Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:11, реферат
Актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сравнивается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Введение 3
Инвентаризация товаров на предприятиях розничной торговли 4
Бухгалтерский учет инвентаризации 9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет статистики, учета и экономического анализа
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
ЭССЕ
Студентки 5 курса 553 группы
Черепновой Екатерины
На тему: «Порядок проведения инвентаризации на предприятиях торговли, способствующий достоверности данных финансовой отчетности организации.»
Содержание
В целях обеспечения
Инвентаризация – установление на определенный момент фактического наличия средств и их источников, фактически произведенных затрат путем пересчета инвентаризируемого объекта в натуре, т.е. снятие остатков, или путем проверки учетных записей. С помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете. Инвентаризация необходима для уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества предприятия.
Актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сравнивается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Поэтому целью данной работы является изучение инвентаризации товаров и тары на предприятиях торговли, её порядок проведения, документальное оформление, и выявление результатов инвентаризации в условиях рыночных отношений.
Инвентаризация в розничной торговле проводится в сроки, установленные руководителем торговой организации, но не реже двух раз в год. Инвентаризация товаров в розничной торговле должна проводиться внезапно. Запрещается доводить до сведения работников торговой организации срок намеченной инвентаризации товаров прежде, чем в эту организацию придет рабочая инвентаризационная комиссия.
Перед началом инвентаризации товаров необходимо закрыть помещение торговой организации и прекратить операции с товарно-материальными ценностями и денежными средствами.
Одновременно с проведением инвентаризации товаров в магазине, она осуществляется и в прикрепленных к этому магазину киосках, павильонах, палатках и прочих торговых точках. Если магазин имеет склады и секции, филиалы с раздельной материальной ответственностью, то инвентаризацию в них можно проводить отдельно, без закрытия всего магазина.
Организациям торговли помимо общих
нормативных документов по организации
учета и инвентаризации, также необходимо
руководствоваться, и специальными нормативными
документами, отражающими особенности
проведения инвентаризаций в сфере торговли.
К таким документам относятся:
1. Трудовой кодекс РФ, гл. 39 "О материальной
ответственности работника";
2. Методические рекомендации по учету
и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли,
утвержденные Письмом Роскомторга от
10 июля 1996 года 1-794/32-5;
4. Приказ Минпромторга России от 01.03.2013
№252 "Об утверждении норм естественной
убыли продовольственных товаров в сфере торговли и инструкций по их применению".
Перед началом инвентаризации товаров
рабочая инвентаризационная комиссия
обязана:
1) опломбировать (опечатать) подсобные
помещения, подвалы и другие места хранения
товаров, имеющие отдельные и дополнительные
входы и выходы;
2) проверить оснащенность магазина охранными
системами, системами видеонаблюдения,
убедиться в исправности их работы (при
продаже товаров методом самообслуживания
и с открытой выкладкой);
3) убедиться в исправности работы антенных
контуров (устройств на выходе из секций
самообслуживания, сигнализирующих о
том, что покупатель выносит неоплаченный
товар); а также в наличии самоклеящихся
этикеток и бирок с резонаторами на товарах
(при продаже товаров методом самообслуживания
и с открытой выкладкой);
4) снять остатки наличия денежных средств
в кассе, установить выручку текущего
дня;
5) получить последние кассовые и товарные
отчеты с выведенными в них на момент инвентаризации
остатками товаров;
6) проверить правильность всех весоизмерительных
приборов;
7) получить у материально-ответственных
лиц расписку о том, что к началу инвентаризации
все приходные и расходные документы включены
в отчет и сданы в бухгалтерию.
Комиссия начинает инвентаризацию
с подсобных помещений
Одновременно с фактической проверкой
товаров проверяется состояние и ведение
складского хозяйства. А так же проверяется
правильность организации хранения и размещения
товаров торговыми организациями, при этом имеется
в виду разнообразие физико-химических
свойств многих товаров, например:
- скоропортящиеся (продукты полеводства,
садоводства, огородничества, животноводства,
птицеводства и другие);
- легко воспринимающие влагу (соль, сахар
и другие);
- легко воспринимающие посторонние запахи
(чай, сахар, мука, крупа и другие);
- обладающие специфическими запахами
(рыба, табак и другие);
- убывающие в весе (овощи, бахчевые, мясные
и другие);
- легковоспламеняющиеся и другие.
Инвентаризация товаров, как правило, должна производиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. Нельзя допускать во время инвентаризации беспорядочного перехода от одного товара к другому.
На складах товары должны быть размещены материально-ответственными лицами в порядке, предусмотренном планом-картой, рассортированы и уложены по наименованиям, сортам, маркам, размерам. В местах хранения каждого вида товаров должен быть вывешен товарный ярлык по типовой форме ТОРГ-11, содержащий все данные, подлежащие занесению в инвентаризационную опись, в частности: цена, сорт, марку, мерность, класс и другие признаки, определяющие цену товара.
Не допускается нахождение на ответственном
хранении одних и тех же товаров
у разных материально-ответственных
лиц, за исключением отдельных
Определение веса (или объема) навалочных товаров допускается производить на основании обмеров и технических расчетов, о чем делается соответствующая пометка в инвентаризационной описи типовой формы ИНВ-3 . При инвентаризации большого количества весовых товаров ведут раздельно две ведомости отвесов: одну ведет один из членов инвентаризационной комиссии, а другую - материально-ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог заносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к инвентаризационной описи.
Товары заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых реквизитов (артикула, сорта и других). Наименования проверяемых товаров, их количество указывают в инвентаризационных описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете торговой организации.
Один экземпляр описи передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй - остается у материально-ответственного лица.
Если фактически наличествующие товарно-материальные ценности взвешены, обмерены или подсчитаны комиссией за один прием, то установленное таким путем количество имеющихся ценностей записывается комиссией в инвентаризационную опись.
Когда товары взвешиваются, обмериваются или подсчитываются в несколько приемов (отвесов, обмеров, подсчетов), то есть когда данные о фактическом наличии товара не представляется возможным записать сразу в инвентаризационную опись, рабочая инвентаризационная комиссия записывает эти данные в инвентаризационный ярлык (форма ИНВ-2). Ярлык заполняется в одном экземпляре ответственными лицами инвентаризационной комиссии и хранится вместе с пересчитанными товарами по месту их нахождения. Данные формы ИНВ-2 используются для заполнения инвентаризационной описи товаров (форма ИНВ-3).
Инвентаризации подлежат также товары, которые еще не отгружены покупателям, но подготовлены к отправке согласно выписанным товарно-транспортным накладным и переданы для комплектования из секции хранения в секцию выдачи товаров.
Инвентаризация товаров, отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета торговой организации.
На счетах учета товаров, не находящихся в момент инвентаризации
под отчетом у материально-ответственных
лиц (товары в пути, товары отгруженные
и другие), могут оставаться только суммы,
подтвержденные документами, оформленными
надлежащим образом:
- по находящимся в пути товарам - расчетными
документами поставщиков или другими
их заменяющими документами;
- по отгруженным товарам - копиями предъявленных
покупателем документов (платежных поручений,
векселей и так далее), по просроченным
оплатой документам - с обязательным подтверждением
учреждением банка;
- по товарам, находящимся на складах сторонних
организаций, - сохранными расписками,
переоформленными на дату, близкую к дате
проведения инвентаризации.
На товары отгруженные, срок оплаты которых
не наступил, и на отгруженные, но не оплаченные
в срок покупателями, составляются отдельные
акты по форме ИНВ-4. В графе "Примечание"
на товары отгруженные, но не оплаченные
в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводится наименование покупателя.
Акт составляется в двух экземплярах ответственными
лицами инвентаризационной комиссии,
подписывается ими - один экземпляр передается
в бухгалтерию, второй - остается у материально-ответственного
лица.
При инвентаризации товаров, принятых
на ответственное хранение, составляется
инвентаризационная опись по форме ИНВ-5,
записи в которую производятся ответственными
лицами инвентаризационной комиссии на
основании проверки и пересчета товаров
в натуре. Опись составляется в двух экземплярах.
Товары, хранящиеся на складах
других организаций, заносятся в описи на основании документов,
подтверждающих сдачу этих товаров на
ответственное хранение. В описях товаров,
сданных на ответственное хранение, указываются
их наименование, количество, сорт, стоимость
(по данным учета), дата принятия груза
на ответственное хранение, место хранения,
номера и даты документов.
Отдельными описями оформляют выявленные
при инвентаризации неходовые и залежалые
товары, а также тару. Бой, брак, порчу актируют
в обычном порядке.
Предварительный результат инвентаризации
определяют на месте сразу же после ее
окончания, путем сопоставления остатков
товаров и тары по товарному отчету с инвентаризационной
описью. При выявлении больших расхождений
комиссия обязана взять письменное объяснение
с материально-ответственных лиц, опломбировать
магазин и сообщить об этом руководителю
торговой организации.
Списание потерь товаров в пределах норм естественной убыли отражается записью по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а на сумму потерь сверх норм естественной убыли - в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» (или в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», если виновное лицо не является работником организации).
При отсутствии виновных лиц или отказе суда во взыскании убытков делается запись с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 91-2 «Прочие расходы».
В сличительной ведомости отражают результаты проведенного зачета (суммы недостач, покрытых излишками), а также излишки и недостачи, оставшиеся после проведения зачета. Сличительную ведомость составляют в двух экземплярах. Результаты инвентаризации и выводы комиссии (о списании товаров, привлечении виновных лиц к ответственности и т.п.) оформляются приказом руководителя. Обобщенные данные результатов проведенных инвентаризаций отражаются в «Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26).
При обнаружении несоответствий данных инвентаризации и бухгалтерского учета председатель инвентаризационной комиссии должен доложить об этом руководителю организации, который решает, как эти расхождения будут урегулированы. Только руководитель организации может принять решение о взаимном зачете излишков и недостач или о списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли, а также о привлечении виновных лиц к ответственности за недостачи сверх норм естественной убыли. Установленные недостачи или излишки в бухгалтерском учете отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация. Выявленные излишки собственного товара приходуются в бухгалтерском учете на счете учета товаров по рыночной цене на дату проведения инвентаризации (п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н(ред. от 24.12.2010)):
Дт 41 «Товары»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы» - рыночная стоимость излишков включена в состав внереализационных доходов (п.8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).
Таким образом, при реализации товарных излишков, выявленных при инвентаризации, в состав доходов будет включена выручка от их реализации. При этом в состав расходов можно будет списать только расходы, связанные с реализацией. Выявленные недостачи отражаются в бухгалтерском учете следующим образом: