так как страны-должники
обязаны выплачивать проценты и дивиденды,
а также сумму займов. Для покрытия дефицита
платежного баланса МВФ предоставляет
резервные (безусловные) кредиты. Их объем
невелик и распределяется неравномерно
по странам в пределах 25% их квот (взносов).
Кредиты сверх этой резервной позиции
обусловлены жесткими требованиями проведения
стабилизационных программ МВФ. Для покрытия
пассивного сальдо баланса используются
краткосрочные кредиты по соглашениям
«своп», взаимно предоставляемые центральными
банками в национальной валюте. К временным
методам покрытия дефицита платежного
баланса относятся также льготные кредиты,
полученные страной по линии иностранной
помощи. Окончательным методом балансирования
платежного баланса служит использование
официальных валютных резервов. После
отмены золотого стандарта применение
золота для покрытия дефицита платежного
баланса сократилось. В условиях официальной
демонетизации золото как всеобщее платежное
средство используется: во-первых, в ограниченных
размерах и лишь в последнюю очередь, когда
исчерпаны все другие возможности; во-вторых,
в опосредованной формой путем его предварительной
реализации на мировых рынках золота в
обмен на необходимую валюту. Главным
средством окончательного балансирования
платежного баланса служат резервы свободно
конвертируемой иностранной валюты. После
второй мировой войны США и Великобритания
погашали дефициты своих платежных балансов
национальной валютой, так как Бреттонвудское
соглашение придало доллару и фунту стерлингов
статус резервной валюты. С 70-х годов для
приобретения иностранной валюты, необходимой
для покрытия дефицита платежного баланса,
стали применяться СДР путем перевода
их со счета одной страны на счет другой
в МВФ. Однако эмиссия СДР незначительна,
их доля в международных ликвидных резервах
невелика. Они неравномерно распределяются
между странами - членами МВФ в зависимости
от их взносов в его капитал. Вопреки первоначальному
замыслу лишь 20% выпущенных СДР используются
для погашения пассивного сальдо платежного
баланса. В 1979 - 1998 гг. страны - члены ЕВС
для покрытия дефицита платежного баланса
применяли также экю, которые заменены
евро с 1999 г. Вспомогательным средством
балансирования платежного баланса является
продажа иностранных и национальных ценных
бумаг на иностранную валюту. Например,
США частично покрывают пассивное сальдо
своего платежного баланса, размещая облигации
казначейства в центральных банках других
стран. Окончательным средством погашения
дефицита платежного баланса служит также
иностранная помощь в форме субсидий и
даров. Активное сальдо платежного
баланса используется государством для
погашения (в том числе досрочного) внешней
задолженности страны, предоставления
кредитов иностранным государствам, увеличения
официальных золотовалютных резервов,
вывоза капитала. Новым явлением стало
межгосударственное регулирование платежного
баланса с середины 70-х гг. Оно возникло
как следствие глобализации мирового
хозяйства и недостаточной эффективности
национального регулирования. С возрастанием
интерпретации воспроизводства длительное
неравновесие платежного баланса усиливает
диспропорции в экономике отдельных стран
и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие
страны разрабатывают методы коллективного
регулирования платежного баланса. К межгосударственным
средствам регулирования платежных балансов
относятся: унификация правил основных
форм международных расчетов, согласование
условий государственного кредитования
экспорта, двухсторонние правительственные
кредиты, кредиты международных финансовых
институтов. Мировой опыт регулирования
платежного баланса свидетельствует о
трудностях одновременного достижения
внешнего и внутреннего равновесия национальной
экономики. Это усиливает две тенденции
- партнерство и разногласия - во взаимоотношениях
стран с активным и пассивным платежным
балансом. Возникают острые конфликты
по вопросам либерализации рынков финансовых
услуг и телекоммуникаций, регулирования
авторских и патентных прав, санитарных
требований, сертификации продукции, технических
стандартов между развитыми государствами,
а также между ними и развивающимися странами.