Понятие и классификация доходов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Вся хозяйственная жизнь предприятия скрадывается из двух групп фактов хозяй-ственной жизни - это доходы и расходы. Доходы и расходы - это те факты хозяй-ственной жизни, которые с экономической, юридической и бухгалтерской точек зрения изменяют финансовый результат хозяйственной деятельности предпри-ятия. С экономической точки зрения доход - это поступление средств в распоря-жение (хозяйственный оборот) предприятия. Расход - в экономической трактовке - это любое выбытие средств (активов) из распоряжения предприятия, т.е. расход - это уменьшение актива. С юридической точки зрения доходом признается по-ступление вещных активов или нематериального имущества (интеллектуальной собственности), а также возникновение обязательств дебиторов, не связанное с возникновением обязательств перед кред

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Краткая характеристика предприятия
1.2 Понятие и классификация доходов предприятия
1.3 Признание доходов.
1.4 Учет доходов будущих периодов.
1.5 Понятия о расходах организации и их характеристика.
1.6 Признание расходов организации
1.7 Учет расходов будущих периодов.
1.8 Учет прибылей и убытков.
1.9 Учет внереализационных доходов и расходов.
2. Практическая часть
Заключение
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая Мысливцева Яна.doc

— 100.63 Кб (Скачать файл)

Допускается также одновременное применение в одном отчетном периоде разных способов признания выручки. Но возможно это лишь в отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий.

Пунктом 14 ПБУ 9/99 установлено, что если сумма выручки не может быть определена, то она отражается в размере признанных в бухучете расходов по изготовлению продукции, выполнению работы или оказанию услуги, которые будут впоследствии возмещены организации.

Арендная плата и лицензионные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности (если данная деятельность не является для фирмы основной) признаются в бухгалтерском учете исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности и условий заключенного договора (п. 15 ПБУ 9/99). Отражение таких доходов должно осуществляться в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 12 ПБУ 9/99, о котором мы уже упоминали.

Прочие доходы

Что касается прочих доходов, то в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 12 ПБУ 9/99 (то есть при выполнении всех пяти условий, установленных для отражения выручки), в бухгалтерском учете признаются:

        поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты, продукции, товаров);

        проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации (проценты для целей бухгалтерского учета начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора);

        доходы от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации.

Кстати, в письме от 3 августа 2006 г. № 03-06-01-04/151 специалисты Минфина подчеркнули, что поступления от продажи основных средств по сделкам купли-продажи объектов недвижимого имущества признаются в бухучете в том же порядке, что и выручка. Причем как отмечено в письме, вопрос перехода права собственности в данном случае решается исходя из норм гражданского законодательства. ПБУ 9/99 предусмотрено, что продавец не может списать объект с учета и признать выручку от его продажи в бухучете до перехода прав собственности на объект недвижимого имущества. Следовательно, факт государственной регистрации прав является основанием для перевода в состав основных средств недвижимого имущества при условии сформированной его первоначальной стоимости (в том числе объектов незавершенного строительства, недвижимого имущества, требующего капитальных вложений на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение).

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организации убытков признаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником. Согласно статье 180 Арбитражного процессуального кодекса решение Арбитражного суда вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляция. В случае вынесения судом положительного решения суммы штрафных санкций должны быть отражены в учете по истечении месяца после вынесения вердикта.

Если же должник согласен в добровольном порядке произвести уплату штрафных санкций за нарушение условий договоров, он должен заплатить сумму штрафов, пеней, неустойки или подтвердить в письменной форме свое согласие.

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек, признаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности. В свою очередь, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК). Общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса, составляет три года, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Пунктом 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н, определено, что основанием для списания сумм кредиторской и депонентской задолженности являются данные проведенной инвентаризации, письменное обоснование, а также приказ (распоряжение) руководителя организации.

Суммы дооценки активов определяются в соответствии с правилами, установленными для переоценки активов, и признаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому относится дата, на которую произведена переоценка. Например, пунктом 44 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н (далее — Положение № 34н), определено, что организации, действующие в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, могут производить переоценку вложений в ценные бумаги, приобретаемые с целью получения дохода от их реализации, по мере изменения котировки на фондовой бирже.

Согласно пункту 49 Положения № 34н коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на счет добавочного капитала организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Иные поступления признаются в бухгалтерском учете по мере их образования (выявления).

 

1.4. Учет доходов будущих периодов

На формирование финансовых результатов определенное влияние оказывает пра­вильный учет доходов будущих периодов.

Доходы будущих периодов — это средства, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (полученная авансом арендная плата, абонементная плата за пользование средствами связи, полученная от юридических и физических лиц, безвозмездно полученное имущество и др.).

К доходам будущих периодов также относятся: предстоящие поступления задолженно­сти по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы; разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью ценностей, принятой к бух­галтерскому учету, при выявлении недостачи и порчи.

Доходы будущих периодов подлежат отнесению на финансовые результаты организа­ции при наступлении периода, к которому они относятся.

