Понятие бухгалтерского баланса, виды балансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 11:12, лекция

Описание работы

Бухгалтерский баланс – это группировка хозяйственных средств, их источников на определенную дату. Равенство активов и пассивов баланса называют валютой баланса.
Бухгалтерский баланс используют для анализа хозяйственной деятельности предприятия, для того, чтобы изыскать внутренние резервы, сократить затраты и потери.

Файлы: 1 файл

таня.docx

— 36.53 Кб (Скачать файл)

Понятие бухгалтерского баланса, виды балансов




Бухгалтерский баланс –  это группировка хозяйственных  средств, их источников на определенную дату. Равенство активов и пассивов баланса называют валютой баланса.

Бухгалтерский баланс используют для анализа хозяйственной деятельности предприятия, для того, чтобы изыскать внутренние резервы, сократить затраты  и потери.

Баланс используют не только внутренними пользователями, но и  внешними (акционерами, учредителями, кредиторами, банками).

Схематично бухгалтерский  баланс представляет собой таблицу. Актив включает два раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» и отражает имущество предприятия.

Все ресурсы предприятия  сгруппированы в активе баланса, а их источники образования –  в пассиве баланса. Разделы в  активе баланса расположены в  порядке возрастания ликвидности. Пассив включает три раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные пассивы» и «Краткосрочные пассивы».

Классификация бухгалтерских  балансов может быть представлена по следующим признакам:

1) время составления;

2) источник составления;

3) объем информации;

4) характер деятельности;

5) форма собственности;

6) объект отражения;

7) способ очистки;

8) по расположению актива и пассива;

9) по форме отражения оборота.

По времени составления  бухгалтерские балансы могут  быть:

1) вступительный или начальный баланс – перед его составлением на предприятии проводится инвентаризация и оценка всего имущества;

2) текущий баланс – периодически составляется в течение всего времени деятельности организации. Текущий баланс бывает трех видов:

а) начальный (входящий) – составляется на начало отчетного периода;

б) заключительный (исходящий) – составляется на конец отчетного периода;

в) промежуточный баланс – составляется за период между началом и концом отчетного периода;

3) ликвидационный баланс – характеризует имущественное состояние предприятия на дату прекращения его деятельности за отчетный период;

4) разделительные балансы – составляются в ходе разделения крупной организации на некоторое число более мелких структурных подразделений или в процессе передачи одного, или нескольких структурных подразделений данной организации другой организации;

5) объединительный баланс – составляется в процессе объединении нескольких организаций в одну крупную организацию или в процессе присоединении одной или нескольких структурных подразделений к данной организации.

По источникам составления  балансы подразделяются на:

1) инвентаризационные балансы – составляются в соответствии с проведенной описью средств предприятия, такой баланс может быть представлен в сокращенном или в упрощенном видах;

2) книжный баланс – составляется на основании данных текущего бухгалтерского учета (на основании текущей документации);

3) генеральный баланс составляется на основании учетных записей бухгалтерского учета и данных проведенной инвентаризации.

По объему информации балансы  подразделяются на:

1) единичные балансы – отражают информацию о деятельности только одной организации;

2) сводные балансы – отражают информацию о деятельности нескольких организаций, составляются с помощью механического суммирования средств, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива.

В таких балансах отдельные  графы отражают состояние средств  отдельных организаций, а графа  «Всего» характеризует общее  состояние средств всех организаций в целом.

По характеру деятельности бывают:

1) баланс основной деятельности – соответствующий уставной политике в организации;

2) баланс неосновной деятельности – отражает прочие виды деятельности организации (транспортные хозяйства, жилищно-коммунальные и т. д.).

По формам собственности  балансы могут быть представлены

в зависимости от установленной  организационно-правовой формы: государственные, муниципальные, кооперативные, совместных предприятий и т. д.

По объекту отражения  балансы подразделяются на:

1) самостоятельный баланс – такой баланс составляют предприятия, которые являются юридическими лицами;

2) отдельный баланс – этот баланс составляют структурные подразделения, относящиеся к одной организации (юридическому лицу).

По способу очистки:

1) баланс-брутто – включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, а также для совершенствования информационных функций;

2) баланс-нетто – исключает регулирующие статьи, используется в настоящее время сальдовый баланс-нетто, так как отражает реальную стоимость имущества организации.

По расположению актива и  пассива баланса:

1) баланс в форме счета – в нем параллельное расположение статей и разделов актива и пассива;

2) баланс в форме отчета – в нем последовательное расположение актива и пассива.

По форме отражения  оборота:

1) сальдовый баланс – составляется путем подсчета остатков (сальдо) по счетам;

2) оборотный баланс – помимо остатков (сальдо) содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период.

