Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:40, доклад
Ключевые слова: аудиторская проверка, представительство, порядок, этапы, юридическое лицо, внешний аудит.
В статье рассматриваются особенности аудита в представительствах иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Особое внимание уделено исследованию понятия иностранного представительства. Описаны основные этапы проведения аудиторской проверки представительств иностранных юридических лиц в Российской Федерации.
Васильева Е.А.*, Савочкина Ю.А.**
*Васильева Елена Алексеевна, к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Поволжского государственного университета сервиса (г. Тольятти).
**Савочкина Юлия Александровна, студентка группы БН-402 кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Поволжского государственного университета сервиса (г. Тольятти);
Адрес: город Тольятти, Гагарина 4
Тел.: (848) 22-91-96
E-mail: kaf_bu@tolgas.ru
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: аудиторская проверка, представительство, порядок, этапы, юридическое лицо, внешний аудит.
В статье рассматриваются особенности аудита в представительствах иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Особое внимание уделено исследованию понятия иностранного представительства. Описаны основные этапы проведения аудиторской проверки представительств иностранных юридических лиц в Российской Федерации.
На сегодняшний день развитие рыночных отношений в России предполагает неизбежное участие в ее экономике иностранного капитала. Довольно таки остро стоит проблема построения такого экономического механизма взаимоотношений с иностранными партнерами, который бы обеспечивал заинтересованность иностранных компаний в расширении деятельности в национальном хозяйстве России в направлениях, учитывающих интересы нашей страны. Важную роль в создании таких отношений играют система налогообложения, организация бухгалтерского учета и иностранных юридических лиц и их представительств. Актуальность данной работы, прежде всего, обусловлена недостаточной разработанностью вопросов учета и аудита представительств иностранных юридических лиц в РФ. В свою очередь, неразработанность методологии и методики аудита иностранных компаний в РФ, снижает качество информационного обеспечения системы управления внутренних и внешних пользователей информации, подготовленной аудиторами, и служит фактором, оказывающим негативное влияние на развитие российской экономики.
Правовой статус, а так же особенности организации деятельности иностранных представительств определяют содержание бухгалтерского учета и особенности проведения их аудита. Это предполагает необходимость исследовать само понятие иностранного представительства.
Согласно ст.55 Гражданского кодекса РФ, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом же является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства[1].
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. Юридическая форма филиала практически не используется иностранными фирмами, поэтому они предпочитают регистрировать любую свою деятельность в РФ в форме представительства.
К тому же, форма представительства — это самая осторожная форма присутствия иностранного юридического лица на территории другого государства. Поэтому она весьма удобна для иностранных юридических лиц, так как в процессе изучения данной страны, ее законодательных норм, рынка, условий функционирования в ней форма представительства просто незаменима.[5, c.46]
Аудит, и в частности аудит представительств иностранных компаний, может быть двух видов:
Внутренний аудит -осуществляется материнской компанией: как правило, проводится аудиторами, работающими в отделе внутреннего аудита материнской компании.
Внешний аудит- проводится независимыми аудиторскими службами на территории РФ, который на данный момент является инициативным.[7,c. 20]
Необходимость внутреннего аудита представительств выражается в том, чтобы оценить эффективность его деятельности в масштабах всей организации, спрогнозировать его дальнейшую деятельность, а также оценить, насколько необходимо само существование представительства иностранной компании в данной стране и насколько оно справляется со своими задачами. Поэтому, функции аудитора возлагаются на отделы внутреннего аудита самой материнской компании. Сами же представительства обычно имеют малочисленный штат сотрудников, что не может позволить им самостоятельно осуществлять контрольные функции и проводить сравнительный анализ эффективности своей деятельности.
Рекомендации по организации внутреннего аудита разрабатываются по иностранным стандартам страны и являются внутренними методиками конкретной компании. Следовательно, проблемы организации внутреннего аудита представительств являются актуальными в рамках самой иностранной компании. На сегодняшний день для России наиболее актуальным является привлечение иностранных инвесторов, получающих доходы на территории РФ и уплачивающих с них налоги.
Исходя из этого, целесообразно разработать методики проведения именно внешнего аудита таких представительств.
Цель внешнего аудита представительств –это выражение мнения о законности хозяйственных операций, о достоверности учета и отчетности и жизнеспособности представительства. Данное мнение выражается при помощи проверки статуса представительства и подтверждения его доходов и расходов.
Таким образом, первой задачей аудиторов является определить на основании первичных документов, договоров, в их числе и договоров об избежании двойного налогообложения, положений контрактов где находится материнская компания, какого рода деятельность ведет данное отделение иностранного юридического лица в РФ.
При проведении аудиторской проверки особое внимание уделяется подтверждению доходов и расходов представительства. В зависимости от правильности их отражения в налоговой декларации делается вывод о точности расчета и правильности уплаты налога на прибыль. [5,c.67]
Исходя из этого, определяются задачи аудита иностранных представительств. (Схема1)
Схема 1:
Аудиторская проверка иностранного представительства включает в себя 3 этапа:
Схема 2:
Начальный этапом аудиторской проверки является предварительный этап. Он подразумевает получение исходной информации и формирование предварительного мнения о налоговом статусе представительства.
