Порядок проверки, бухгалтерская обработка выписок банка и отражение на счетах бухгалтерского учёта приведённых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Выписка банка является основанием для бухгалтерских записей. Она же является и регистром аналитического учета по расчетному счету. Проверка и обработка выписки должны производиться в день их поступления. При ошибочном зачислении сумм на расчетный счет они должны отражаться проводкой: Д-т 51 К-т 63 на ошибочно зачисленную сумму, с использованием счета 63 "Расчеты по претензиям". В кратчайшие сроки об ошибочно зачисленной сумме должно быть сообщено банку для внесения соответствующих исправлений.
Данный порядок сохраняется, если ошибочное зачисление произошло по вине банка. При ошибочном списании сумм делается обратная запись: Д-т 63 К-т 51 – на ошибочно списанную сумму.

Файлы: 1 файл

к.р по ПМ-2.docx

— 27.17 Кб (Скачать файл)

№11. Порядок проверки, бухгалтерская  обработка выписок банка и  отражение на счетах бухгалтерского учёта приведённых операций.

Выписка банка  является основанием для бухгалтерских  записей. Она же является и регистром  аналитического учета по расчетному счету. Проверка и обработка выписки  должны производиться в день их поступления. При ошибочном зачислении сумм на расчетный счет они должны отражаться проводкой: Д-т 51 К-т 63 на ошибочно зачисленную сумму, с использованием счета 63 "Расчеты по претензиям". В кратчайшие сроки об ошибочно зачисленной сумме должно быть сообщено банку для внесения соответствующих исправлений.

Данный порядок  сохраняется, если ошибочное зачисление произошло по вине банка. При ошибочном  списании сумм делается обратная запись: Д-т 63 К-т 51 – на ошибочно списанную сумму.

Для сдачи  излишних наличных денег сверх норм оптимальной потребности из кассы  предприятия на хранение в банк на имя представителя предприятия выписывается расходный кассовый ордер, по которому деньги изымаются из кассы. В банке представитель предприятия получает у оператора банка и заполняет "Объявление на взнос наличными" в одном экземпляре, состоящем из трех частей. После проверки правильности заполнения объявления работником банка, наличные деньги сдаются в банковскую приходную кассу. Третья часть объявления возвращается на предприятие вместе с выпиской банка за тот день, когда будет зачислена на расчетный счет поступившая сумма.

Получает  предприятие наличные деньги из банка  по денежному чеку, выписанному на его имя. В день получения сумы бухгалтер заполняет все реквизиты  одного чека и корешок к нему и  под роспись в корешке выдает чек кассиру. Чек представляется в банк. Работник банка проверяет  правильность заполнения чека, отрывает от него и передает предприятию контрольную  марку, по которой выдают деньги из кассы банка. На каждую полученную в  банке сумму в бухгалтерии  выписывается приходный кассовый ордер  на имя получателя денег с указанием  номера чека. Квитанция от приходного ордера прикладывается к выписке  банка, а сам приходный ордер  – к кассовому отчету.

Банк не имеет  права списывать деньги со счета  предприятия по своей инициативе без его согласия. Это выполняется  платежными поручениями.

В случаях, когда  в соответствии с договором, предприятие  само должно взыскивать с покупателей  стоимость отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, составляется платежное требование-поручение, форма и содержание которого аналогичны платежному поручению.

При расчетах с финансовыми органами по просроченным платежам, по приказам арбитража, при  погашении просроченных ссуд. списание денежных средств с расчетного счета клиента производится банком без согласования с клиентом, принудительно инкассовым поручением.

Таким образом, существует несколько уровней  учета денежных средств на расчетном  счете:

1) Выписка  с лицевого счета, в которой  показан остаток средств на  счете на дату предыдущей выписки,  суммы, зачисленные на счет, суммы,  перечисленные со счета, остаток  на дату выписки. Все данные  – в цифровом выражении, часть  из них является служебной  (банковской) информацией. Выписка  банка является первым накопительным  документом, первой группировкой  однородных проводок за одну  дату.

2) Способ  дальнейшей обработки банковских  документов прямо зависит от  количества операций в день  и от частоты выписок в течение  месяца. Если операций в день  выполняется не более двух-трех  и количество выписок ограничено  за меся, все операции можно записывать непосредственно в учетный регистр по счету 51. Если операций в день выполняется более трех, то по счету 51 открывают сальдо-оборотную ведомость. Каждая выписка заносится в сальдо-оборотную ведомость только строго по одной строке.

3) Не позже  третьего числа месяца, следующего  за отчетным, подводятся месячные итоги по строке "Итого за месяц". Данные этой строки из сальдо-оборотной ведомости переносятся в регистр счета 51. После этого подводятся итоги по графам "Дебет" и "Кредит" счета 51

4) После этого  обороты и сальдо за отчетный  месяц по счету 51 переносят  из регистра в "Сводную сальдо-оборотную ведомость".

После закрытия счета 51 за месяц в отчетные формы  по пенсионному фонду, фонду медстрахования, фонду соцстрахования следует занести из регистра или сальдо-оборотной ведомости счета 51 суммы, перечисленные в первом месяце текущего квартала в погашение задолженности за предыдущий квартал. На этом обработка данных по счету 51 за месяц заканчивается. При такой системе учета вся информация по расчетному счету за год в разрезе по месяцам концентрируется в одном документе-регистре или сальдо-оборотной ведомости, которые могут состоять из нескольких страниц или листов.

Специальные счета в банках

Под прочими  счетами в банке понимаются частные  счета, открываемые банком предприятию  для обособленного хранения части  его безналичных средств, предназначенных  для конкретных целей, которые являются субсчетами:

  • на пополнение лимитированных чековых книжек;
  • на выставление аккредитивов;
  • на пополнение Справки по расчетам с железной дорогой;
  • депозиты (для учета средств на чековых книжках физических лиц);
  • прочие счета

На субсчете "Аккредитивы" учитываются безналичные  денежные средства в случае, когда  плательщик поручает обслуживающему его  банку произвести за счет своих средств  или ссуд, депонированных в банке  плательщика, оплату товарно-материальных ценностей и оказанных услуг  по месту нахождения получателя средств. Условия расчетов называются в заявлении  на выставление аккредитива. По заявлению  предприятия обслуживающий банк снимает с расчетного счета указанную  в заявлении сумму и перечисляет  на особый счет в банк поставщика. Банк поставщика по предъявлении отгрузочных  документов проверяет соблюдение всех условий аккредитива и зачисляет  на расчетный счет поставщика сумму, указанную в счете. Неиспользованный остаток аккредитива возвращается на расчетный счет покупателя. Аккредитивная  форма расчетов успешно используется, когда поставщик товара, не имеющий  действенных мер воздействия  на далекого покупателя, требует предварительной  оплаты, а покупатель сомневается  в надежности поставщика и боится производить предоплату. Для выставления аккредитива банк может предоставить кредит.

Аккредитивная форма расчетов оговаривается в  договоре на поставки. Каждый аккредитив предназначается для расчетов только с одним поставщиком и может  открываться по почте или телеграфу  с указанием срока действия аккредитива. Выплата наличными деньгами с  аккредитива запрещена.

На субсчете 55-3 "Текущий счет уполномоченного" учитываются средства, перечисляемые  головным предприятием своему филиалу  или уполномоченному, находящимся  за пределами города или области, для оплаты только мелких текущих  расходов: зарплаты, аренды, заготовительных  расходов и др. Выписки из банка  уполномоченное лицо пересылает в центральную  бухгалтерию вместе с отчетом  о расходе средств для отражения  в бухгалтерском учете.

На cубсчете 55-4 "Депозиты" учитываются средства на чековых книжках физических лиц (при внесении акционерами стоимости акций до официального их распространения). Предприятие заранее открывает в банке спецсчет по расчетам за акции и сообщает банковские реквизиты будущим акционерам, которые изъявят желание перечислить свои сбережения на счет предприятия. Средства, поступающие на этот субсчет, отделены от средств предприятия до определенного момента и не могут быть использованы на текущие расходы предприятия до его акционирования.

В зависимости  от количества операций по этому счету  применяется несколько вариантов  регистрации записей.

При открытии более одного субсчета и при наличии  нескольких аналитических счетов к  каждому из них на каждый субсчет  следует открывать отдельные  учетные карточки. Это второй уровень учета.

Не позже  третьего числа следующего за отчетным месяца подводятся месячные итоги во всех открытых карточках. После этого данные строки "Итого за месяц" заносят из каждой карточки отдельной строкой в сальдо-оборотную ведомость счета 55, группируя записи по субсчетам, а затем подводят общий итог в ведомости в целом по счету 55 за месяц. Это третий уровень учета.

