Понятие и виды хозяйственного учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 04:27, контрольная работа

Описание работы

Современное производство состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга сфер. Одной из них является материальное производство, составляющее основу жизни любого общества и осуществляющее создание вещественных благ (в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и иных), а также оказание материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.п.). Другая сфера - нематериальное производство – занята формированием духовных, нравственных и иных ценностей и предоставлением аналогичных услуг (здравоохранение, образование, научное консультирование и др.).
Для управления процессом общественного производства необходима информация. Такую информацию получают с помощью учета, который возник как функция управления производством. Он осуществляется путем постоянного наблюдения за хозяйственными процессами, их количественного измерения, регистрации и обобщения.

Содержание работы

1 Понятие о хозяйственном учёте. Виды учёта. Измерители, применяемые
в учёте. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту 3
2 Порядок учёта процесса снабжения 10
Практическое задание 15
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

бухгалтерский учет.docx

— 50.76 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

1 Понятие о хозяйственном  учёте. Виды учёта. Измерители, применяемые 

в учёте. Требования, предъявляемые  к бухгалтерскому учёту 3

2 Порядок учёта  процесса снабжения 10

Практическое  задание 15

Список литературы 22

 

 

 

1 Понятие  о хозяйственном учёте. Виды  учёта. Измерители, применяемые в  учёте. Требования, предъявляемые  к бухгалтерскому учёту

 

Современное производство состоит  из двух взаимосвязанных и дополняющих  друг друга сфер. Одной из них  является материальное производство, составляющее основу жизни любого общества и осуществляющее создание вещественных благ (в отраслях промышленности, сельского  хозяйства, строительства и иных), а также оказание материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.п.). Другая сфера - нематериальное производство – занята формированием духовных, нравственных и иных ценностей и предоставлением аналогичных услуг (здравоохранение, образование, научное консультирование и др.).

Для управления процессом общественного  производства необходима информация. Такую информацию получают с помощью  учета, который возник как функция  управления производством. Он осуществляется путем постоянного наблюдения за хозяйственными процессами, их количественного  измерения, регистрации и обобщения.

С помощью учета хозяйственные  процессы характеризуются с качественной и количественной сторон: определяется объем произведенной продукции  и проданных товаров, их себестоимость, производительность труда, полученная прибыль, рентабельность и т.п. Таким  образом:

Хозяйственный учет представляет собой  систему количественного отражения  и качественной характеристики экономических  явлений и процессов с целью  контроля и более эффективного управления ими.

Хозяйственный учет состоит из трех различных видов учета: оперативного, статистического и бухгалтерского.

Оперативный учет является системой текущего наблюдения, контроля за отдельными хозяйственными операциями и управления ими в ходе их осуществления. Он чаще всего ограничивается рамками предприятия и организуется на местах совершения хозяйственных операций (склад, магазин, касса и т.д.).

Источники информации: документы, телефон, устная форма. Они могут прерываться  во времени, надобность в нем появляется по мере необходимости.

Статистический учет (статистика) представляет собой систему регистрации, обобщения и изучения массовых качественно однородных социально-экономических явлений (в масштабе отрасли, экономического региона, страны).

Статистика собирает и готовит  информацию (о численности населения, работающих, доходах населения, расходах на оплату труда и др.), которая  используется органами власти и управления для принятия управленческих решений  на государственном и региональном уровнях.

Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов как в денежном выражении, так и в натуральных показателях.

Использование информации всех трех видов учета, то есть хозяйственного учета как целостной системы, позволяет предприятиям наиболее эффективно управлять хозяйственной деятельностью, удовлетворять запросы потребителей продукции, выполнять работы и оказывать  услуги, оценивать положение предприятия  на рынке.

Для отражения хозяйственных операций (производства, реализации и т.п.) используются три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные.

Натуральные измерители необходимы для получения информации об объектах учета в количественном выражении. Единицами измерения являются меры длины, массы, объема. Они применяются для учета товарно-материальных ценностей (основных средств, материалов, готовой продукции, товаров и т.п.). С помощью этих измерителей осуществляется контроль за наличием и движением имущества предприятия, объемом процессов заготовления, производства и реализации.

Трудовые измерители применяются для учета затрат рабочего времени. Единицами измерения являются минуты, часы, дни и т.п. На основании данных об объеме отработанного времени начисляется заработная плата. Используя трудовые измерители в сочетании с натуральными, можно определить производительность труда (количество продукции, выпущенной в единицу времени, или время, затраченное на единицу продукции) и т.д.

Денежный измеритель является обобщающим, универсальным, наиболее важным в учете. Выражается в рублях. С его помощью хозяйственные операции, исчисленные в натуральных и трудовых измерителях, обобщаются в целом, что позволяет получать сравнимые финансовые данные.

Бухгалтерский учет в наибольшей степени  использует денежный измеритель.