К любому бухгалтерскому балансу  необходимо предъявляются следующие  определенные требования: правдивость (верность), реальность, единство, преемственность, ясность.

Правдивым является баланс, который был составлен в соответствии с записями, произведенными на основании  данных документов. Документы, в свою очередь, отражают факты хозяйственной  деятельности организации за определенный период времени.

Условие правдивости баланса  – достоверность записей в  документах, которые обосновывают показатели баланса.

Приемы вуалирования:

1) отражение ценностей в балансе не на тех статьях, где их следует учитывать;

2) сальдирование кредиторской и дебиторской задолженности, т. е. те суммы, которые должны отражаться реально по активу (дебиторы) и по пассиву (кредиторы), а также вычитаться одна из другой; при этом в баланс попадает только разность между ними (сальдо);

3) списание недостач ценностей за счет выявленных излишков;

4) неправильное (увеличенное или уменьшенное по сумме, чем следовало) создание фондов и резервов организации;

5) несписание сумм на издержки расходов, относящихся к отчетному периоду;

6) включение в бухгалтерский баланс чужого имущества;

7) составление баланса на основании данных, не обоснованных документацией.

Реальность баланса и  правдивость – неоднозначные  понятия. Баланс может быть правдивым, но нереальным.

Существуют теории балансовых оценок: объективных оценок, субъективных и книжных оценок.

Теория объективных оценок основана на принципе проданных цен, которые могли бы быть установлены  в процессе продажи имущества  организации на момент составления  баланса.

Теория субъективных оценок основана на том, что стоимость средств  организации напрямую зависит от индивидуальных условий, в которых  находится данная организация. Один и тот же предмет может иметь  разную стоимость у разных организаций.

Теория книжных оценок основана на той оценке, в соответствии с которой средства организации  числятся в учете (в книгах).

Но ни одна из перечисленных  теорий не может дать однозначного ответа на вопрос об оценке. Следовательно, необходимо полагаться на соответствие оценок баланса определенным нормативным  документам, действующим в настоящее  время.

Реальность баланса в  основном зависит от ликвидности  средств организации.

Ликвидность дебиторской  задолженности характеризуется  возможностью получения денежных средств  от дебиторов. Таким образом, у баланса  могут быть как ликвидные, так  и неликвидные средства (неспособные  пройти оборот).

Реальность баланса характеризуется  возможностью «жиз-ни «активов данного предприятия.

Единство баланса заключается  в построении его на однотипных принципах  учета и оценки.

Преемственность баланса  заключается в том, что каждый последующий бухгалтерский баланс должен вытекать из предыдущего баланса (преемственность должна распространяться на методы оценок и составления балансов).

Ясность баланса – это  его доступность отдельным пользователям  информации.




Виды бухгалтерских  балансов

Существуют различные виды бухгалтерских  балансов: вступительный (организационный), периодический и годовой (операционные), соединительный (фузионный), разделительный, санируемый, ликвидационный, сводный, сводно-консолидируемый. Они могут различаться как номенклатурой статей, так и методами оценки.

Составлением вступительного (организационного) баланса открывается, по существу, ведение  бухгалтерского учета в данной организации. Вновь создаваемое предприятие  имеет простейшую структуру баланса, состоящего, как правило из денежных средств (взносов учредителей) и организационных расходов - активов, и уставного капитала с резервным фондом - пассивов.

Годовой бухгалтерский баланс выступает  в качестве как заключительного, являющегося завершением отчетного  года, так и вступительного, служащего  обоснованием для открытия счетов в  новом отчетном году. Заключительный и вступительный балансы формально  должны быть тождественны, так как  только при этом условии обеспечивается выполнение одного из важнейших требований к бухгалтерской отчетности –  преемственность балансов.

Соединительный (фузионный) баланс составляют при слиянии двух и более хозяйствующих  субъектов в одно юридическое  лицо. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет  соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций  путем суммирования показателей.

Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц  или при выделении из единого  баланса хозяйства некоторой  доли капитала для образования новой  организации.

Санируемые балансы составляются в случае, когда предприятие находится  в состоянии, близком к неплатежеспособности (банкротству). В этих условиях перед  руководством предприятия возникает  альтернатива - либо объявить о неплатежеспособности предприятия и ликвидировать  его, либо убедить кредиторов в возможности  восстановления платежеспособности и  добиться отсрочки платежей (установления моратория).

Если избран второй вариант, то необходимо составить санируемый баланс с привлечением независимого аудитора с целью показать реальное состояние дел предприятия. В отличие от обычного, в котором отдельные статьи рассматриваются как реальные, в санируемом балансе указанные статьи могут не приниматься в расчет либо подвергаться значительной уценке, если будет установлено, что их данные не отвечают действительности, например отдельные виды дебиторской задолженности.

Ликвидационный баланс отличается от других балансов главным образом  оценкой статей. Некоторые обычные  для отчетного баланса статьи в ликвидационном балансе могут  отсутствовать, например бюджетно-распределительные  статьи "Расходы будущих периодов", "Доходы будущих периодов", в  то же время могут появиться новые  статьи, например стоимость репутации  фирмы (гудвилл), стоимость патента.

Ликвидационный баланс составляется с начала ликвидационного периода  и его составлением занимается ликвидационная комиссия после выяснения всех претензий  кредиторов, возможной реализации имущества  и урегулирования расчетов с дебиторами. К такому балансу должен прилагаться  проект распределения активной массы  между кредиторами в очередности, установленной законодательством.

 

 

Баланс (фр. balance — букв. весы) означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности. 
 
^ Балансовое обобщение информации широко применяется в учёте, анализе финансово-хозяйственной деятельности, для обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, ориентации предприятий, организаций в рыночной экономике. 
 
Балансовое обобщение характеризуется двойственным характером отражения объектов и синтетическим обобщением информации. 
 
Двойственный характер отражения заключается в том, что объекты показываются в балансе дважды и рассматриваются с двух точек зрения, в двух аспектах, которые зависят от вида баланса. 
 
Существуют различные виды балансов: бухгалтерский, денежных доходов и расходов населения, баланс доходов и расходов предприятия, межотраслевой баланс, баланс платёжный, баланс трудовых ресурсов и т. д. 
 
Балансовое обобщение информации впервые было применено для составления бухгалтерского баланса, что позволило установить имущественно-финансовое состояние предприятия, его положение в системе управления рыночной экономикой. 
 
 
Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание. 
 
 
Средства предприятия участвуют в процессе производства непрерывно. Вещественный состав средств на разных предприятиях неодинаков, поэтому для руководства предприятием нужно знать, какими средствами оно располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы даёт ответ бухгалтерский баланс. 
 
^ Бухгалтерский баланс — способ обобщения и группировки имущества хозяйства и источников его образования на определённую дату в денежной оценке. 
 
Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных частей: верхняя—актив—отражает имущество хозяйственного органа, а нижняя—пассив—источники его образования. 
 
 
^ Бухгалтерский баланс

 
Номер раздела

 
Наименование раздела

 
Группа статей

 
Сумма

 
1

 
2

 
3

 
4

 
I

 
АКТИВ 
 
Внеоборотные активы

 
 
Нематериальные активы 
 
Основные средства 
 
Финансовые вложения

 

 

 

 

 
Итого по разделу I

 

 

 

 

 
II

 
Оборотные активы

 
Запасы 
 
Дебиторская задолженность 
 
Финансовые вложения 
 
Денежные средства

 

 

 

 

 
Итого по разделу II

 

 

 

 

 
III

 
Убытки

 
Непокрытые убытки прошлых лет 
 
Убытки отчётного года

 

 

 

 

 
Итого по разделу III

 

 

 

 

 

 

 
БАЛАНС

 

 

 

 

 
IV

 
ПАССИВ 
 
Капитал и резервы

 
 
Уставной капитал 
 
Добавочный капитал 
 
Резервный капитал 
 
Нераспределённая прибыль отчётного года

 

 

 

 

 
Итого по разделу IV

 

 

 

 

 
V

 
Долгосрочные пассивы

 
Заёмные средства 
 
Прочие пассивы

 

 

 

 

 
Итого по разделу V

 

 

 

 

 
VI

 
Краткосрочные пассивы

 
Заёмные средства 
 
Краткосрочная задолженность

 

 

 

 

 
Итого по разделу VI

 

 

 

 

 

 

 
БАЛАНС

 

 

 

 

 
 
В балансе всегда должно присутствовать равенство итогов актива и пассива (имущество хозяйства равно источникам его образования).  
 
Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса. 
 
 
Каждый из разделов актива и пассива баланса включает экономически однородные виды средств и источников, которые называются статьями баланса. 
 
 
Виды бухгалтерского баланса. 
 
В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают несколько видов балансов.  
 
^ Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определённую дату. 
 
^ Сальдовый баланс

 
Пассив 
 
Актив

 
На начало отчётного периода

 
На конец отчётного периода

 

 

 

 

 

 

 
БАЛАНС

 

 

 

 

 
 
Баланс составляется бухгалтерией предприятия путём подсчёта остатков (сальдо) по счетам. 
 
^ Оборотный баланс помимо остатков средств и источников образования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчётный период. По своему строению он будет отличаться от сальдового баланса. 
 
^ Оборотный баланс

 
Пассив 
 
 
Актив

 
На начало отчётного периода

 
Денежное движение (источников)

 
На конец отчётного периода

 
увеличение

 
уменьшение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БАЛАНС

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборотный баланс имеет большое  значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого  в процессе составления вступительного, заключительного и ликвидационного баланса. 
^ Вступительный баланс (начальный) — первый баланс, составляемый в начале деятельности предприятия. В его активе отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве — источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определённый период времени. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеющегося у предприятия имущества. 
^ Заключительный баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности предприятия за определённый период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчётов). 
^ Ликвидационный баланс составляется для характеристики имущественного состояния предприятия на дату прекращения его деятельности как юридического лица. 
^ Предварительный (провизорный) баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчётного периода с учётом ожидаемых изменений в составе имущества предприятия. Основой такого баланса служат фактические бухгалтерские данные о состоянии активных и пассивных статей к моменту его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчётного периода. Составление предварительного баланса имеет целью заранее установить финансовое положение предприятия, в котором оно окажется в конце отчётного периода. 
^ Баланс-брутто (грубый) включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса и др. 
^ Баланс-нетто (чистый) — баланс, из которого исключены регулирующие статьи: ''Износ основных средств'', ''Износ нематериальных активов'' и др. В современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить реальную стоимость имущества предприятия. В настоящее время сальдовый баланс-нетто является действующей формой отчётности. 
Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций. 
Ежедневно на предприятиях совершается множество хозяйственных операций, которые влияют на величину хозяйственных средств и источников их образования. Поскольку баланс отражает состояние средств, то каждая операция вызывает его изменения. В зависимости от влияния на баланс все хозяйственные операции принято делить на четыре типа. 
^ Первый тип хозяйственных операций. К этому типу можно отнести операции по поступлению денежных средств на расчётный счёт из кассы или от дебиторов, выдаче денег из кассы подотчётным лицам, возврату неизрасходованных сумм подотчётным лицом в кассу, отпуску материалов со склада в производство, поступлению из производства готовой продукции на склад, отгрузке готовой продукции со склада покупателям и др. 
Таким образом, хозяйственные операции первого типа вызывают изменение только в активе баланса, общий итог (валюта) баланса не меняется. 
 
Первый тип балансовых изменений можно записать уравнением 
А+Х-Х=П, 
где А — актив; 
П — пассив; 
Х — изменение средств под влиянием хозяйственных операций. 
^ Второй тип хозяйственных операций. К этому типу относятся операции по погашению задолженности поставщику за счет полученного кредита в банке, удержанию налогов из заработной платы рабочих и служащих, использованию прибыли на создание фондов специального назначения и др. 
Таким образом, хозяйственные операции второго типа ведут к изменениям только в пассиве баланса. Общий итог баланса не меняется. 
Второй тип балансовых изменений можно записать уравнением 
А= П+Х-Х. 
Третий тип хозяйственных операций. Они вызывают увеличение статьи и в активе, и в пассиве баланса, итоги актива и пассива возрастают, но равенство между ними сохраняется. Происходит увеличение хозяйственных средств. 
К этому типу можно отнести хозяйственные операции, связанные с поступлением основных средств, начислением заработной платы рабочим и служащим за изготовление продукции, поступлением материалов от поставщиков и др. 
Этот тип балансовых изменений отразим уравнением 
^ А+Х=П+Х 
Четвёртый тип хозяйственных операций. Все операции этого типа вызывают уменьшение и в активе, и в пассиве баланса. Итоги актива и пассива баланса уменьшаются на равную величину. Равенство между ними сохраняется. Этот тип балансовых операций отразим уравнением

А-Х=П-Х. 
Выводы. 
Баланс имеет большое значение для руководства предприятия. Он отражает состояние средств в обобщённой их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает структуру средств и их источников в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость между собой. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия и его финансовое состояние. Например, по данным баланса определяется обеспеченность средствами, правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины, рентабельность и др. 
По данным баланса выявляются недостатки в работе и финансовом состоянии, а также их причины. С помощью баланса можно разработать мероприятия по их устранению. 
Данные бухгалтерского баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения. 
Особое значение приобретает баланс в деле контроля и изучения хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия. При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между всеми элементами хозяйственной деятельности предприятия. 
Благодаря сжатой и компактной форме, баланс является весьма удобным документом. Он даёт законченное и цельное представление не только об имущественном состоянии предприятия на каждый момент, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчётных периодов.


Информация о работе Понятие бухгалтерского баланса, виды балансов