Понятие и организация учёта оборотных активов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей составной частью финансовых ресурсов организации являются ее оборотные активы. Оборотные активы организации, участвуя в кругообороте средств рыночной экономики, представляют собой органически единый комплекс. Особенность оборотных активов состоит в том, что в условиях нормальной хозяйственной деятельности они не расходуются, а авансируются в различные виды текущих затрат организации, возвращаясь после завершения каждого оборота к своей исходной величине. Наличие оборотных активов имеет большое значение для создания нормальных условий производственной и финансовой деятельности предприятия. Располагая оборотными средствами, предприятие может производить расчеты с поставщиками за приобретаемые у них предметы и средства труда, с рабочими и служащими по заработной плате, с банком за пользование кредитами и другие платежи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Понятие и экономическая сущность оборотных активов………………….4
2.Организация учета и анализа оборотных активов………………………….6
2.1 Классификация, объекты учета и анализа оборотных активов………..6
2.2 Цель, задачи и принципы бухгалтерского учета и анализа
оборотных материальных активов…………………………………………….10
2.3 Оценка оборотных активов в бухгалтерском учете и отчетности, методические и организационно-технические аспекты их учета
в учетной политике организации……………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учёт.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

  Указанные классификации производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, составления статистической отчетности об остатках, поступлении и расходе материалов. В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Рабочим планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций потребительской кооперации для учета материалов предназначен счет 10 «Материалы» с делением на субсчета в соответствии с классификацией. Организации-застройщики материалы, используемые непосредственно в процессе строительства и монтажных работ, для изготовления и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства, учитывают на отдельном субсчете 8 «Строительные материалы» счета 10. Кроме того, материалы, не принадлежащие данной организации, выделяются в отдельные группы и учитываются на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку».

  Для правильной организации учета материалов в соответствии с их классификацией разрабатывается номенклатура-ценник. В него включаются все наименования материалов, используемые строительной организацией. Каждому наименованию материала присваивается номенклатурный номер — числовое обозначение, заменяющее полную характеристику материала. Номенклатурные номера обычно бывают семи-, восьмизначными. Первые два знака – номер синтетического счета; третий – субсчет; один или два следующих – группа материалов, остальные – порядковый номер в группе, различные характеристики материалов. Если в номенклатуре проставлена цена каждого вида материалов, то она называется номенклатура-ценник. Номенклатура ценник является основой учета производственных запасов, в нем наряду с номенклатурным номером указывается наименование по ГОСТу, характеристику, единица измерения и учетная цена материала. Номенклатура-ценник имеет следующий вид (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Номенклатура-ценник 

Номенклатурный номер

Наименование материалов

Марка, сорт

ГОСТ, ОСТ, ТУ

Единица измерения

Код единицы измерения

Учетная цена за единицу

Изменение цены

дата

цена

дата

цена

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

03002

Эмаль белая

-

-

кг

2

3500

       

 

  На основании номенклатуры-ценника материалов при выписке документа по движению материалов наряду с его названием указывается номенклатурный номер. Наличие учетной номенклатуры материалов является обязательным условием осуществления учета с применением компьютера. Номенклатурами-ценниками должны быть обеспечены все работники, непосредственно связанные с оформлением первичных документов по приходу и расходу материальных ценностей. Объектом учета оборотных материальных активов является строящееся здание, включенное в титульный список и обеспеченное проектно-сметной документацией.