Учет доходов будущих периодов ведется на пассивном счете 98 «Доходы будущих периодов».

По кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» в корреспонденции со счетами учета де­нежных средств или расчетов с дебиторами и кредиторами отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету — суммы доходов, перечисленные на соответствующие счета при наступлении отчетного периода, к которому эти доходы относятся.

К счету 98 «Доходы будущих периодов» могут быть открыты субсчета:

                    98–1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов»;

                    98–2 «Безвозмездные поступления»;

                    98–3 «Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы»;

                    98–4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» и др.

На субсчете 98–1 «Доходы, подученные в счет будущих периодов» учитывается движе­ние следующих доходов, относящихся к будущим отчетным периодам:

                    арендная плата;

                    плата за коммунальные услуги;

                    выручка за грузовые перевозки, за перевозки пассажиров по месячным и кварталь­ным билетам;

                    абонементная плата за пользование средствами связи и др.

Например, допустим, что организация по договору аренды получила полугодовую предоплату по арендной плате за сданные в аренду помещения. Сдача помещений в аренду не является обычным видом деятельности для данной организации.

Полученная авансом арендная плата отражается в учете по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Сумма полученного аванса должна быть отражена в составе доходов будущих перио­дов по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет98–1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов») в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Суммы арендной платы, учтенные на субсчете 98–1 «Доходы, полученные в счет буду­щих периодов», организация ежемесячно в течение шести месяцев будет списывать как прочие доходы в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-1).

Аналитический учет по субсчету 98–1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов» ведется по каждому виду доходов.

На субсчете 98–2 «Безвозмездные поступления» учитывается стоимость активов, полу­ченных организацией безвозмездно.

По кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98-2) в корреспонденции со счетами 08 «Вложения во внеоборотные активы» и другими отражается рыночная стои­мость активов, полученных безвозмездно, а в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование» — сумма бюджетных средств, направленных коммерческой организацией на финансирование расходов.

Суммы, учтенные на счете 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98-2), списываются с этого счета в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»:

                    по безвозмездно полученным основным средствам — по мере начисления амортизации;

                    по иным безвозмездно полученным материальным ценностям — по мере списания на счета учета затрат на производство (расходов на продажу).

Аналитический учет по субсчету 98–2 «Безвозмездные поступления» ведется по каждо­му безвозмездному поступлению ценностей.

На субсчете 98–3 «Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявлен­ным за прошлые годы» учитывается движение предстоящих поступлений задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы.

По кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98-3) в корреспонденции со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» отражаются суммы недостач ценно­стей, выявленных за прошлые отчетные периоды (до отчетного года), признанных винов­ными лицами, или суммы, присужденные к взысканию по ним судом.

Одновременно на эти суммы кредитуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценно­стей» в корреспонденции со счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73–2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»).

По мере погашения задолженности по недостачам кредитуется счет 73 «Расчеты с пер­соналом по прочим операциям» в корреспонденции со счетами учета денежных средств при одновременном отражении поступивших сумм по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (прибыли прошлых лет, выявленные в отчетном году) и дебету счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98-3).

Аналитический учет по субсчету 98–3 «Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы» ведется по каждому виду потерь и недостач от порчи ценностей.

На субсчете 98–4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» учитывается разница между взыски­ваемой с виновных лиц суммой за недостающие материальные и иные ценности и стоимо­стью, числящейся в бухгалтерском учете организации.

По кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98-4) в корреспонденции со счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73–2 «Расчеты по воз­мещению материального ущерба») отражается разница между суммой, подлежащей взы­сканию с виновных лиц, и стоимостью по недостачам ценностей.

По мере погашения задолженности, принятой на учет по счету 73 «Расчеты с персона­лом по прочим операциям», соответствующие суммы разницы списываются со счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98-4) в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по субсчету 98–4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» ведется по каждому виду потерь и недостач от порчи ценностей и каждому виновному работнику.

 

 

 

1.5 Понятия о  расходах организации и их характеристика.

 