При небольшом  количестве операций их можно регистрировать сразу в сальдо-оборотной ведомости счета 55. Записи выполняются на основании выписок банка и приложенных к ним денежно-расчетных документов, обрабатываемых так же, как выписки с расчетного счета, но с группировкой по субсчетам.

Ежемесячно  данные строки "Итого за месяц" из сальдо-оборотной ведомости переносятся в регистр счета 55. Одновременно суммы заносятся в регистры (ведомости и/или карточки) корреспондирующих счетов по правилу "двойной записи". Дальнейшая обработка информации в регистре 55 идентична описанной по счету 51.

Порядок совершения и оформления операций по специальным  счетам регулируются специальными правилами  банков. Этот счет активный, и сальдо показывает, сколько средств предприятия, предусмотренных на конкретные цели, находится в банке на определенное число.

Отражение операций по выбытию основных средств в бухгалтерском учете

В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 стоимость выбывающего  объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Расходы от списания основного средства с бухгалтерского учета являются прочими расходами  согласно п. 11 ПБУ 10/99.

Согласно  инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств отражается развернуто в  составе прочих доходов и расходов. Списание остаточной стоимость и  затраты, связанные с выбытием отражаются по дебету счета 91, а по кредиту этого  счета – сумма износа, выручка  от продажи, стоимость оприходованных ценностей.

Для учета  выбытия объектов основных средств, к счету 01 «Основные средства», целесообразно  открывать отдельный субсчет  «Выбытие основных средств», в дебет  которого следует переносить стоимость  выбывающего объекта, а в кредит – сумму накопленной амортизации.

Остаточная  стоимость объекта списывается  с кредита счета 01, субсчет «Выбытие основных средств», в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Расходы, связанные  с ликвидацией оборудования списываются  в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции со счетом 23 «Вспомогательные производства».

Материальные  ценности, остающиеся от списания непригодных  к восстановлению и дальнейшему  использованию основных средств, приходуются  по рыночной стоимости на дату списания, и соответствующая сумма зачисляется  на финансовые результаты. Такой порядок  учета материальных ценностей, полученных в результате списания основных средств, установлен п. 54 Положения N 34н.

Принятие  к учету пригодных к дальнейшему  использованию запасных частей, металлолома  отражается по дебету счета 10 «Материалы», в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Потери и  расходы в связи с чрезвычайными  обстоятельствами отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки».

Выбытие основных средств оформляется унифицированными первичными документами. При списании объекта за непригодностью необходимо оформить Акт о списании объекта  основных средств (кроме автотранспортных) по форме N ОС-4 или N ОС-4б (если списывается  группа объектов).

Если производится списание автотранспортных средств, то оформляют Акт о списании по форме N ОС-4а.

Если основное средство было продано, передано в счет вклада в уставный капитал или  передано на безвозмездной основе –  Акты о списании не составляются. Такого рода передача оформляется Актами приемки-передачи основных средств (Форма N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б).

Прочие  доходы организации и их отражение  на счетах бухгалтерского учета и  в отчетности

Мы уже  говорили о том, что все доходы, полученные организаций, подразделяются ПБУ 9/99 на доходы от обычных видов  деятельности и прочие доходы. К  прочим поступлениям отнесены операционные и внереализационные доходы, а также чрезвычайные доходы. Рассмотрим в данном разделе прочие доходы.

Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения  информации о прочих доходах и  расходах отчетного периода, кроме  чрезвычайных доходов и расходов, предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

К счету 91 «Прочие  доходы и расходы» могут быть открыты  субсчета:

  • 91-1 «Прочие доходы»;
  • 91-2 «Прочие расходы»;
  • 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

На субсчете 91-1 учитываются поступления активов, признаваемые прочими доходами, на субсчете 91-2 учитываются прочие расходы. Субсчет 91-9 предназначен для выявления  сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» следует вести по каждому виду прочих доходов и расходов, организовав  его так, чтобы аналитический  учет по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той  же финансовой, хозяйственной операции, обеспечивал возможность выявления  финансового результата по каждой операции.

Подпунктом 18.2 ПБУ 9/99 разрешается при отражении  в бухгалтерской отчетности показывать операционные и внереализационные доходы за минусом расходов, относящихся к этим доходам. Допускается это в тех случаях, когда:

  • соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов;
  • доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности (например, предоставление во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов), не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

Информация о работе Порядок проверки, бухгалтерская обработка выписок банка и отражение на счетах бухгалтерского учёта приведённых операций