Порядок проведения инвентаризации на предприятиях торговли, способствующий достоверности данных финансовой отчетности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:11, реферат

Описание работы

Актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сравнивается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.

Содержание работы

Введение 3
Инвентаризация товаров на предприятиях розничной торговли 4
Бухгалтерский учет инвентаризации 9

Файлы: 1 файл

соколова.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет статистики, учета  и экономического анализа

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

 

Студентки  5 курса  553 группы

Черепновой Екатерины

 

На тему: «Порядок проведения инвентаризации на предприятиях торговли, способствующий достоверности данных финансовой отчетности организации.»

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В целях обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия и организации обязаны  проводить инвентаризацию имущества  и финансовых обязательств.

Инвентаризация – установление на определенный момент фактического наличия средств и их источников, фактически произведенных затрат путем пересчета инвентаризируемого объекта в натуре, т.е. снятие остатков, или путем проверки учетных записей. С помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете. Инвентаризация необходима для уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества предприятия.

Актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сравнивается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.

Поэтому целью данной работы является изучение инвентаризации товаров и тары на предприятиях торговли, её порядок проведения, документальное оформление, и выявление результатов инвентаризации в условиях рыночных отношений.

 

Инвентаризация товаров на предприятиях розничной торговли

 

  

Инвентаризация в розничной  торговле проводится в сроки, установленные  руководителем торговой организации, но не реже двух раз в год. Инвентаризация товаров в розничной торговле должна проводиться внезапно. Запрещается доводить до сведения работников торговой организации срок намеченной инвентаризации товаров прежде, чем в эту организацию придет рабочая инвентаризационная комиссия.      

Перед началом инвентаризации товаров необходимо закрыть помещение  торговой организации и прекратить операции с товарно-материальными  ценностями и денежными средствами.     

Одновременно с проведением инвентаризации товаров в магазине, она осуществляется и в прикрепленных к этому магазину киосках, павильонах, палатках и прочих торговых точках. Если магазин имеет склады и секции, филиалы с раздельной материальной ответственностью, то инвентаризацию в них можно проводить отдельно, без закрытия всего магазина.

Организациям торговли помимо общих нормативных документов по организации учета и инвентаризации, также необходимо руководствоваться,  и специальными нормативными документами, отражающими особенности проведения инвентаризаций в сфере торговли. К таким документам относятся: 
1. Трудовой кодекс РФ, гл. 39 "О материальной ответственности работника"; 
2. Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 года 1-794/32-5; 
4. Приказ Минпромторга России от 01.03.2013 №252 "Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и инструкций по их применению". 
     Перед началом инвентаризации товаров рабочая инвентаризационная комиссия обязана: 
1) опломбировать (опечатать) подсобные помещения, подвалы и другие места хранения товаров, имеющие отдельные и дополнительные входы и выходы; 
2) проверить оснащенность магазина охранными системами, системами видеонаблюдения, убедиться в исправности их работы (при продаже товаров методом самообслуживания и с открытой выкладкой); 
3) убедиться в исправности работы антенных контуров (устройств на выходе из секций самообслуживания, сигнализирующих о том, что покупатель выносит неоплаченный товар); а также в наличии самоклеящихся этикеток и бирок с резонаторами на товарах (при продаже товаров методом самообслуживания и с открытой выкладкой); 
4) снять остатки наличия денежных средств в кассе, установить выручку текущего дня; 
5) получить последние кассовые и товарные отчеты с выведенными в них на момент инвентаризации остатками товаров; 
6) проверить правильность всех весоизмерительных приборов; 
7) получить у материально-ответственных лиц расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы включены в отчет и сданы в бухгалтерию.     

