Подготовка аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы - является выражение мнения относительно классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов основных средств на примере ЗАО «Назрановский кирпичный завод».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………......
Подготовка аудиторской проверки……………………………………..
Разработка программы аудита, проведение аудиторской проверки учета основных средств………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по аудиту.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

 

Одновременно с оценкой  системы внутреннего контроля аудитору следует проанализировать наличие  основных средств по отчетности (форма N 1 и форма N 5) за достаточно длительный срок для того, чтобы выявить устойчивые тенденции и возможные нетипичные ситуации, сложившиеся за проверяемый период. На основании технической документации и данных инвентарных карточек аудитору следует количественно оценить состояние отдельных объектов основных средств (или их групп), используя традиционные коэффициенты износа по времени использования актива и по величине начисленной амортизации, а также показатель среднего возраста основных средств. В результате анализа аудитор может обоснованно характеризовать наличие и качество основных средств организации. После завершения необходимых процедур проверки основных средств аудитору следует убедиться в том, что вся необходимая существенная информация об основных средствах раскрыта в финансовой отчетности.

Следующим этапом подготовки аудиторской проверки является оценка системы внутреннего контроля и выявление степени аудиторского риска.   

Под СВК согласно Российским стандартам аудиторской деятельности понимают совокупность организационной структуры, методик и процедур принятых Руководством экономического субъекта в качестве средства для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности. которая в том числе включает организацию внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:

1) Соблюдений требований  законодательства;

2) Точности и полноты  документации бухгалтерского учета;

3) Предотвращение ошибок  и искажений;   

4) Исполнение приказов  и распоряжений;

5) Обеспечение сохранности  имущества организации. 

Оценка системы внутреннего  контроля отражена в таблице №1.3.

 

Таблица 1.3.

Тест оценки эффективности системы внутреннего контроля операций с основными средствами

№ п/п

Факторы

Оценка  эффективности  системы

внутреннего контроля

Оценка аудит-ского  риска

высокая

средняя

низкая

1

2

3

4

5

6

 

1

Наличие материально-ответственных  лиц

Имеется при- каз, заключе- ны договоры с МОЛ

Имеется при- каз, договоры заключены не со всеми МОЛ

Отсутствует приказ, дого воры с МОЛ не заключены 

Мини-мальный

1

2

3

4

5

6

 

2

Наличие условий, обеспечивающих сохранность ОС

Территория огорожена, имеется охрана, охранно-пожарн. сигнал.

Не все объекты основных средств охраняются

Отсутствие охраны,  сигнализации

Мини-мальный

 

3

Наличие инвентарных  номеров

Все объекты 

ОС имеют инвентарные  номера

Отдельные объекты не име-ют инвентарных номеров 

Большинство объектов не имеют инвен-тарных номеров

Мини-мальный

 

 

4

 

 

Инвентаризации основных средств 

Проводятся и отражаются в учете в соответ-ствии с  требованиями нормативных документов

Установлен максимально  допустимый интервал проведения, результаты отражены в  бухгалтерском учете

Не проводятся по отдельным  группам ОС или проводятся редко, виновные лица не выявляются

Мини-мальный

 

 

5

 

Санкциониро-вание операций по движению ОС

Все операции осуществляю- тся с разрешения руководителя

Имеются еди-ничные случаи несанкциониров. перемещения ОС

Имеются многочислен. факты  несанкционир. перемещен. ОС

Мини-мальный

1

2

3

4

5

6

6

Проверка полноты и  своевремен-ности оприходования  и ввода в эксплуатациюОС

Проводятся ежемесячно по всем приобретен-

ным ОС

Проводятся нерегулярно 

Не проводятся

Средний

7

Проверки объема и  качества ре-монтов ОС проводятся по каждому  отремонти-рован. объекту

Проводятся по каждому  отре-монтирован-

ному объекту

Проводятся по отдельным  объектам ОС

Не проводятся

Мини-мальный

8

Контроль за оприходованием материалов при списании ОС

Контр-ся объем 

и возможная це

на реал-ии материалов по каждому ликвид-му ОС

Контроль проводится выборочно по данным пер-вичных документов

Не осуществляется

Мини-мальный

9

Контроль за движ. ОС стоим. ниже 10 000 руб.

