Позаказный метод калькулирования затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать теоретические основы и действующую практику позаказного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Данная цель реализуется следующими задачами:
- исследовать общую характеристику и виды позаказной калькуляции затрат;
- отразить особенности документооборота и учетных процедур по учету затрат в системе позаказной калькуляции себестоимости.

Содержание работы

Введение
1.1. Общая характеристика и виды позаказной калькуляции затрат
1.2. Бухгалтерские записи и документальный учет операций в системе позаказной калькуляции затрат
1.3. Методика калькуляции себестоимости и учет затрат при позаказном методе
1.4. Синтетический учет затрат на производство при позаказном методе
1.5. Калькуляция себестоимости специального заказа партии товара и контракта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курс буу.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Все учетные процедуры и записи в позаказной системе должны быть скоординированы со структурной основой для осуществления надлежащей организации учета и контроля.

Для документирования операций по учету  затрат применяются первичные учетные  документы. Для учета материальных затрат – лимитно-заборные карты, требования, требования-накладные. Для учета затрат на оплату труда – расчетно-платежные ведомости, разработочные таблицы распределения заработной платы. Учет расходов по обслуживанию производств и управлению – ведомости учета затрат цехов. Учет потерь от простоев и прочих производственных расходов – простойные листки. Учет и инвентаризация незавершенного производства – инвентаризационные описи, сличительные ведомости. Учет нормируемых расходов: командировочные расходы – авансовые отчеты, представительские расходы – сметы расходов.

Заказы открывают на одно изделие в индивидуальном и  на несколько изделий в мелкосерийном  производстве. Основанием для открытия заказов служат договоры с заказчиками  на изготовление того или иного вида продукции. Заказы открывают в планово-производственном отделе предприятия на специальных бланках, которые затем поступают в цехи-исполнители заказов и бухгалтерию. Каждому заказу присваивают код, который проставляют в карточке учета затрат на производство и на всех документах по расходу материалов, начислению заработной платы рабочим и др. Следовательно, аналитический учет ведут в карточках, открываемых на каждый заказ, в которые записывают затраты по статьям калькуляции.

Таким образом, основным учетным регистром при позаказном методе калькулирования является карточка учета заказов. Эта же карточка может выполнять контрольную функцию. По ней сравнивают предполагаемые и фактические затраты на заказ, выявляются отклонения и вызвавшие их причины.

Охарактеризуем карточку регистрации затрат по заказу. В карточке регистрации затрат по заказу содержатся номер заказа, разрешение на проведение работ и их описание, определяется временной промежуток, необходимый для выполнения заказа, а также указывается количество единиц, которое нужно произвести. Затраты регистрируются по мере прохождения изделия по стадиям производства, обычно соотносимым с определенными структурными подразделениями. Таким образом, карточка предоставляет средство контроля отдельных стадий заказа и разграничивает персональную ответственность руководителей подразделений за выполнение заказа .

Во  многих случаях в карточку производственного  заказа могут включаться дополнительные сведения, например продажные цены, наименование покупателя, инструкции по транспортировке и т.п., а также итоговые данные по затратам, что дополняет отчет о себестоимости. Очевидно, что степень детализации информации, необходимой для обеспечения заказа, варьируется в зависимости от условий конкретного контракта или требований предприятия. Однако в любом случае общая сумма затрат, зарегистрированная

в карточках  заказов на конец отчетного периода, будет равна остатку по счету  «Незавершенное производство» на указанную  дату.

Перечень  операций, которые должны быть произведены  для исполнения заказа, составляет производственный график. В этой части данная форма повторяет одну из функций рассмотренной ранее карточки заказа, также обеспечивающей регистрацию операций. Однако производственный график, как правило, не требует отнесения операций к конкретному заказу, поэтому он также может быть использован для нескольких заказов одновременно, причем как уже находящихся в производстве, так и тех, которые еще только должны начаться.

Цель  производственного графика –  согласование стадий производства заказов и операций по заказу, производимых конкретной структурной единицей предприятия. График интегрируется с производственным планом и системой калькулирования. Данную форму можно использовать в целях контроля, поскольку она формирует многие необходимые для производственной программы показатели, как в суммарной форме, так и в детализированном виде в зависимости от требуемых организационных процедур и учетных записей.