Рис.1.1 Объекты анализа эффективности использования оборотных активов

 

2.2 Цель, задачи и принципы бухгалтерского учета и анализа оборотных материальных активов

  Целью бухгалтерского учета оборотных материальных активов является получение информации, необходимой для контроля за затратами на их приобретение и использование, за вводом объектов в действие, а также для принятия управленческих решений. От состояния расчетов с заказчиками и субподрядными организациями во многом зависит платежеспособность организации, своевременность выплаты заработной платы ее персоналу, платежей в бюджет по налогам и сборам и др. В этих условиях необходим контроль за соблюдением расчетной дисциплины, который осуществляется с помощью бухгалтерского учета работниками бухгалтерии. Основными задачами учета оборотных материальных активов являются:

  • правильное и своевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлению и отпуску производственных запасов, выявление и отражение затрат, связанных с их приобретением;
  • контроль за их сохранностью в местах хранения и на всех стадиях движения;
  • систематический контроль за использованием материалов в строительном производстве на базе обоснованных норм их расходования;
  • своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода материальных ресурсов по сравнению с производственными нормами;
  • своевременное осуществление расчетов с поставщиками и заказчиками за поступившие материалы;
  • контроль за определением объема выполненных за отчетный период строительно-монтажных работ по объектам строительства;
  • правильный учет затрат на производство строительной продукции и определение финансовых результатов от реализации строительно-монтажных работ и готовой строительной продукции;
  • получение достоверной информации о состоянии расчетов с заказчиками и субподрядными организациями и своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета предъявленных к оплате заказчиком счетов за выполненные и сданные объемы строительно-монтажных работ;
  • правильный учет незавершенного строительного производства и его оценка;
  • сопоставление объема выполняемых работ с первичной документацией по списанию материальных ценностей и нарядов на заработную плату с целью недопущения приписок в объемах выполненных работ и контроля за списанием материальных ценностей;
  • обеспечение руководства строительной организации объективной и своевременной информацией об объемах выполненных и сданных работ и расчетах за них для принятия управленческих решений.

  Для выполнения этих задач  необходимо обеспечить: надлежащую  организацию материально-технического  снабжения в организации; соответствующее  состояние складского и весоизмерительного хозяйства; наличие прогрессивных норм расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей, топлива и других ценностей на единицу продукции. В целях повышения роли учета и контроля в этом деле надо в каждой организации иметь научно разработанную номенклатуру-ценник, установить четкий документооборот, своевременно проводить контрольные проверки и инвентаризации ценностей, не допускать значительных отклонений от норм запасов материальных ценностей, механизировать и автоматизировать учетно-вычислительные работы, своевременно заключать договоры о материальной ответственности с работниками складов и кладовых. Все службы организации следует обеспечить списком должностных лиц, имеющих право подписывать документы на получение и отпуск со складов товарно-материальных ценностей, а также выдавать разрешения (пропуска) на их вывоз с организации.

  В организации бухгалтерского  учета оборотных материальных  активов придерживаются следующих  принципов:

  • Единство оценки материальных ценностей при их оприходовании, выбытии и списании.
  • Соответствие отраженных в учете операций по движению материальных ценностей отчетному периоду.
  • Организация материальной ответственности за материальные ценности и отчетности об их наличии и движении.

Кроме того, к бухгалтерскому учету материалов предъявляются следующие требования:

  • сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия материалов;
  • учет количества и оценка материалов;
  • оперативность (своевременность);
  • достоверность;
  • соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
  • соответствие данных складского учета и оперативного учета материалов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

Задачами анализа оборотных активов являются:

  • определение средних остатков сырья, материалов и других аналогичных ценностей, незавершенного производства и др.;
  • изучение динамики изменения величины средних остатков оборотных активов;
  • определение показателей оборачиваемости и длительности одного оборота, их динамики и изменения в динамике;
  • обоснование и количественное изменение факторов изменения показателя оборачиваемости и длительности одного оборота;
  • расчет высвобождения (дополнительной потребности) оборотных средств за счет ускорения оборачиваемости (сокращения длительности одного оборота);
  • обоснование и расчет резервов ускорения оборачиваемости оборотных активов.

  Большое внимание следует  уделять повышению эффективности  труда каждого работника, что  предполагает дальнейшее улучшение трудовой дисциплины и стимулирование труда. Руководству организации следует проводить мероприятия по активизации предложений со стороны каждого ответственного за свой участок работника, направленный на оптимизацию своей работы. Сюда входит и организация бухгалтерского учета в организации, и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности, работы по своевременному составлению заявок, заказов, договоров, контроль за поступление материалов от поставщиков по срокам, качеству, количеству и ассортименту согласно условиям договора и др. 