Как известно, основной целью создания хозяйствующего субъекта (организации, предприятия) является производство продукции
(товаров), выполнение работ или оказание услуг. Процесс производства (выполнения, оказания) представляет собой совокупность
хозяйственных операций, связанных с созданием и продажей готового продукта. Во время его создания и реализации производятся
различные расходы.
Расходование — это процесс, связанный с возмещением (в основном денежными средствами) потребленных активов, оплатой
труда работников, начислениями отдельных видов обязательств и
отчислениями (например, амортизационными) в соответствии с
действующим законодательством и договорами.
Согласно ПБУ 10/99 [13] расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных
средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств,
приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением
уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Таким образом, расходы организации представляют собой
совокупность использованных ею средств, относящихся к активам,
если они способны приносить доходы в будущем, или к пассивам,
если этого не произойдет, т.е. доходы организации уменьшатся.
По действующей методологии бухгалтерского учета не признаются расходами организации выбытие средств:
• в связи с приобретением и созданием внеоборотных активов
(основных средств, нематериальных активов и пр.);
• в связи с финансовыми вложениями (вклады в уставные капиталы, приобретение ценных бумаг других организаций и пр.);
• по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным до-
говорам в пользу комитента и пр.;
• в виде аванса, задатка оплаты материально-производственных
запасов и иных ценностей (работ, услуг);
• в погашение кредитов и займов, полученных организацией.
Часто в нормативно-правовых актах и профессиональной литературе происходит смешение понятий «расходы», «затраты» и «издержки».
“”"Под затратами понимается использование капитала на приобретение видов ресурсов (трудовых, материальных) для осуществления всей предпринимательской деятельности организации.
Приобретенные ресурсы числятся в составе затрат до тех пор,
пока не наступит момент признания доходов, на извлечение которых и были использованы данные ресурсы. В момент признания
доходов произведенные затраты признаются в качестве расходов.
Если затраты не признаны в отчетном периоде в качестве расходов
из-за отсутствия приходящихся на них доходов, то они должны отражаться в отчетности в качестве активов, которые будут включаться в расходы в последующие отчетные периоды.
По нашему мнению, затраты и издержки близки по своему экономическому содержанию. Говоря о затратах, мы имеем в виду все
затраченные в отчетном периоде ресурсы, говоря об издержках, мы
имеем в виду израсходованные ресурсы на производство и продажу
продукции (товаров, работ, услуг) за определенный период и прихо-
дящиеся на законченный продукт и остатки незавершенного производства. Себестоимость законченного продукта — это все издержки
в денежном выражении, связанные с его производством и продажей.
Калькулирование — это определение (исчисление) величины себе-
стоимости продукции.
Большое значение для эффективной организации учета расходов имеет их группировка. Все расходы организации можно подразделить на расходы:
•по обычным видам деятельности;
• прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы,
связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением
и продажей товаров, оказанием услуг или выполнением работ, т.е.
проведением той деятельности, с целью осуществления которой и
создан хозяйствующий субъект (организация, предприятие).
В тех организациях, предметом деятельности которых является
предоставление в аренду своих активов, участие в капиталах других
организаций, а также предоставление за плату прав, возникающих
из патентов на изобретения, промышленные образцы, другой интеллектуальной собственности, указанные операции относятся к
обычным видам деятельности.
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты в денежной
(иной форме) или величине кредиторской задолженности.
Расходы по обычным видам деятельности формируют расходы:
• связанные с потреблением сырья, материалов, топлива и
иных производственных запасов;
•    возникающие непосредственно в процессе обработки материально-производственных запасов или производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);
• связанные с управлением организацией в целом;
• связанные с продажей готового продукта производственного
процесса.
Расходы, производимые организацией в процессе предпринимательской деятельности, но по действующему положению ПБУ 10/99
отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются
прочими расходами.
В свою очередь прочие расходы подразделяются на:
• операционные;
• внереализационные;
• чрезвычайные.
Операционными расходами называются расходы, возникающие по
нетипичным для данной организации и относительно редким фак-
там хозяйственной деятельности.
К операционным относятся расходы, связанные с:
• предоставлением за плату во временное пользование активов
организации или прав, возникающих из патентов на изобретения , промышленные образцы и пр. (если эти операции не
являются предметом деятельности);
• участием в уставных капиталах других организаций;
• продажей и выбытием активов организации (объектов вне-
оборотных активов, материалов и др., кроме денежных
средств в национальной валюте);
• оплатой услуг кредитных организаций, а также проценты,
уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование кредитов и займов; отчисления в оценочные резервы,
создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и пр.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной
деятельности;
• а также прочие операционные расходы.
Внереализационными расходами называются случайные, нетипичные для хозяйственной деятельности организации траты.
Внереализационными расходами являются:
• штрафные санкции за нарушение условий договоров (штрафы, пени, неустойки);
• возмещение причиненных организацией убытков;
• убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
• суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок
исковой давности, других долгов, нереальных к взысканию;
•   курсовые разницы;
•   суммы уценки активов;
•   перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на проведение спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского
характера и т.п.;
• прочие внереализационные расходы.
К чрезвычайным относятся расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. Чрезвычайными обстоятельствами называются такие операции, которые
нехарактерны для обычной деятельности, возникают редко, непредвиденными
и не являются следствием управленческих решений персо-
нала организации.
Необходимо отметить, что отнесение сумм к расходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам условно, их перечни являются открытыми и организация сама решает, к какой
группе отнести те или иные расходы, так как это не влияет на величину конечного финансового результата.
Все расходы организации признаются в бухгалтерском учете при
наличии следующих условий:
• расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов,
обычаями делового оборота;
• сумма расходов может быть определена;
• имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Если в отношении расходов, осуществленных организацией, не
выполняется хотя бы одно из названных выше условий, то в бухгалтерском учете признаются не расходы, а дебиторская задолженность.
Обязательным условием признания расходов является отнесение
их к конкретному учетному периоду. Расходы признаются в том
отчетном периоде, в котором они произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.

Информация о работе Понятие и классификация доходов предприятия