Организован

Организован в конце  проверяе-мого периода 

Не организован 

Средний

1

2

3

4

5

6

10

 

Государственная регистрация  ОС

Проводится в соотв-ии с зак-ом; обязанность зак-еплена за конкретным лицом

Проводится с нарушением сроков, обязанности не закреп. за кон-кретным лицом

 

Имеется ряд незарегистрированных объектов

Мини-мальный

После проведения оценки эффективности системы внутреннего  было выявлено, что эффективность  СВК на предприятии высока, и соответственно аудиторский риск минимален. 

II. Система бухгалтерского учета

11

Критерии отнесения  активов к основным

средствам

Установлены в приказе  об учетной политике в соответствии с ПБУ 6/01

Не установлены в  учетной политике, но бухгалтер осведомлен и выполняет требования ПБУ 6/01

Не установлены в  учетной политике, бухгалтер не осведомлен о требованиях ПБУ 6/01

Средний

12

 

Классификация ОС по группам

 

 

Проведена

Проведена, но имеются  некоторые отступления от общепринятой классификации

 

 

Не проведена 

Мини-мальный

1

2

3

4

5

6

13

Порядок формирования первоначальной стоимости объектов ОС

Внутренней ин-струкцией  определен состав рас-ходов, включа-емых в первонач. стоим-ть, и порядок  ее формиров.

Внутренней инструкцией  определен состав расходов исходя из устаревших нормативных положений 

Не определен 

Мини-мальный

14

Организация аналитического учета ОС

Ведутся инвентарные  карточки по объектам ОС и инвентарные  описи ОС

Ведутся инвент. карточки по объектам ОС, инвентарные описи  ОС в отдельн. подраз-ях отсут.

Инвентарные карточки заве-дены не на все объекты ОС, инвентарные описи отсутств.

Средний

15

 

Соблюдение графика  документооборота по учету движения ОС

 

Разработан и соблюдается 

 

Разработан, случаются незначите-льные  отклонения в сроках сдачи документов

 

Не разработан или  разработан, но сроки сдачи документов значительно опаздывают

 

Мини-мальный

1

2

3

4

5

6

16

 

Наличие рабочих корреспонденций  счетов по учету ОС

 

Разработаны подробные  рабочие корреспон-денции счетов

 

Разработаны, но не охватывают всех возможных операций

 

Не разработаны 

 

Мини-мальный

17

Наличие нети-пичных опера-ций  в отчетном периоде 

Не происходили 

Случались редко

Случались часто

Мини-мальный

18

Способы начисления амортизации  по ОС

Применяется один способа 

Установлены и обоснованы три-четыре способа

Применяются разные способы 

Мини-мальный

19

Сверка данных аналитического и синтетического учета ОС

Ежемесячно 

Ежеквартально

В конце года при обнаружении  ошибок или не проводятся

Средний

После проведения проверки эффективности системы бухгалтерского учета было выявлено, что система бухгалтерского учета налажена эффективно и соответствует требованиям законодательства, А неотъемлемый аудиторский риск минимален. 


 

Вывод: После проведения оценки эффективности системы внутреннего контроля и эффективности системы бухгалтерского учета было выявлено, что эффективность СВК и эффективность системы бухгалтерского учета высока. Также на предприятии имеется электронно-вычислительная техника и высокий уровень автоматизации учета и составления отчетности. И соответственно неотъемлемый аудиторский риск минимален. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разработка программы аудита, проведение аудиторской проверки учета основных средств.

При разработке плана  и программы аудиторской проверки используется аудиторский стандарт “Планирование аудита”. План аудиторской проверки отражает укрупненные группы аудиторских работ по объектам и группам хозяйственных операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной форме.

Цель составления  плана: предварительно определить объем и характер необходимых тестов; оценить затраты времени и труда по их проведению; достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки; иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента.

Также следует проверять, нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки.

         Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (типовая форма № ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 01 “Основные средства”, регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета.

         В ходе аудита необходимо проверить правильное начисление износа и амортизации основных средств. Чтобы определить, правильно ли начислена амортизация, сопоставляют нормы, применяемые в расчетах сумм амортизации с установленными нормами, с учетом поправочных коэффициентов и коррективов при ускоренной амортизации. Размер амортизационных отчислений устанавливают  в соответствии с инвентарными карточками книг или аналогичных им регистров, предварительно сверенных с первичными документами.

