Понятие и значение бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2015 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета.
Проблема и ее актуальность. Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

- специализированные формы бухгалтерской  отчетности, утвержденные для организаций  министерствами и ведомствами  по согласованию с Минфином  России;

- итоговую часть аудиторского  заключения, выданного по результатам  обязательного по законодательству  Российской Федерации аудита  бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс (форма №1) является способом группировки и обобщенного отражения в денежном выражении хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В левой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в правой - по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая - пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.

Правила оценки статей баланса установлены положением по бухгалтерскому учету, бухгалтерской отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

- о прибыли (убытках) от продажи  товаров, продукции, работ услуг;

- об операционных доходах и  расходах с выделением процентов  к получению и уплате;

- о внереализационных доходах  и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода.

Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную акцию.

В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных видах прибылей и убытков.

Отчет об изменениях капитала (форма №3) состоит из четырех разделов и справки.

В разделе I «Капитал» показывают остаток на начало года, поступления, расход и остаток на конец года составных частей собственного капитала.

В разделе II « Резервы предстоящих расходов» и в разделе III « Оценочные резервы» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, и движение имеющихся в организации резервов предстоящих расходов и оценочных резервов.

В разделе IV «Изменение капитала» содержаться сведения за отчетный и предшествующие периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.

В «Справке» указываются данные о чистых активах на начало конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах не расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

С 1996 года организации составляют отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит из четырех разделов:

- Остаток денежных средств на  начало года.

- Поступило денежных средств - всего  и в том числе по видам  поступлений

- Направлено денежных средств - всего и в том числе по  направлениям расходов 

- Остаток денежных средств на  конец отчетного периода.

Сведения о движении денежных средств представляются в валюте РФ рублях - по данным счетов 50»Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках».

Движение денежных средств показывается по видам деятельности - текущей, инвестиционной, финансовой.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из семи разделов.

В разделе 1 «Движение заемных средств» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные займы и кредиты с выделением не погашенных в срок.

В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и выданных обеспечениях.

В разделе 3 «Амортизируемое имущество» отражены остатки на начало отчетного года и данные о поступлении и выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.

В разделе 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений содержаться сведения о собственных средствах организации и привлеченных средствах по их видам. В конце раздела справочно приводятся данные о незавершенном строительстве и инвестиции в дочерние и зависимые общества.

В разделе 5 «Финансовые вложения» указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятельности» отражены затраты по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.

В разделе 7 «Социальные показатели» приводятся данные об отчислениях в государственные внебюджетные фонды и отчисления в негосударственные пенсионные фонды.

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств на начало года, поступлении средств по их видам, использование средств по из видам и об остатке средств на конец года.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.

 

 

3. Порядок составления  бухгалтерской отчетности

 

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отра-жение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленно-му специальному графику. Важным этапом подготовительной рабо-ты составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собиратель-но-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтер-ские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что совре-менные организации являются сложными объектами учета и кальку-лирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства.

При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило вырабо-тать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с мини-мальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии сданным подходом закрытие сче-тов осуществляют в следующей последовательности.

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепро-изводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следу-ющие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводствен-ные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства».

В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, и закрываются счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», субсчет «Выбытие основных средств», если таковой был предусмотрен, распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки». Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н. «О формах бухгалтерской отчетности организации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В ней содержатся сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета.

По видам отчетность делится на бухгалтерскую, статистическую, управленческую и налоговую. По периодичности составления различают промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная включает отчетность за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Промежуточную бухгалтерскую отчетность также называют периодической бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность - это отчеты за год. В бухгалтерской отчетности важно наиболее полное и достоверное изложение необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций - кредиторов, акционеров и др.

В связи с переходом к рыночным отношениям, налогообложению прибыли предприятий и организаций, независимо от их отраслевой принадлежности и формы собственности, начиная с 1991, ввелись новые формы бухгалтерской отчетности, изменился порядок ее представления. Именно с 1991 года отчетность, ориентируется на рыночные отношения и плательщиков налогов, в значительной мере отражает требования международных стандартов бухгалтерского учета к финансовой отчетности.

Времена, когда государство жестко регулировало порядок составления и сдачи бухгалтерской отчетности, похоже, остаются в прошлом. Теперь каждое предприятие вправе самостоятельно изменять и дополнять формы отчетности, используя рекомендованные формы.

Финансовый учет и формирование бухгал-терской (финансовой) отчет-ности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адап-тацией к требованиям международных стандартов бухгал-терского учета.

Необходимо подчеркнуть, что происходящие изменения носят как количественный, так и качественный характер. Сама идея раскрытия всей существенной информации го-ворит о необходимости отра-жения совершенно новых для нашей учетной практики ас-пектов: риски, особые обстоя-тельства, наличие условных активов и пассивов. Изменения качественного характера объясняются тем, что переход на международные стандарты учета предполагает изменения концептуального характера, которые связаны с переосмыслением целей со-ставления бухгалтерской отчетности.

Использование в анализе неполных или искаженных данных может нанести вред больший, чем их отсутствие. Известно, что существует зна-чительное количество приемов и способов искажения отчетности. Суть таких искаже-ний связана с искусственным уменьшением объема обяза-тельств, с одной стороны, и необоснованным занижением риска неплатежей дебиторов, с другой. Наличие или отсутст-вие таких искажений не может быть установлено пользовате-лем бухгалтерской отчетности, не имеющим доступа к внут-ренним данным учета. Очевид-но, что они могут быть выявле-ны только аудитором.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (в ред. от 22.02.2008).

2. Приказ Минфина Российской  Федерации от 22.07.2003 г. № 67н о формах  бухгалтерской отчётности организаций.

3. Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации, утвержденное  Приказом Минфина России от 29.07.98г. № 34н (ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999г. № 107н, от 24.03.2000 №31н, от 18.09.2006 № 116н, от 26.03.2007 № 26н)

Информация о работе Понятие и значение бухгалтерской отчетности