Порядок формирования сводной отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета.
Проблема и ее актуальность. Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую (финансовую) отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и содержание сводной отчетности
Сущность и назначение бухгалтерской отчетности
Область применения сводной бухгалтерской отчетности
1.3.Нормативное регулирование объема и содержания бухгалтерской отчетности
Глава 2 Порядок формирования сводной отчетности
2.1 Правила составления и предоставления сводной бухгалтерской отчётности
2.2 Сравнительные характеристики бухгалтерской отчетности по международным и российским стандартам
3.Практическая часть
Заключение
список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Согласно п.1 ст.105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое ( основное) хозяйственное  общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Хозяйственное общество признается зависимым (согласно п.1 ст.106 ГК РФ), если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Порядок предоставления сводной (консолидированной) отчетности установлен Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 №112 (ред. от 12.05.99). Данные рекомендации разработаны в соответствии с п.91 Положения о ведении бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного МФ РФ от 29.07.98 №34н, который гласит: «в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством Финансов Российской Федерации».

Таким образом, можно  сделать вывод, что бухгалтерская  отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация:

-обладает более 50% голосующих акций акционерного  общества или более 50% уставного  капитала общества с ограниченной  ответственностью;

-определяет решения,  принимаемые дочерним обществом,  в соответствии с договором,  заключенным между головной организацией и дочерним обществом;

-имеет иные способы  определения решений, принимаемых  дочерним обществом.

В свою очередь, данные о  зависимом обществе включаются в  сводную отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Сводная ( консолидированная) отчетность не составляется, если:

- предполагается временный  контроль, поскольку дочернее предприятие  приобретено с целью продажи в ближайшем будущем;

- дочернее предприятие  работает в условиях строгих  ограничений, что существенно  снижает возможность передачи  фондов материнской компании;

головная организация  не может определять решения, принимаемые  дочерним обществом;

- дочернее предприятие не является значительным для группы;

несколько взятых вместе предприятий не занимают значительного  места в группе;

- деятельность дочернего  предприятия отличается от деятельности  предприятий, входящих в группу (иначе нарушается концепция справедливой и достоверной оценки);

- высока стоимость  и значительна задержка представления  информации и документов, необходимых  для консолидации.

В этих случаях стоимостная  оценка участия головной организации  в дочернем (зависимом) обществе может  отражаться в консолидированной отчетности в порядке, установленном для отражения финансовых вложений.

Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводной отчетности с указанием:

- полного наименования  дочернего (зависимого) общества;

- места государственной регистрации и / или места ведения хозяйственной деятельности;

- величины уставного  капитала и доли участия в  нем головной организации;

- доли принадлежащих  головной организации голосующих  акций, если она отличается  от доли участия;

- основных финансовых показателей деятельности дочернего общества.

Дочернее общество, выступающее  как головная организация по отношению  к своим дочерним обществам, может  не составлять сводную бухгалтерскую  отчетность (кроме случаев, когда  оно зарегистрировано и / или ведет  хозяйственную деятельность за пределами РФ), если:

- 100% голосующих акций  или уставного капитала принадлежат  другой организации, которая не  требует составления сводной  бухгалтерской отчетности;

- 90% или более его  голосующих акций или уставного  капитала принадлежат другой головной организации и остальные акционеры (участники) не требуют составления сводной бухгалтерской отчетности.

Головная организация  также может не составлять сводную  бухгалтерскую отчетность в случае наличия у нее только зависимых  обществ. Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерской отчетности головной организации.

Таким образом, сводная  отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического  обобщения, а консолидированная  – несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.

 

1.3.Нормативное регулирование  объема и содержания бухгалтерской  отчетности

 

Представление годовой  бухгалтерской отчетности производится в соответствии с требованиями следующих  нормативных документов - Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- Положения по бухгалтерскому  учету "Бухгалтерская отчетность  организации" ПБУ 4/99 (утв. Приказом  Минфина России от 06.07.1999 N 43н), а  также остальных положений по  бухгалтерскому учету;

- Приказа Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" в редакции (далее - Приказ N 67н),

- а также совместного  Приказа Госкомстата России и  Минфина России от 14.11.2003 N 475/102н  "О кодах показателей годовой  бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики".

В соответствии с вышеуказанными документами годовая бухгалтерская  отчетность организации должна включать:

- Бухгалтерский баланс (форма N 1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма N 2);

- Отчет об изменениях  капитала (форма N 3);

- Отчет о движении  денежных средств (форма N 4);

- Приложения к бухгалтерскому  балансу (форма N 5);

- Пояснительную записку;

- Аудиторское заключение.

Особые правила комплектации годовой бухгалтерской отчетности установлены для организаций, признаваемых субъектами малого предпринимательства:

1) если малое предприятие  не подлежит обязательному аудиту, оно имеет право представлять  бухгалтерскую отчетность в объеме  показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в этих формах. Остальных форм такие предприятия могут не представлять вообще;

2) если же малое  предприятие обязано проводить  аудиторскую проверку, оно имеет  право не представлять в составе бухгалтерской отчетности форм N N 3, 4 и 5 только при отсутствии соответствующих данных.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Значит, и составлять бухгалтерскую отчетность им не нужно. А вот налоговую и статистическую отчетность они представляют на общих основаниях - это предусмотрено в ст. 346.11 Налогового кодекса РФ.

Правда, в случае если организация-"упрощенец" осуществляет также виды деятельности, подпадающие под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, т.е. является плательщиком ЕНВД, по мнению Минфина России, она обязана вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Это мнение, в частности, было выражено в Письмах Минфина России от 20.10.2006 N 03-11-04/3/465, от 10.10.2006 N 03-11-04/2/203 и других письмах финансового ведомства. Главным аргументом специалистов Минфина России является то, что, по их мнению, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" не освобождает организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, подлежащую налогообложению ЕНВД для отдельных видов деятельности, от обязанности ведения бухгалтерского учета.

Данная позиция далеко не бесспорна. Ведь на "упрощенку" в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ переводятся не отдельные виды деятельности, а вся организация (юридическое лицо) в целом. Поэтому нормы п. 3 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" должны распространяться на все организации, добровольно перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, независимо оттого, подпадают ли отдельные виды их деятельности под ЕНВД. Вместе с тем во избежание конфликтов с налоговыми органами можно все-таки порекомендовать бухгалтерам таких организаций продолжать вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Тем более что данные бухгалтерского учета и показатели отчетности необходимы для анализа финансового положения, эффективности деятельности организации, контроля и планирования дальнейшей работы фирмы и прочих управленческих нужд.

Особое внимание следует  обратить на то, что Приказом Минфина  России N 67н утверждены образцы форм бухгалтерской отчетности, на основании  которых организации должны разрабатывать свои формы отчетности с учетом специфики и масштабов их деятельности. Упомянутый выше совместный Приказ Госкомстата России и Минфина России утвердил обязательные для всех организаций коды некоторых строк бухгалтерской отчетности, а для остальных строк отчетности, в том числе и для строк, вводимых дополнительно по решению руководства фирмы, коды могут быть установлены самостоятельно.

Таким образом, в настоящее  время каждая организация обязана  на основе образцов разработать и утвердить как часть своей учетной политики свои собственные формы отчетности, учитывающие особенности деятельности данной организации и позволяющие обеспечить соблюдение требований к бухгалтерской отчетности, изложенных в ПБУ 4/99: полноту, существенность, нейтральность и пр.

В принципе, согласно п. 5 Указаний о порядке составления  и представления бухгалтерской  отчетности, утвержденных Приказом Минфина  России N 67н, организация имеет право  принять решение о представлении  бухгалтерской отчетности по формам бухгалтерской отчетности, приведенным как образцы в Приложении к данному Приказу, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в положениях по бухгалтерскому учету. Однако в этом случае также необходимо прописать в учетной политике, что в качестве форм бухгалтерской отчетности организация утвердила формы, предлагаемые в Приказе Минфина России N 67н. Тем более что в том же пункте Указаний предусмотрено, что в случае отсутствия у организации данных по соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, показатели (строки, графы) по которым предусмотрены в образцах форм, эти показатели (строки, графы) в формы организации не включаются.

Итак, организации имеют определенную свободу в отношении того, как модифицировать имеющиеся образцы форм. Например, можно в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) представлять показатели, приведенные в разделе "Расшифровка отдельных прибылей и убытков" образца формы, в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета ("в том числе" или "из них"). Или, скажем, показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) согласно образцу формы, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или, наоборот, включаться в пояснительную записку. Если, допустим, у организации нет и не будет нематериальных активов, она может исключить из формы N 1 (бухгалтерского баланса) строку 110 "Нематериальные активы".

Удаляя или добавляя строки, нужно следить за тем, чтобы коды строк, установленные Госкомстатом России и Минфином России, не изменялись. Например, если принято решение удалить из баланса строку 110 "Нематериальные активы", баланс будет начинаться со строки "Основные средства", код которой будет 120.

Заполняя отчетные формы, следует также помнить, что согласно п. 7 Указаний о порядке составления  и представления бухгалтерской  отчетности данные представляемой бухгалтерской  отчетности приводятся в тысячах  рублей без десятичных знаков. При  этом в случае, если организация имеет существенные обороты продаж, значительную величину активов и обязательств, она может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков. Иными словами, составить годовой отчет с точностью до рубля нельзя. Показатели должны быть обязательно округлены хотя бы до тысяч рублей.

При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует  также иметь в виду, что, если в  соответствии с нормативными документами  по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках. Это относится прежде всего к таким показателям, как:

- непокрытый убыток (строка 470 формы N 1),

- себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг  (строка 020 формы N 2);

- коммерческие и управленческие  расходы (строки 030 и 040 формы N 2);

- убыток от продаж (строка 050 формы N 2);

- проценты к уплате (строка 070 формы  N 2);

- прочие расходы (строка 100 формы  N 2);

- убыток до налогообложения  и чистый убыток (строки 140 и 190 формы N 2);

Информация о работе Порядок формирования сводной отчетности