Производственные  графики являются частью фактической  системы калькулирования, выступают как средство контроля, регистрации и сбора затрат.

Применение  графика, содержащего движение физических единиц, будет зависеть в основном от его использования в общей  системе предприятия. Он может заменять карточку производственного заказа в части контроля натуральных показателей для каждого заказа. Он может применяться для регистрации заказов или этапов работ, производимых в каждом производственном подразделении. Наконец, он может быть использован в качестве общей программы по планированию производства для предприятия в целом. В последних двух случаях производственные графики могут принимать форму планов.

После окончания выполнения заказа и его  технической приемки представителями  заказчика, производственным отделом  обычно выписывается и рассылается  цехам и бухгалтерии предприятия извещение о закрытии заказа, после чего прекращаются какие бы то ни было расходы по данному заказу. На некоторых предприятиях, например, в электротехнической промышленности, основанием для закрытия заказа служит сдаточная накладная.

От четкости и оперативности  обработки и движения документов в конечном итоге зависит быстрота принятия решения. Поэтому рациональной организации документооборота всегда уделяется большое внимание в  бухгалтерии, где несвоевременная  обработка финансовых документов может привести к отрицательным экономическим последствиям.

    1. Методика калькуляции себестоимости и учет затрат при позаказном методе

Затраты собираются по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени; ведется  только один счет незавершенного производства, который расшифровывается ведением отдельных карточек учета затрат по каждому заказу, находящемуся в производстве.

Как уже было сказано  выше, группируют затраты по заказам  и исчисляют себестоимость каждого  заказчика в карточках учета  производства. На основании карточек составляют отчетную калькуляцию себестоимости единицы продукции.

Все прямые затраты учитывают в  разрезе установленной номенклатуры статей по отдельным заказам.

В отдельной  карточке по заказу потребителя учитывается  следующее:

  1. материалы, приобретенные специально для осуществления заказа (на основе приемных актов или счетов-фактур поставщиков);
  2. материалы, извлеченные из запасов (на основе заявок);
  3. заработная плата производственные рабочих (на основе карточки табельного учета времени, затраченного на выполнение заказа);
  4. прочие прямые затраты (амортизация производственного оборудования, работы, выполненные субподрядчиками).

По  выполнении заказа, в калькуляционной  карточке выводится общая сумма  прямых затрат, после чего на основе одного из принятых методов подсчитываются и вносятся накладные расходы. Накладные  расходы не всегда попадают на счет заказа. Если размер их незначителен в сравнении с суммой прямых затрат, то они отражаются в составе расходов периода.

Отражение их в себестоимости незавершенного производства может быть только в  случае, если они относятся к определенному  незаконченному заказу.

Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дня открытия его до дня выполнения и закрытия. Следовательно, составляют калькуляцию при позаказном методе после того, как закончено выполнение работы по заказу. Окончание работы по заказу фиксируют в документе (накладной, акте) на сдачу выполненных готовых изделий или работ. После этого заказ закрывают: выписку документов с обозначением номера закрытого заказа прекращают.

Если в  конце учетного периода заказ  не завершен, общий размер затрат на определенное число, записанный в калькуляционной карточке, дает цифру по незавершенному производству. Себестоимость заказа можно сравнить с предварительными подсчетами, что дает возможность проанализировать разницу между реальной (фактической) и ориентировочной (плановой) стоимостью.

1.4. Синтетический учет затрат на производство при позаказном методе

 

Сводный синтетический учет затрат по заказам  организуется по нескольким вариантам  с помощью:

- контрольных  счетов;

- раздельного  учета;

- калькуляции  себестоимости по контракту.

Раздельный  учет - система учета, предусматривающая  отдельное открытие счетов в управленческом и финансовом учете, при этом в  счетах затрат не делают записей о  финансовых операциях. Этот вариант  предусматривает дублирование записей  в двух видах учета.