Комиссия начинает инвентаризацию с подсобных помещений магазина. В это время в торговом зале члены бригады материально-ответственных  лиц подбирают и группируют товары по наименованиям, сортам, артикулам, размерам и ценам в порядке, удобном  для пересчета, перемеривания. Подготовка товаров к пересчету и перевешиванию производится в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Все товары должны быть сгруппированы, рассортированы и уложены в определенном порядке, удобном для подсчета их количества. Товары, хранящиеся в штабелях, следует располагать так, чтобы к ним был доступ для проверки содержимого в каждом затаренном месте. Не распакованные товары, находящиеся в таре, распаковывают и проверяют как по количеству, так и по качеству. Запрещается ограничиваться подсчетом количества мест (коробок, мешков, бочек, ящиков и так далее) без тщательной проверки их содержимого. Затаренный товар не подлежит распаковке и проверяется на выборку в случаях, когда распаковка товаров, находящихся в неповрежденной таре поставщика, может вызвать понижение его качества. В этом случае количество и качество нераспакованных товаров определяют по трафарету (по массе брутто) на таре с выборочной проверкой ряда товарных мест. 
    Одновременно с фактической проверкой товаров проверяется состояние и ведение складского хозяйства. А так же проверяется правильность организации хранения и размещения товаров торговыми организациями, при этом имеется в виду разнообразие физико-химических свойств многих товаров, например: 
- скоропортящиеся (продукты полеводства, садоводства, огородничества, животноводства, птицеводства и другие); 
- легко воспринимающие влагу (соль, сахар и другие); 
- легко воспринимающие посторонние запахи (чай, сахар, мука, крупа и другие); 
- обладающие специфическими запахами (рыба, табак и другие); 
- убывающие в весе (овощи, бахчевые, мясные и другие); 
- легковоспламеняющиеся и другие. 
      

Инвентаризация товаров, как правило, должна производиться в порядке  расположения ценностей в данном помещении. Нельзя допускать во время  инвентаризации беспорядочного перехода от одного товара к другому.          

На складах товары должны быть размещены  материально-ответственными лицами в  порядке, предусмотренном планом-картой, рассортированы и уложены по наименованиям, сортам, маркам, размерам. В местах хранения каждого вида товаров должен быть вывешен товарный ярлык по типовой форме ТОРГ-11, содержащий все данные, подлежащие занесению в инвентаризационную опись, в частности: цена, сорт, марку, мерность, класс и другие признаки, определяющие цену товара.     

Не допускается нахождение на ответственном  хранении одних и тех же товаров  у разных материально-ответственных  лиц, за исключением отдельных организаций.      

Определение веса (или  объема) навалочных товаров допускается производить на основании обмеров и технических расчетов, о чем делается соответствующая пометка в инвентаризационной описи типовой формы ИНВ-3 . При инвентаризации большого количества весовых товаров ведут раздельно две ведомости отвесов: одну ведет один из членов инвентаризационной комиссии, а другую - материально-ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог заносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к инвентаризационной описи.     

Товары заносятся в  инвентаризационные описи по каждому  отдельному наименованию с указанием  вида, группы, количества и других необходимых  реквизитов (артикула, сорта и других). Наименования проверяемых товаров, их количество указывают в инвентаризационных описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете торговой организации.     

Один экземпляр описи  передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй - остается у материально-ответственного лица.     

Если фактически наличествующие товарно-материальные ценности взвешены, обмерены или подсчитаны комиссией за один прием, то установленное таким путем количество имеющихся ценностей записывается комиссией в инвентаризационную опись.     

Когда товары взвешиваются, обмериваются или подсчитываются в  несколько приемов (отвесов, обмеров, подсчетов), то есть когда данные о фактическом наличии товара не представляется возможным записать сразу в инвентаризационную опись, рабочая инвентаризационная комиссия записывает эти данные в инвентаризационный ярлык (форма ИНВ-2). Ярлык заполняется в одном экземпляре ответственными лицами инвентаризационной комиссии и хранится вместе с пересчитанными товарами по месту их нахождения. Данные формы ИНВ-2 используются для заполнения инвентаризационной описи товаров (форма ИНВ-3).     

Инвентаризации подлежат также  товары, которые еще не отгружены  покупателям, но подготовлены к отправке согласно выписанным товарно-транспортным накладным и переданы для комплектования из секции хранения в секцию выдачи товаров.     

Инвентаризация товаров, отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета торговой организации.      

На счетах учета товаров, не находящихся в момент инвентаризации под отчетом у материально-ответственных лиц (товары в пути, товары отгруженные и другие), могут оставаться только суммы, подтвержденные документами, оформленными надлежащим образом: 
- по находящимся в пути товарам - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами; 
- по отгруженным товарам - копиями предъявленных покупателем документов (платежных поручений, векселей и так далее), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; 
- по товарам, находящимся на складах сторонних организаций, - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации. 
На товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил, и на отгруженные, но не оплаченные в срок покупателями, составляются отдельные акты по форме ИНВ-4. В графе "Примечание" на товары отгруженные, но не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводится наименование покупателя. Акт составляется в двух экземплярах ответственными лицами инвентаризационной комиссии, подписывается ими - один экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у материально-ответственного лица. 
При инвентаризации товаров, принятых на ответственное хранение, составляется инвентаризационная опись по форме ИНВ-5, записи в которую производятся ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании проверки и пересчета товаров в натуре. Опись составляется в двух экземплярах.      

Товары, хранящиеся на складах  других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих товаров на ответственное хранение. В описях товаров, сданных на ответственное хранение, указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на ответственное хранение, место хранения, номера и даты документов. 
    Отдельными описями оформляют выявленные при инвентаризации неходовые и залежалые товары, а также тару. Бой, брак, порчу актируют в обычном порядке. 
Предварительный результат инвентаризации определяют на месте сразу же после ее окончания, путем сопоставления остатков товаров и тары по товарному отчету с инвентаризационной описью. При выявлении больших расхождений комиссия обязана взять письменное объяснение с материально-ответственных лиц, опломбировать магазин и сообщить об этом руководителю торговой организации.

Бухгалтерский учет инвентаризации

 

Списание потерь товаров  в пределах норм естественной убыли  отражается записью по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а на сумму потерь сверх норм естественной убыли - в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» (или в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», если виновное лицо не является работником организации).

При отсутствии виновных лиц или отказе суда во взыскании  убытков делается запись с кредита  счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» в дебет счета 91-2 «Прочие  расходы».

В сличительной ведомости отражают результаты проведенного зачета (суммы недостач, покрытых излишками), а также излишки и недостачи, оставшиеся после проведения зачета. Сличительную ведомость составляют в двух экземплярах. Результаты инвентаризации и выводы комиссии (о списании товаров, привлечении виновных лиц к ответственности и т.п.) оформляются приказом руководителя. Обобщенные данные результатов проведенных инвентаризаций отражаются в «Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26).

При обнаружении несоответствий данных инвентаризации и бухгалтерского учета председатель инвентаризационной комиссии должен доложить об этом руководителю организации, который решает, как эти расхождения будут урегулированы. Только руководитель организации может принять решение о взаимном зачете излишков и недостач или о списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли, а также о привлечении виновных лиц к ответственности за недостачи сверх норм естественной убыли. Установленные недостачи или излишки в бухгалтерском учете отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация. Выявленные излишки собственного товара приходуются в бухгалтерском учете на счете учета товаров по рыночной цене на дату проведения инвентаризации (п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н(ред. от 24.12.2010)):

Дт 41 «Товары»

Кт 91 «Прочие доходы и  расходы» - рыночная стоимость излишков включена в состав внереализационных доходов (п.8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Таким образом, при реализации товарных излишков, выявленных при  инвентаризации, в состав доходов  будет включена выручка от их реализации. При этом в состав расходов можно будет списать только расходы, связанные с реализацией. Выявленные недостачи отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

Информация о работе Порядок проведения инвентаризации на предприятиях торговли, способствующий достоверности данных финансовой отчетности организации