Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:24, лекция

Описание работы

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
руководитель организации – руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации;
синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;
аналитический учет – учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;
план счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета;
бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Файлы: 1 файл

ЗАКОН.docx

— 29.19 Кб (Скачать файл)

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени  которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных  за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц;

3. Перечень лиц, имеющих право  подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации  по согласованию с главным  бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные  операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации  и главным бухгалтером или  уполномоченными ими на то лицами.

4. Первичный учетный документ  должен быть составлен в момент  совершения операции, а если это  не представляется возможным  – непосредственно после ее  окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для  отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти  документы.

5. Внесение исправлений в кассовые  и банковские документы не  допускается. В остальные первичные  учетные документы исправления  могут вноситься лишь по согласованию  с участниками хозяйственных  операций, что должно быть подтверждено  подписями тех же лиц, которые  подписали документы, с указанием  даты внесения исправлений.

6. Для осуществления контроля  и упорядочения обработки данных  о хозяйственных операциях на  основе первичных учетных документов  составляются сводные учетные  документы.

7. Первичные и сводные учетные  документы могут составляться  на бумажных и машинных носителях  информации. В последнем случае  организация обязана изготовлять  за свой счет копии таких  документов на бумажных носителях  для других участников хозяйственных  операций, а также по требованию  органов, осуществляющих контроль  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, суда и  прокуратуры.

8. Первичные учетные документы  могут быть изъяты только органами  дознания, предварительного следствия  и прокуратуры, судами, налоговыми  инспекциями и органами внутренних  дел на основании их постановлений  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)

Главный бухгалтер или другое должностное  лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием  основания и даты изъятия. 

 

 

 

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета  

 

1. Регистры бухгалтерского учета  предназначены для систематизации  и накопления информации, содержащейся  в принятых к учету первичных  документах, для отражения на  счетах бухгалтерского учета  и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета  ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и  карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

2. Хозяйственные операции должны  отражаться в регистрах бухгалтерского  учета в хронологической последовательности  и группироваться по соответствующим  счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных  операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие  и подписавшие их.

3. При хранении регистров бухгалтерского  учета должна обеспечиваться  их защита от несанкционированных  исправлений. Исправление ошибки  в регистре бухгалтерского учета  должно быть обосновано и подтверждено  подписью лица, внесшего исправление,  с указанием даты исправления.

4. Содержание регистров бухгалтерского  учета и внутренней бухгалтерской  отчетности является коммерческой  тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской  отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут  ответственность, установленную законодательством  Российской Федерации. 

 

 

 

Статья 11. Оценка имущества и обязательств  

 

1. Оценка имущества и обязательств  производится организацией для  их отражения в бухгалтерском  учете и бухгалтерской отчетности  в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного  безвозмездно, – по рыночной стоимости  на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления.

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов  производится независимо от результатов  хозяйственной деятельности организации  в отчетном периоде.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет по валютным  счетам организации и операциям  в иностранной валюте ведется  в рублях на основании пересчета  иностранной валюты по курсу  Центрального банка Российской  Федерации на дату совершения  операции. 

 

 

 

Статья 12. Инвентаризация имущества и обязательств 

 

1. Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности организации  обязаны проводить инвентаризацию  имущества и обязательств, в ходе  которой проверяются и документально  подтверждаются их наличие, состояние  и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

2. Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности;

при смене материально ответственных  лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления  или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

3. Выявленные при инвентаризации  расхождения между фактическим  наличием имущества и данными  бухгалтерского учета отражаются  на счетах бухгалтерского учета  в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется  на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации  – на увеличение финансирования (фондов);

б) недостача имущества и его  порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал  во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и  его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной  организации – на уменьшение финансирования (фондов). 

 

 

 

Глава III. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 

 

 

 

Статья 13. Состав бухгалтерской отчетности  

 

1. Все организации обязаны составлять  на основе данных синтетического  и аналитического учета бухгалтерскую  отчетность.

2. Бухгалтерская отчетность организаций,  за исключением отчетности бюджетных  организаций, а также общественных  организаций (объединений) и их  структурных подразделений, не  осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих  кроме выбывшего имущества оборотов  по реализации товаров (работ,  услуг), состоит из:

(в ред. Федерального закона от 23.07.1998 № 123-ФЗ)

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных  нормативными актами;

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается  упрощенный состав годовой бухгалтерской  отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.1998 № 123-ФЗ)

3. Формы бухгалтерской отчетности  организаций, а также инструкции  о порядке их заполнения утверждаются  Министерством финансов Российской  Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование  бухгалтерского учета, утверждают в  пределах своей компетенции формы  бухгалтерской отчетности банков, страховых  и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

4. Пояснительная записка к годовой  бухгалтерской отчетности должна  содержать существенную информацию  об организации, ее финансовом  положении, сопоставимости данных  за отчетный и предшествующий  ему годы, методах оценки и  существенных статьях бухгалтерской  отчетности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние  и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим  обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета  рассматривается как уклонение  от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации  о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской  отчетности организация объявляет  изменения в своей учетной  политике на следующий отчетный год.

5. Бухгалтерская отчетность подписывается  руководителем и главным бухгалтером  (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или  бухгалтером-специалистом, подписывается  руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

6. Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям  бухгалтерской отчетности в установленной  форме на бумажных носителях.  При наличии технических возможностей  и с согласия пользователей  бухгалтерской отчетности, указанных  в статье 15 настоящего Федерального  закона, организация может представлять  бухгалтерскую отчетность в электронном  виде в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

(п. 6 введен Федеральным законом от 28.03.2002 № 32-ФЗ) 

 

 

 

Статья 14. Отчетный год 

 

1. Отчетным годом для всех  организаций является календарный  год – с 1 января по 31 декабря  включительно.

2. Первым отчетным годом для  вновь созданных организаций  считается период с даты их  государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных  после 1 октября, – по 31 декабря  следующего года. 

 

Примечание.

Частью второй пункта 2 статьи 55 Налогового кодекса установлено, что при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. 

 

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной  регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

3. Месячная и квартальная отчетность  является промежуточной и составляется  нарастающим итогом с начала  отчетного года. 

 

 

 

Статья 15. Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности 

 

1. Все организации, за исключением  бюджетных, представляют годовую  бухгалтерскую отчетность в соответствии  с учредительными документами  учредителям, участникам организации  или собственникам ее имущества,  а также территориальным органам  государственной статистики по  месту их регистрации. Государственные  и муниципальные унитарные предприятия  представляют бухгалтерскую отчетность  органам, уполномоченным управлять  государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям  бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

2. Организации, за исключением  бюджетных и общественных организаций  (объединений) и их структурных  подразделений, не осуществляющих  предпринимательской деятельности  и не имеющих кроме выбывшего  имущества оборотов по реализации  товаров (работ, услуг), обязаны  представлять квартальную бухгалтерскую  отчетность в течение 30 дней  по окончании квартала, а годовую  – в течение 90 дней по окончании  года, если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе