Порядок проведения аудита кассовых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Целью аудита кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.
Аудиторская проверка кассовых операций организации осуществляется в следующей последовательности:
Целью аудита кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Файлы: 1 файл

Аудит к.р..doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

1. Порядок  проведения аудита кассовых операций. Проверка законности налично-денежных  операций

Целью аудита кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей  в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Аудиторская проверка кассовых операций организации осуществляется в следующей последовательности:

Целью аудита кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Аудиторская проверка кассовых операций организации осуществляется в следующей последовательности:

1. Определение  цели и основных задач аудита, подборка нормативных - Федеральный  закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" (с изм. и доп.);

- Федеральный  закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении  контрольно-кассовой техники при  осуществлении наличных денежных  расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт";

- Письмо Минфина  России от 30.08.1993 N 104 "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением";

- Порядок ведения  кассовых операций в Российской  Федерации, утвержденный Решением  Совета директоров Банка России  от 22.09.1993 N 40;

- Положение  Банка России от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации", утвержденное Банком России 19.12.1997 (с изм. и доп.);

- Указания Банка  России от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении  предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке";

- Постановление  Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об  утверждении унифицированных форм  первичной учетной документации  по учету кассовых операций, по  учету результатов инвентаризации" (с изм. и доп.);

- Постановление  Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации  по учету торговых операций".

Предоставленные документы: бухгалтерский баланс (форма N 1), отчет о движении денежных средств (форма N 4), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, регистры бухгалтерского учета по счетам 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути", кассовая книга (КО-4), отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера (КО-1, КО-2), журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (КО-3), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (КО-5), акт инвентаризации наличных денежных средств (ИНВ-15), акт ревизии наличных денежных средств, справка из банка об установлении лимита остатка наличных денег в кассе, акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма N КМ-1), акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма N КМ-2), акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма N КМ-3), журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4), журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста (форма N КМ-5), справка-отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6), сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма N КМ-7), журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N КМ-8), акт о проверке наличных денежных средств кассы (форма N КМ-9).

При аудите кассовых операций последовательно проверяются:

- правильность  документального оформления кассовых  операций;

- сохранность  наличных денежных средств в  кассе;

- соблюдение  установленного лимита остатка  денежных средств в кассе;

- правильность применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении расчетов с населением;

- полнота и  своевременность оприходования  денежных средств и отражение  данных хозяйственных операций  на счетах бухгалтерского учета;

- правильность  списания денег в расход и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

- организация  хранения свободных денежных  средств в кассах организации.

На данном этапе  производится проверка сохранности  наличных денежных средств в кассе. Аудитор должен установить, проводится ли инвентаризация кассы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При проверке соблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе организации необходимо запросить расчет на установление организации лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающих в ее кассу за аудируемый период, утвержденный банком. Далее согласно представленному расчету выборочно проводится соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денежных средств.

Следует обратить внимание на четкое оформление документов (наличие расписок получателей, погашение  документов штампом "Оплачено" с  указанием даты, отсутствие подчисток и исправлений (известны случаи повторного списания денег на основании расходного кассового ордера, оплаченного в предыдущем году)). Проверяется наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег, законность произведенных из кассы выплат денежных средств. Кроме того, выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. При этом большое значение имеет корректность произведенных ошибок, допущенных в бухгалтерском учете, в особенности исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, приводящих к занижению или завышению выручки от реализации, неправомерному отнесению производственных затрат на себестоимость. При проверке надежности средств внутреннего контроля в системе КОД аудитор должен обратить внимание в том числе на возможность изменения программного обеспечения в части методов регистрации первичной информации. Заметим, что наличие системы КОД не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни. Однако проведение аудитором процедур в отношении копий компьютерных файлов возможно, если есть уверенность в том, что они совпадают с оригиналами.

При проверке кассовых операций особое внимание уделяется  выяснению полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности в результате поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, выручки, взносов арендной платы и других операционных и внереализационных доходов. Поступления из банка проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Поступление выручки изучается путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах-фактурах, лентах кассового аппарата и т.п. Возврат неиспользованных авансов анализируется по приходным кассовым ордерам. Результаты проверки оформляются аудитором в таблице.

Проверяя расходование наличных денежных средств из кассы, аудитор  должен обратить внимание на юридическую  обоснованность выдачи денег, т.е. на наличие  приказов и распоряжений на премирование сотрудников, на оказание материальной помощи, на командировки, на выдачу средств на представительские расходы; доверенностей от сторонних организаций; исполнительных листов и др. Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку.

Если организация ведет  расчеты с физическими лицами с применением ККТ, то необходимо проверить, вся ли ККТ прошла регистрацию  в государственной налоговой  инспекции, о чем будут свидетельствовать  карточки регистрации ККТ. Журналы регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин должны вестись по форме N КМ-5, утвержденной Постановлением N 132, они должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны руководителем, главным бухгалтером и представителем налогового органа.

При проверке организации  хранения свободных денежных средств  в кассах организации устанавливается  соответствие Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, согласно которому:

- касса организации должна  находиться в изолированном помещении, предназначенном для приема, выдачи и временного хранения наличных денег;

- обеспечена сохранность  денег в помещении кассы, а  также при доставке их из  учреждения банка и сдаче в  банк;

- все наличные деньги  и ценные бумаги хранятся в несгораемых металлических шкафах или в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются печатью кассира.

Организация может иметь  в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организации. Денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе организации обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживаемыми банками. Организация не имеет права накапливать в своей кассе деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов. Организация имеет право хранить деньги сверх лимитов только для оплаты труда, пособий по социальному страхованию и стипендий на свыше 3 рабочих дней (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, - до 5 дней) включая день получения денег в банке. В связи с этим проверкой необходимо установить соблюдение лимита денежной наличности.

Опыт аудиторских  проверок свидетельствует, что наиболее распространенными нарушениями, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются:

- отсутствие  первичных кассовых документов  или оформление их с нарушением  установленных требований;

- выплаты подотчетным  лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;

- несоблюдение  установленного лимита расчетов  наличными деньгами между юридическими  лицами;

- арифметические  ошибки при подсчете оборотов  и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;

- неполное оприходование  денежной выручки, выразившееся  в том, что кассиры оставляют  в кассах организации небольшой  размер денежных средств на "размен".

На заключительном этапе аудита денежных средств организации  формируется пакет рабочих документов аудитора и составляется аудиторский отчет, который представляется вместе с рабочей документацией руководителю проверки.

 

 

 

 

2. Аудит  состояния инвентаризационной работы.

Аудиторская процедура - определенный порядок действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.

Имущество - основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая  продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

Финансовые  обязательства - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, резервы и  пр.

Инвентаризация - прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества  аудируемого лица, информацию о состоянии  и стоимости такого имущества, а также информацию о финансовых обязательствах аудируемого лица.

Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации:

1. Постановление  Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об  утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. от 16.04.2005).

2. Федеральный  закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" (в ред. от 30.06.2003).

3. Приказ Министерства  финансов Российской Федерации  от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении методических  указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".

4. Приказ Министерства  финансов Российской Федерации  от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении  Положения по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в РФ" (в ред. Приказов Минфина  РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н).

5. Постановление  Государственного комитета Российской  Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету  кассовых операций, по учету результатов  инвентаризации" (в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26, от 03.05.2000 N 36).

Цель  аудита:

Целью аудита является получение доказательств по вопросам:

- подтверждения  фактического наличия имущества  и реальности финансовых     обязательств;

- действительности результатов инвентаризации;

- полноты и  своевременности отражения результатов  проведения инвентаризации.

Аудитору необходимо:

- установить, насколько  правильно организована и проведена  инвентаризация;

- установить  правильность оформления результатов инвентаризации;

- оценить полноту  и своевременность отражения  ее результатов в бухгалтерском  учете; 

- оценить систему  внутреннего контроля аудируемого  лица.

Этапы проведения аудита:

- планирование  аудита;

- сбор аудиторских  доказательств; 

- завершение аудита.

Аудиторские стандарты, применяемые при проверке:

- Получение  аудиторских доказательств в  конкретных случаях (федеральное  правило (стандарт) аудиторской деятельности (далее - стандарт) N 17)

- Согласование  условий проведения аудита (стандарт N 12)

- Планирование  аудита (стандарт N 3)

- Существенность  в аудите (стандарт N 4)

- Оценка аудиторских  рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом  (стандарт N 8)

- Учет требований  нормативных правовых актов Российской  Федерации в ходе проведения аудита (стандарт N 14)

- Аудиторская  выборка (стандарт N 16)

- Документирование  аудита (стандарт N 2)

- Аудиторские  доказательства (стандарт N 5)

- Аудиторское  заключение по финансовой (бухгалтерской)  отчетности (стандарт N 6).

Сбор  аудиторских доказательств

 Подготовительный этап:

До начала проведения аудита инвентаризации аудитору необходимо выполнить следующие контрольные  процедуры:

- ознакомиться  с учетной политикой аудируемого  лица;

- ознакомиться  с порядком проведения инвентаризации;

Информация о работе Порядок проведения аудита кассовых операций