 

2.3 Оценка оборотных  активов в бухгалтерском учете  и отчетности, методические и  организационно-технические аспекты  их учета в учетной политике  организации

  Одним из важнейших моментов  правильной организации учета  материальных ценностей является  их оценка. В учете можно применять  разные способы оценки материалов. В текущем учете материалы  можно оценивать по фактической  себестоимости их приобретения  и заготовления. В этой оценке они показываются в балансе и включаются в себестоимость строительно-монтажных работ. Фактическая себестоимость материалов включает все расходы на их приобретение и заготовление. В нее входят:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
  • таможенные пошлины и иные платежи;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением материальных ценностей;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные ценности;
  • затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит и др.);
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материальных ценностей;
  • затраты по заготовке и доставке материальных ценностей до места их использования, включая расходы по страхованию. К ним относятся: оплата тарифов (фрахта) за перевозку грузов всеми видами транспорта до приобъектного склада со всеми видами дополнительных сборов, а при линейном строительстве — и за развозку материалов по трассе;
  • затраты на погрузочно-разгрузочные работы;
  • затраты по комплектации материалов, осуществляемые управлениями производственно-технологической комплектации.

  В фактическую себестоимость  строительных материалов включаются  также заготовительно-складские  расходы. К ним относятся:

  • содержание заготовительного аппарата, материальных складов и кладовых на строительстве;
  • охрана материалов;
  • оплата сборов за извещение о прибытии материалов и за взвешивание грузов;
  • потери от недостачи материалов в пути и на складах пределах установленных норм естественной убыли.

  Не включаются в фактические  затраты на приобретение материальных  ценностей:

  • налог на добавленную стоимость и другие возмещаемые налоги;
  • общехозяйственные и иные аналогичные расходы, которые не связаны непосредственно с приобретением материальных ценностей;
  • затраты по доведению материальных ценностей до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включающие в себя затраты организации по доработке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

  При оценке материалов в  текущем учете по фактической себестоимости их списание на производство строительно-монтажных работ и на другие цели производится по средневзвешенным ценам по каждому их виду. При этом методе материальные ценности одного наименования учитываются в аналитическом учете одной позицией. Учет по партиям не ведется. Поступивший в организацию материал усредняется с тем, который имеется в наличии. В результате в момент передачи материала в производство имеется как бы одна партия по одной учетной цене — определяемой делением общей стоимости материала на общее количество. Такая оценка материалов в текущем учете может применяться на строительных субъектах хозяйствования с ограниченной номенклатурой используемых материалов, так как при большом количестве материалов и получении их от многих поставщиков это задерживает оценку их в текущей учетной работе, обработку учетных документов и записи в учетных регистрах.

  Другим способом оценки материалов  в текущем учете является их  оценка по учетным ценам с  учетом отклонений от их фактической  стоимости. Такой учетной ценой  может быть покупная цена (средние  покупные цены). Однако в условиях  рыночной экономики покупная  цена часто меняется. Планом счетов бухгалтерского учета рекомендуется использовать в качестве твердой оценки материалов их планово-расчетную себестоимость. Она определяется строительной организацией на квартал или год и складывается из предполагаемой покупной стоимости материалов и предполагаемых расходов на их заготовление и доставку. По этой цене строительная организация и оценивает материалы по мере их поступления в первичных документах и учетных регистрах. Возникающие разницы между учетными ценами и фактической себестоимостью учитываются на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Они учитываются не по каждому номенклатурному номеру материалов, а по группам ценностей с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений. Для списания отклонений на соответствующие счета делается расчет. Он осуществляется в ведомости № 10-С «Движение материалов в денежном выражении». Отклонения в стоимости материалов рассчитываются по формулам 2.1 и 2.2:

Информация о работе Понятие и организация учёта оборотных активов предприятия