В бухгалтерском учете подлежат отражению имущество, собственный  капитал, обязательства предприятия  и осуществляемые им хозяйственные  операции. Хозяйственные операции должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета в том отчетном периоде, в котором они совершались.

Основными задачами бухгалтерского учета  являются:

- обеспечение контроля за собственностью, имущественными правами и обязательствами;

- формирование на счетах бухгалтерского учета полных и достоверных данных для составления финансовой и налоговой отчетности, необходимой собственникам, инвесторам, кредиторам, государственным органам и другим пользователям;

- предоставление администрации предприятия информации, позволяющей контролировать использование экономических ресурсов в соответствии с действующими нормативными актами, установленными сметами и нормами, а также эффективно управлять хозяйственно-финансовой деятельностью;

- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности;

- выявление внутрихозяйственных резервов, их мобилизация и эффективное использование;

- оценка фактического использования выявленных резервов.

Бухгалтерский учет – одна из основных функций управления наряду с такими функциями, как планирование, регулирование, организация и стимулирование. Это означает, что совершенствование управления, создание рыночного механизма неразрывно связаны с развитием всей системы бухгалтерского учета.

В системе управления бухгалтерский  учет выполняет ряд функций, основными  из которых являются:

- контрольная,

- обеспечение сохранности собственности,

- информационная,

- обратной связи,

- аналитическая.

Контроль - это процесс, позволяющий определить достижение организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). Все эти виды контроля имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе  к требуемым. Различаются они  только временем проведения. Предварительный  контроль проводится до совершения хозяйственной операции, текущий – во время осуществления операции, последующий (заключительный) – после ее совершения.

В организациях предварительный  контроль обычно используется по отношению  к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ. Регулярная проверка работы, обсуждение возникающих проблем и предложений  по ее усовершенствованию позволяют  исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если позволить  развиться отклонениям, они могут  перерасти в серьезные трудности  для организации.

Последующий (заключительный) контроль осуществляется либо сразу  по завершении контролируемой деятельности, либо по истечении определенного  заранее периода времени; фактически полученные результаты сравниваются с  требуемыми.

Последующий контроль выполняет  две важные функции. Первая заключается  в том, что последующий контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования, в  случае если аналогичные работы предполагается проводить в будущем.

Вторая функция состоит  в определении результативности и соизмерении соответствующих  вознаграждений с фактическими затратами.

Таким образом, в процессе контроля систематически проверяется  и наблюдается деятельность всех объектов управления, всех участков, производств, выявляются причины отклонений, отступлений  от целей, поставленных перед конкретным объектом, и в оперативном порядке  принимаются меры по их устранению.

Обеспечение сохранности  собственности  тесно связано с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылке: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др.

Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая  позволяет определить изменения, происшедшие  в составе собственности.

Системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщенную) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источников его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-коммерческой деятельности предприятия.

Бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Необходимо также, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими  затратами труда и времени.

Конечным результатом  получаемой информации являются целенаправленные единые действия всех работников предприятия  по улучшению качества работы, повышению  производительности труда, достижению высоких финансовых результатов.

Системный бухгалтерский  учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности предприятия и его подразделений  за определенный период, о состоянии  имущества, источников его образования, обязательств предприятия, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, заказчиками, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, об отношениях с собственниками (акционерами, учредителями и т.д.).

Используя обратную связь  с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

В современных условиях совершенствования  управления и формирования рыночных отношений аналитическая функция  также важна, так как достоверная  и юридически обоснованная бухгалтерская  информация используется для анализа  финансовой и производственно-хозяйственной  деятельности предприятия и его  подразделений. Аналитическая функция  тесно связана с информационной, однако рассматривать ее как информационное обеспечение для анализа неправомерно.

Реализация этой функции  позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том  числе использования всех видов  ресурсов, затрат на производство и  реализацию продукции, правильность применяемых  цен, что имеет особо важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов и т.п.

Бухгалтерский учет должен соответствовать определенным требованиям. К их числу относятся: достоверность, своевременность, сопоставимость, доступность, экономичность.

Достоверность означает, что учет должен давать правдивую и объективную информацию о состоянии дел на предприятии, не допуская искаженных учетных данных, так как в этом случае виновные должностные лица несут ответственность по закону.

Своевременность состоит в том, что учет должен предоставить информацию пользователям в нужный момент, а не спустя какое-то время, когда она уже не нужна, так как по истечении времени учетная информация теряет свое практическое значение. Своевременная учетная информация помогает принимать правильные управленческие решения, быстро реагировать на различные упущения в деятельности предприятия и вовремя их устранять.

Сопоставимость учетных данных означает, что учетная информация может быть сравнима по временным периодам (месяц, квартал, год) с плановыми данными, а также с аналогичной информацией других предприятий. Сопоставимость учетной информации повышается в результате относительной стабильности политики в области учета, которая определяет методы оценки, сбора и систематизации экономических событий (операций) в бухгалтерских книгах предприятия.

Доступность означает, что учетная информация должна быть четкой, недвусмысленной, без лишних деталей, то есть обладать такими качествами, которые позволяют пользователям постигать ее характер и смысл, быть доступной для понимания не только специалистов, но и широких масс.

Экономичность учета состоит в том, что затраты на получение, обработку и предоставление учетной информации должны соизмеряться с выгодами, которые могут получить при ее использовании составители и пользователи.


 

2. Порядок учёта процесса снабжения

 

Процесс снабжения – совокупность хозяйственных операций, которые связаны с обеспечением организации предметами труда и недвижимым имуществом, необходимым для осуществления хозяйственной деятельности.

Основными задачами процесса снабжения являются:

- выявление всех затрат, связанных с заготовлением и приобретением предметов труда;

- исчисление фактической себестоимости заготовленного имущества;

- выявление результатов снабженческой деятельности.

Материальные ценности, необходимые  для деятельности организации, приобретаются, в основном, у контрагентов, которыми являются поставщики. Предприятие заключает  с каждым поставщиком договор  поставки, в котором предусмотрено: объект и объем поставок, условия оплаты, оптовая цена, франко-цены, связанные с моментом перехода права собственности от поставщика к покупателю на это имущество и др.

Оптовые цены – цены, по которым одна организация продает продукцию другой или государству.

Предприятие несет также  расходы, связанные с транспортировкой, погрузо-разгрузочные и др., которые  производятся собственными силами организации, а также силами сторонних предприятий. Эти расходы называются транспортно-заготовительными.

Оптовые цены вместе с транспортно-заготовительными расходами образуют фактическую  себестоимость предметов труда.

Цены на предметы труда  могут устанавливаться с учетом затрат по доставке продукции: места  погрузки в вагоны, на пароходы, баржи  и др. Для этого предусмотрены  франко-цены, которые позволяют определить, какая сумма расходов по доставке оплачивается контрагентами, т.е. поставщиком  и покупателем. Для покупателя – это транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением материалов, а для покупателя – расходы, связанные с продажей.

Рассмотрим характеристику франко-цен при доставке материалов по железной дороге:

Франко-склад поставщика – все расходы несет покупатель;

Франко-станция отправления – расходы покупателя от станции отправления до его склада;

Франко-вагон – станция отправления – расходы покупателя уменьшаются на сумму формирования вагона;

Франко-станция – назначения – покупателям не оплачиваются расходы железной дороги по доставке материалов;

Франко-вагон – станция назначения – расходы покупателя связаны с доставкой материалов от станции назначения до его склада;

Франко-склад покупателя – все расходы по доставке несет поставщик.

В бухгалтерском учете  предметы труда учитываются на счетах: 10 «Материала», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов». К счету 10 «Материалы» открыты субсчета: 1 «Сырье и материалы», 2 «Покупные полуфабрикаты», «Топливо» и др.

Аналитический учет материалов ведется в соответствии с их номенклатурой. Номенклатура материалов – это перечень отдельных видов, наименований, сортов материалов, используемых предприятием. Каждому отдельному наименованию материалов присваивается постоянный номер, который называется номенклатурным номером. Во всех документах, которыми оформляется движение материалов, указывается не только их наименование, но и этот номер. Номенклатура материалов, потребляемых в производстве, очень разнообразна и достигает огромного числа наименований.

Определять (калькулировать) фактическую себестоимость каждого  предмета труда практически невозможно. Поэтому текущий учет материалов ведется по твердым учетным ценам: оптовые цены поставщика или плановая себестоимость.

Свободные (договорные) цены, государственные регулируемые цены устанавливаются при заключении договоров на поставку предметов  труда. На их основе ведутся расчеты  с поставщиками, они указываются  в первичных документах.

Учетные цены содержатся в  номенклатуре-ценнике. В качестве таких  цен может быть плановая себестоимость, средне покупные цены, При их расчете  в основу положена договорная цена и планируемая величина транспортно-заготовительных  расходов.

К бухгалтерскому учету производственные запасы принимаются по фактической  себестоимости.

Фактическая себестоимость  отпущенных в производство предметов  труда в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету определяется следующими методами: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (ЛИФО). Порядок их расчета рассматривается при учете процесса производства.

На счетах бухгалтерского учета процесс заготовления предметов  труда может осуществляться одним  из двух способов.

При первом способе на счете 10 «Материалы» отражается оптовая  стоимость приобретенных материалов. Для учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) специальный субсчет «Транспортно-заготовительный расходы», который открывается к счету 10 «Материалы». Фактическая себестоимость предметов труда складывается из суммы оборотов по дебету счета 10 «Материалы» и субсчета «Транспортно-заготовительные расходы».

Информация о работе Понятие и виды хозяйственного учета