Контрольные счета - система учета, предусматривающая открытие счетов затрат и корреспондирующих с ними счетов в традиционном порядке финансового учета. Контрольный счет — это итоговый счет, в котором записи сделаны по итоговым суммам операций периода. Например, остаток по контрольному счету складской книги будет подтверждаться данными объемистого тома счетов складской книги, которые в сумме должны равняться итоговой цифре контрольного счета складской книги. Система контрольных счетов позволяет проверить правильность различных учетных записей, так как сумма всех отдельных записей на различных счетах складской книги должна соответствовать контрольному счету, в который вносится итог всех операций. Все бухгалтерские записи производят в ведомостях, итоги переносят в счета главной книги.

Для позаказного метода учета затрат и калькуляции себестоимости существует восемь типичных корреспонденций счетов:

  1. Поступление основных и вспомогательных материалов от поставщиков;
  2. Отпуск основных и вспомогательных материалов в производство;
  3. Начисление заработной платы;
  4. Выплата заработной платы за месяц;
  5. Запись прочих общепроизводственных расходов;
  6. Распределение общепроизводственных расходов по заказам;
  7. Окончание заказа или выпуск готовой продукции;
  8. Реализация и списание себестоимости реализованной продукции.

Таким образом, при позаказном методе калькуляцию заказа нельзя составить  до тех пор, пока не будет выполнена  вся работа по заказу, что является существенным недостатком позаказного  метода учета, особенно если заказы выполняют в течение нескольких месяцев и в этот период времени из серии машин, станков и т.п. производят частичный выпуск. В этом случае необходимо определить себестоимость частично выполненного заказа. До окончания выполнения заказа себестоимость части его обычно определяют условно, на основании плановой калькуляции или фактической калькуляции изделия, изготовлявшегося раньше, с учетом изменения технических условий его изготовления.

 

1.5 Калькуляция  себестоимости специального заказа  партии товара и контракта

Калькуляция себестоимости специального заказа – это общий термин, обозначающий калькуляцию себестоимости заказа, партии товара и контракта. Отличительные черты включают в себя то, что:

  1. В отличие от непрерывного потока, имеет место разделение рабочего процесса;
  2. Работа может быть идентифицирована согласно определенному потребительскому заказу или контракту.

Данный метод  калькуляции себестоимости применяется  в том случае, когда компания выпускает  распоряжение на производство одной  единицы калькулируемой продукции по заказу потребителя. Фирмы, выполняющие заказы, занимаются производством специальных разовых товаров, таких как, инструменты, станки, запасные части и т.д. Фирма может удовлетворять спрос на продукцию, стандарт качества которой должен быть выше стандарта качества продукции массового производства, либо количество необходимой продукции настолько маленькое, что не имеет смысла привлекать к производству другие фирмы и специально заниматься планированием и установками.

Многие компании объединяют калькуляцию себестоимости заказа с калькуляцией себестоимости партии товара. Такие случаи имеют место в компаниях, осуществляющих сборку продукта согласно техническим требованиям клиента, причем сама конструкция (сборка) содержит ряд комплектующих деталей, которые могут использоваться в других конструкциях. Т.е. изготовляется партия комплектующих деталей и все затраты учитываются в калькуляционной ведомости определенной партии изделий. По завершении изготовления комплектующих деталей, наряд-заказ закрывается и изготовленная продукция передается на склад готовых деталей по средней себестоимости всей партии изделий. Когда клиент заказывает какую-либо определенную конструкцию, составляется новый наряд-заказ, требуемые детали забираются со склада и затраты начисляются в счет наряда-заказа по сборке.

Когда продукция  производится партиями и затем передается на склад жанию, местам

ожидании дальнейшей продажи или использования в  изготовлении определенной конструкции (сборки), основной и частой проблемой  является определение количества необходимых деталей. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть следующие моменты:

  1. Норму потребления
  2. Затраты на хранение и эксплуатационная готовность
  3. Время, необходимое для установки и разборки производственных линий
  4. Производительность станков, рабочей силы и услуг в отношении требований к другой продукции

Информация о работе Позаказный метод калькулирования затрат