Все эти факторы можно разделить на две группы:
Факторы, отражающие особенности аудиторской фирмы;
Факторы, отражающие особенности иностранного представительства.
От взаимодействия этих факторов зависит выбор и клиента аудитором, и аудитора клиентом.
На данном этапе организуется встреча между руководством представительства и аудиторами. Все существенные вопросы общения аудитора с руководством представительства, как и любого другого экономического субъекта, изложены в правиле (стандарте) аудиторской деятельности “Общение с руководством экономического субъекта” от 18 марта 1999года. [4]
На этом этапе проверки происходит знакомство с аккредитационными и регистрационными документами представительства, с документами, свидетельствующими о постановке представительства на налоговый учет и с положением о представительстве. Довольно таки часто в представительствах отсутствуют какие-либо из перечисленных документов и это обстоятельство должно насторожить аудитора.[8,164]
В ходе предварительной встречи аудитору необходимо получить представление о видах деятельности представительства и о порядке его финансирования, о составе, подлежащих к уплате, российских налогов, о внутренней организации работы представительства и, основное, о состоянии и порядке ведения бухгалтерского учета.
Информация о видах деятельности представительства может быть получена из трех основных источников:
Схема3:
На предварительной стадии аудитор должен поинтересоваться о наличии у фирмы доходов, полученных за границей, но связанных с деятельностью фирмы в РФ. Бывает, что представительства, по незнанию осуществляют отдельные операции, требующие предварительного получения ими соответствующей лицензии.
Внутренняя организация
1)для проверки наличия и стоимости объектов налогообложения и правильности исчисления налогов;
2)для выявления возможных несоответствий аспектов деятельности
представительства требованиям законодательства по регистрации и лицензированию деятельности, правилам валютного контроля и другим.[6,164]
На предварительной стадии так же рассматриваются::
Наличие у фирмы других подразделений в РФ, обособленных от проверяемого
представительства;
Наличие и виды имеющегося у фирмы имущества на территории России;
Наличие российского и иностранного персонала представительства, юридическая
основа его найма и порядок оплаты его труда;
Источники покрытия расходов представительства;
Порядок финансирования представительства извне, так как они часто имеют
решающее значение для определения способа налогообложения его прибыли и для выявления связанных с этим остальных налоговых обязательств иностранной компании;
Расчета налогов, уплачиваемых представительством, и в ходе документальной проверки он сможет легко обнаружить ошибки, допущенные при расчете налоговых обязательств клиента, и своевременно предложить их исправить.[7]
Компетентность бухгалтеров, ведь внутренний аудит в представительствах встречается довольно редко и от компетентности бухгалтера во многом зависит организация системы внутреннего контроля.
При анализе постановки бухгалтерского учета в представительстве задачей аудитора является выяснение, соответствуют ли объем и формы учетной документации фактически осуществляемой деятельности представительства. Представительства, ведущие в России самостоятельный бизнес и получающие коммерческие доходы от него, ведут учет либо по российским, либо по международным стандартам для обособленных филиалов. В любом случае представительство должно вести учет своих доходов, расходов раздельно по видам деятельности, а учет денежных средств, расчетов и имущества целесообразно вести в самом представительстве в максимально полном объеме.
Основная стадия (документальная проверка) начинается с того, что аудитор интересуется сведениями об объекте проверки, содержащимися в декларации, отчетах за текущий и предыдущий года, свидетельствах об аккредитации и регистрации представительства.
Согласно программе налогового аудита представительств документальная проверка включает тестировании следующих документов:
1) контрактов, заключенных иностранным юридическим лицом в связи с его деятельностью в РФ, или заключенных третьими лицами при посредничестве представительства данного юридического лица;
2) документации по банковским
счетам и кассе для
3) другой бухгалтерской
Доходы могут быть получены в форме денежных средств (наличными или на банковский счет) и в натуральной форме. Последние на практике образуются лишь случайно, при осуществлении бартерного обмена либо при безвозмездном использовании помещений и других услуг родственных фирм.
Подтверждение расходов зависит в основном от способа обложения представительства налогом на прибыль. Поэтому нужно для начала рассмотреть эти способы, их особенности и отличия, а уже потом перейти к проверке расходов. В процессе документальной проверки расходов, отраженных в декларации, аудитор выявляет причины исключения из нее тех или иных расходов, правильность расчета сумм и вносит в суммы декларируемых расходов необходимые изменения.
После того, как получена вся необходимая информация, на заключительной этапе проверки аудитор, на основании сформированных рабочих документов, делает окончательный вывод о достоверности налоговой декларации клиента, а также заполняет все необходимые документы. По окончании проверки клиенту выдается аудиторское заключение о результатах, аудитор помогает руководству представительства в правильном составлении отчетов и организации ведения самого бухгалтерского учета представительства, оказывает консультационные услуги, а также услуги по заполнению декларации и ее защите в налоговых органах.
Заключительный этап проверки является самым важным непосредственно для руководства представительств, так как здесь уточняются все замечания, указываются ошибки и возможные пути их устранения, совместно с аудитором.[6,149]