 

В плане аудита основных средств можно выделить следующие виды работ: 
1. Аудит наличия и аналитического учета основных средств. 
2. Аудит поступления основных средств. 
3. Аудит выбытия основных средств. 
4. Аудит начисления амортизации. 
5. Аудит переоценки основных средств. 
6. Аудит аренды основных средств. 
7. Аудит ремонта основных средств.

Детализацией общего плана аудита является аудиторская  программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ. Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов.

В программе  аудиторской проверки указываются: 
1. Цель аудита. 
2. Основные участки работы экономического субъекта и разделы учета, подлежащие проверке. 
3. Характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.). 
4. Закрепление обязанностей за членами бригады аудиторов. 
5. Предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.

В области учета основных средств могут быть следующие  нарушения, которые аудитор при  составлении аудиторской программы  должен принять к сведению: 
1.При ведении аналитического учета. 
1.1. Документальное оформление операций по движению основных средств документами произвольной формы. 
1.2. Ведение инвентарных карточек не по всем видам или объектам основных средств. 
2. Нарушение дисциплины по осуществлению контроля за сохранностью основных средств. 
2.1. Отсутствие заключения договоров о полной индивидуальной материальной ответственности. 
2.2. Отсутствие некоторых предметов, взятых в домашнее пользование сотрудниками организации и неоформленные документально. 
2.3. Проведение инвентаризации реже 1 раза в 3 года. 
3. Нарушение правильности начисления износа. 
3.1. Начисление износа реже 1 раза в месяц. 
3.2. С целью умышленного занижения конечного результата продолжается начисление износа по объектам с истекшими сроками полезного использования. 
3.3. Неправомочное использование механизма ускоренной амортизации. 
4. Неправильное отнесение затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг). 
4.1. Завышение объема ремонтных работ и необоснованное списание выплаченной зарплаты. 
5. Нарушение в учете аренды основных средств. 
5.1. Отсутствие договоров аренды. 
6. Нарушение учета и налогообложения поступления основных средств. 
6.1. Неправильное формирование первоначальной стоимости объекта основных средств. 
6.2. При безвозмездном получении основных средств их стоимость не присоединяется к налогооблагаемой прибыли. 
6.3. Занижение стоимости приобретенного транспортного средства с целью занижения налогооблагаемой базы при уплате налога на приобретение транспортных средств. 
7. Неправильное отнесение имущества к основным средствам.

До начала аудиторской  проверки учета основных средств  необходимо подготовить программу  аудиторской проверки.

Программа аудиторской  проверки на предприятии ОАО «НКЗ» приведена в таблице № 2.1.

 

Таблица 2.1.

Программа аудиторской  проверки основных средств (ОС)

 

№ п/п

Перечень аудиторских  мероприятий (процедур)

Источники информации

1

2

3

1

Аудит наличия  и сохранности основных средств

1.1

Проверка создания комиссии по приемке ОС

Приказы, распоряжения

1.2

Проверка оформления договора купли-продажи ОС

 

Договоры, соглашения

1.3

Проверка оформления протоколов договорной цены

Протоколы, соглашения, приказы

1.4

Проверка правильности отражения первоначальной стоимости  в актах приемки-передачи основных средств

Акты приемки-передачи ОС, инвент. карточки, жур. регистраций

1

2

3

1.5

Проверка правильности отражения ПС после достройки  и дооборудования объектов, реконструкции  или частичной ликвидации объектов

Проектно-сметная документация, приказы, акты инвентаризации

1.6

Оценка организации  синтетического и аналитического учете  ОС в бухгалтерии и по МОЛ в  местах эксплуатации ОС

Первичные документы, учетные  регистры, учетная политика

1.7

Проверка и оценка действующего на предприятии учета затрат на ремонт ОС

Учетная политика, приказы, сметы, отчеты

1.8

Проверка результатов  проведенной переоценки ОС

Приказы, акты, инвентаризационные документы, учетные регистры

1.9

Проверка результатов  последней инвентаризации ОС

Инвентар. документы, первичные документы, учетные регистры

1.10

Ознакомление с порядком ведения картотеки ОС и инвентарных  списков по конкретным МОЛ бухгалтерии  предприятия

Картотека, инвент. док., приказы, договоры о мат. ответственности

1.11

Проверка обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативными документами

Приказы, распоряжения

1.12

Проверка отражения  в отчетности наличия ОС

Формы отчетности

2

Аудит движения основных средств

2.1

Проверка правильности отражения в учете Взносов  в уставный капитал

Приказы, акты приемки, регистры бух. учета

2.2

Проверка правильности оценки вносимых в уставный капитал  ОС

Методики оценки, протоколы  собраний учредителей

2.3

Проверка фактического поступления  в качестве вкладов  в уст. капитал ОС

Приказы, акты, счета, регистры бух. учета, баланс

2.4

Проверка фактического выбытия ОС

Протоколы, приказы, акты, регистры бух. учета, баланс

2.5

Проверка отражения  в отчетности движения ОС

Формы отчетности

3

Аудит правильности начисления амортизации

3.1

Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по ОС

Справки, регистры бух. учета, баланс

3.2

 Проверка объектов  ОС, по которым не начисляется  амортизация

Справки, регистры бух. учета,документы

1

2

3

3.3

Проверка объектов ОС, по которым начисляется ускоренная амортизация

Справки, регистры бух. учета, сметы, расчеты

3.4

Проверка документов по начисленной амортизации ОС, которые  вносятся в качестве вклада в уст. капитал

Решение совета директоров, решение год. собрания акцион-в

3.5

Проверка срока с  которого начинается и с которого заканчивается начисление амортизации ОС

Протоколы, справки, акты, регистры бух.уч., данные о движении денежных средств

3.6

Проверка отражения  в отчетности начисленной амортизации  ОС

Формы отчетности

4

Проверка правильности налогообложения операций с ОС

4.1

Проверка правильности расчетов по НДС

НК (ч.2), гл. 21 «НДС», баланс, декларации по «НДС»

4.2

 Проверка правильности  расчетов по налогу на имущество  юр. лиц

Закон «О налоге на имущество  юр. лиц», Инстр. МНС №33 (в ред. после. изм.), справки, расчеты

4.3

Проверка правильности расчетов по налогу на прибыль

НК РФ (ч.2), гл. 25 «Налог на приб.орган.», отчет о приб. и  убыт., справки, расчеты

4.4

Проверка правильности расчетов по налогу на доходы физических лиц

НК РФ (ч.2), гл. 23 «Налог на дох. физ. лиц», справки, расчеты

4.5

Проверка правильности расчетов по иным обязательным платежам

Законод-во о внебюджетных. в т.ч. соц. фондах, справки, расчеты

4.6

Проверка отражения  в отчетности всех операций по учету  ОС

Формы отчетности


 

В соответствии с приведенным выше планом разработаем программу аудита основных средств. При разработке программы используем следующие условные обозначения методов сбора аудиторских доказательств: 
1 - инвентаризация; 
2 - контрольный обмер; 
3 - формальная проверка; 
4 - арифметическая проверка; 
5 - проверка по существу; 
6 - наблюдение; 
7 - опрос; 
8 - анализ.

Рассмотрим, насколько  эффективен каждый из этих методов  сбора аудиторских доказательств  при проверке основных средств.

Инвентаризация проводится в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию аудитор должен уточнить дату проведения последней инвентаризации. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведению, что позволит более качественно провести последовательную проверку и уменьшить аудиторский риск.

Аудитор может сам  участвовать в проведении инвентаризации или ограничиться наблюдением за ее проведением. Рекомендуется убедиться в наличии наиболее дорогостоящих предметов. Часть имущества может отсутствовать, в этом случае надо проверить, по каким документам, кому и когда оно передано. При использовании работниками какого-либо имущества в домашних условиях стоимость этого имущества (компьютеров, принтеров) может рассматриваться в качестве налогооблагаемой базы (дохода) работников. В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого экономического субъекта занят иным хозяйствующим субъектом (признаков тому может быть несколько: весит вывеска с наименованием другого экономического субъекта; выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого экономического субъекта и т.п.), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи “доходы от аренды”,то речь идет о “скрытой аренде” и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово- хозяйственных операций. Инвентаризация основных средств производится на основании “Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” утв. Приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49.

Метод контрольного обмера - эффективен при проверке затрат на ремонт основных средств. Аудитор может произвести контрольный обмер объемов выполненных работ по ремонту непосредственно на объектах, что позволит дать объективную оценку фактических ремонтных работ и установить сумму необоснованно списанных материалов, а также сумму незаконно выплаченной заработной платы, если при попустительстве отдельных работников организации имело место завышение объемов выполненных работ.

Информация о работе Подготовка аудиторской проверки