Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:25, доклад
В соответствии с пунктом 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина от 28 декабря 2001 года №119н, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них, определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В соответствии с пунктом
21 Методических указаний по бухгалтерскому
учету материально-
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них, определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Инвентаризация является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», при формировании учетной политики помимо рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов правил документооборота и прочее, утверждается и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.
Необходимо обратить особое внимание на важность этого положения, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил, что приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной /вещественной проверки).
Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического
наличия имущества (как
- определение фактического
количества материально-
- сопоставление фактически
полученных данных о наличии
имущества в натуре с данными
аналитического и
- проверка полноты и
правильности отражения в
- проверка соблюдения
правил содержания и
Основу инвентаризации материально-производственных запасов составляет полная или выборочная проверка наличия этих ценностей специально созданной комиссией.
Это может быть постоянно действующая инвентаризационная комиссия, рабочая комиссия, разовая комиссия.
- постоянно действующая, в организационно-контрольные функции, которой входит проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций и контрольных проверок в межинвентаризационный период.
В течение года - в межинвентаризационный период - в организациях с большой номенклатурой учитываемых ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
- рабочие комиссии, которые непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участвуют в определении результатов инвентаризации. Рабочие инвентаризационные комиссии обычно создаются при большом объеме работ или территориальной разобщенности имущества для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Рекомендуется утверждать рабочие комиссии на весь отчетный год с возложением на них обязанностей по проведению разовых инвентаризаций;
- разовые комиссии - в каждом конкретном случае состав комиссии утверждается руководителем организации при проведении инвентаризации по мере необходимости - по проверке и выборочной инвентаризации.
Персональный состав постоянно
действующих и рабочих
Вещественная и документальная проверка фактического наличия имущества и обязательств проводится инвентаризационной комиссией коллегиально. Существенное правило для всех инвентаризаций:
ОТСУТСТВИЕ ХОТЯ БЫ ОДНОГО ЧЛЕНА КОМИССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СЛУЖИТ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ.
Порядок проведения инвентаризации и отражение в учете ее результатов регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 года №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете организации применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Для проведения инвентаризации руководитель организации издает Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма №ИНВ-22), являющийся письменным заданием, в котором указывается конкретное содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. После подписания руководителем приказ вручается председателю инвентаризационной комиссии.
Данный приказ регистрируют в Журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (унифицированная форма №ИНВ–23). Приказ о проведении инвентаризации готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации.
До проведения инвентаризации
важно убедиться, что в организации
четко организовано складское хозяйство
и контрольно-пропускная система. Для
этого инвентаризационной комиссии
рекомендуется проверить
1) осуществляется ли охрана
территории организации,
2) заключены ли фактически
и правильно ли оформлены
3) соответствуют ли должности
материально ответственных лиц
утвержденному перечню
4) созданы ли материально
ответственным лицам условия
для обеспечения сохранности
материальных ценностей,
5) оснащены ли места
хранения материальных
6) существует ли контроль
над порядком вывоза ценностей
из организации и выдачей
7) хранятся ли товарно-
8) назначена ли приказом
руководителя постоянно
Руководитель организации
должен обеспечить условия для полной
и точной проверки фактического наличия
имущества в установленные
Бухгалтерия распечатывает инвентаризационные описи, не заполняя графу «По данным бухгалтерского учета», по объектам и структурным подразделениям, подлежащим инвентаризации в количестве не менее двух экземпляров. Подготовленные инвентаризационные описи раздаются всем материально ответственным лицам для заполнения графы «Фактическое наличие» с указанием сроков заполнения.
Материально ответственное
лицо перед проведением
Комиссия проводит подготовительную работу, предшествующую подсчету остатков материальных ценностей:
- опломбирует помещения,
в которых находятся
- проверяет весы, мерную тару;
- получает от материально
ответственных лиц отчет с
документами, подтверждающими
После осуществления всех необходимых подготовительных мероприятий производится опись имущества и обязательств, то есть их вещественная и документальная проверки.
После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются акты инвентаризации и инвентаризационные описи. Причем основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации - акт инвентаризации.
Формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года №88, в частности:
Наименование документа |
Номер формы |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей |
ИНВ -3 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных |
ИНВ-4 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение |
ИНВ-5 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути |
ИНВ -6 |
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них |
ИНВ-8 |
Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях |
ИНВ-8а |
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них |
ИНВ-9 |
Составление сличительных ведомостей по инвентаризации
В случае выявления расхождений
фактических данных, полученных в
процессе инвентаризации с данными
бухгалтерского учета, составляется сличительные
ведомость «Сличительная
До составления сличительных
ведомостей и определения результатов
инвентаризации бухгалтерия организации
должна тщательно проверить
При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей (неправильный учет товаров одного сорта в составе другого сорта), суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Необходимо также произвести списание потерь в пределах норм естественной убыли.
Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Для оформления результатов
инвентаризации могут применяться
единые регистры, в которых объединены
показатели инвентаризационных описей
и сличительных ведомостей. На ценности,
не принадлежащие организации, но числящиеся
в бухгалтерском учете (находящиеся
на ответственном хранении, арендованные,
полученные для переработки), составляются
отдельные сличительные ведомости.
Владельцам ценностей предоставляется
справка о результатах
Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием компьютера и другой оргтехники, так и вручную.
Информация о работе Порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов