Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:48, курсовая работа
Принцип справедливости, обеспечивающий равное налогообложение всех налогоплательщиков, где недопустимо установление налоговых каникул для отдельных налогоплательщиков, либо превышение ставок налога в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и иных, не установленных законом оснований.
Одним из основополагающих принципов является принцип законодательной формы установления налогов законом, принятым законодательным органом в соответствии с Конституцией и общими принципами налогообложения. Налоговый кодекс должен быть не орудием борьбы с уклонением от уплаты налогов, а нормативным правовым актом, помогающим налогоплательщику платить правильно налоги.
Введение 3
Глава I. О налоговой системе Республики Казахстан 6
1.1. Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет 6
1.2. Понятие о составе налогового законодательства 6
1.3. Регулирование вопросов поступления налогов и других 7 обязательных поступлений в бюджет 7
1.4. Порядок внесения изменений и дополнений в Налоговый 8 кодекс 8
1.5. Виды налогов и другие обязательные платежи в бюджет 9
1.6. Налоги: теория, сущность, функции 10
1.7. Нововведения в Налоговом кодексе 13
Глава II. Практика применения законодательства 19
2.1. Налоговая проверка на предприятии 19
Заключение 25
Литература 27
К косвенным налогам, широко применяемым в различных странах относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателями данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик - это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на занимающие товары и “ухода” от уплаты этих налогов.
Налоговый кодекс |
Закон о налогах и других обязательных платежах в бюджет |
Позитивные моменты | |||
Введены принципы налогообложения, такие как: 1. принцип обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет 2. определенности, 3. справедливости 4. единства налоговой системы, 5. гласности налогового аконодательства |
Отсутствует |
Определена основа налогового законодательства, которая |не может противоречить принципам налогообложения, определенным Налоговым кодексом | |||
| |||||
В совокупный годовой доход не включается отрицательная курсовая разница, полученная при реализации товаров, в том числе на экспорт, по заниженной стоимости, а также при передаче на безвозмездной основе |
В совокупный годовой доход включа-ется отрицательная |курсовая разница, полученная при реализации товаров, в том числе на экспорт, по заниженной стоимости, а также при |передаче на безвозмездной основе |
С целью определения реального налогооблагаемого дохода
| |||
| |||||
Введение порогового уровня в целях остановки на учет по НДС
|
Отсутствует. Все лица, осуществля-ющие предпринимательскую деятель-ность, являются плательщиками НДС |
Снижение налоговой нагрузки по НДС для субъектов малого бизнеса; упрощение налогового администрирования для налоговых органов | |||
|
|||||
Установлены единые ставки по социальному налогу на доходы отечественных и иностранных работников |
шкала ставок: 5 МРП за каждого иностранного специалиста и 10 МРП за каждого иностранного рабочего |
С целью создания равных условий налогообложения
| |||
снижение ставки по социальному налогу до 22 процентов |
ставка 26 процентов
|
С целью уменьшения налоговой нагрузки | |||
| |||||
Пересмотрены границы шкалы ставок по индивидуальному подоходному налогу: От 15 до 40 годового расчетного показателя (ГРП) - сумма налога с 15тикратного ГРП + 10% с суммы превышения 40 до 600 ГРП - сумма налога с 40кратного ГРП + 20% с суммы превышения От 600 и свыше ГРП - сумма налога с 600кратного ГРП + 30% с суммы превышения |
Действующая шкала ставок: "О налогах..." От 15 до 30 годового расчетного показателя (ГРП) - |сумма налога с 15тикратного ГРП + 10% с суммы превышения От 30 до 65 ГРП - сумма налога с 30тикратного ГРП + 20% |с суммы превышения От 65 и свыше ГРП - сумма налога с 65тикратного ГРП + 30% с суммы превышения | |
С целью уменьшения налоговой нагрузки при средних уровнях дохода | |||
Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств | |||||
Введен специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога |
Единый земельный налог действует как вид налога
|
Порядок исчисления, уплаты и представления налоговой Отчетности по основным видам налогов и других обязатель-ных платежей для крестьянских (фермерских) хозяйств изложен в одной главе. Действующий порядок налогообло-жения был изложен в различных частях Закона, что представляло неудобство для применения при исчислении налогов. Кроме того в данной главе Кодекса изложены порядок исчисления и уплаты по отдельным другим обязательным платежам в бюджет (платам за загрязнение окружающей среды и за воду) | |||
| |||||
В расчете стоимости патента действую-щая на сегодня норма - 80% льгота распространена и на налоги, счисленные по переработке сельхозпродукции собственного производства |
Ранее данная льгота применялась толь-ко к налогам, исчисленным по произ-водству и реализации сельхозпродукции, а налоги, исчисленные по переработке не подлежали льготе
|
В целях поддержки производителей сельхозпродукции, имеющих единую технологическую линию по производству конечного продукта, а также для удешевления продукции сельского хозяйства | |||
| |||||
Увеличена площадь придомового емель-ного участка с 600 кв.м. до 1000 кв.м., облагаемых по ставке 0,20 тенге за 1 кв.метр в городах областного значения |
По ставке 0,20 тенге облагались придомовые земельные участки до 600 кв.м, свыше 600 кв.м. - по ставке 6 тенге за 1 кв.м. |
С целью понижения налоговой нагрузки на граждан, имеющих придомовые участки и предотвращения возврата земельных участков в земельный баланс
| |||
| |||||
Снижены ставки налога на легковые автомашины с объемом двигателя свыше 1500 по 4000 кубических сантиметров (за каждую единицу превышения объема двигателя взимать по 7 тенге) |
За каждую единицу превышения объема двигателя взимается 12 тенге |
С целью снижения налоговой нагрузки
| |||
| |||||
Юридические лица по объектам водо-хранилищ, гидроузлов и других водо-хозяйственных сооружений природо-охранного назначения, находящиеся в государственной собственности и финансируемые за счет средств государственного бюджета исчисляют налог на имущество по ставке 0,1 процент к среднегодовой стоимости объектов налогообложения |
Отсутствует |
С целью снижения налоговой нагрузки | |||
| |||||
Включены в Налоговый кодекс положения по другим обязательным платежам (сборам, платам, государственной пошлине и таможенным платежам) |
Отсутствует |
В одном нормативном правовом акте сведены все другие обязательные платежи, поступающие в доход бюджета. Сокращено количество взимаемых в настоящее время сборов. Предлагается отменить взимание 5 сборов и 2 плат: 1. сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации; 2. сбор за право реализации товаров на рынках; 3. сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках 4. сбор за использование юридическими (кроме государственных предприятий, государственных учрежде-ний и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов "Казахстан", "Республика", "Национальный" в фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках; 5. сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты; 6. плата за предоставление в пользование информации о недрах; 7. плата за воспроизводство животного мира. Включены в Налоговом кодексе сборы, отсутствующие ранее 1. сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов; 2. сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов; 3. сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов; 4. гербовый сбор. Упорядочен механизм и порядок уплаты (в том числе наличными деньгами на основе бланков строгой отчетности) сбора за проезд автотранспортных средств по территории РК. Изменен плательщик сбора с аукционов (в настоящее время плательщиком сбора является устроитель аукциона) - лица, осуществляющие реализацию имущества на аукционах. Усовершенствован механизм взимания платы за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан, а также платы за размещения объектов наружной (визуальной) рекламы | |||
| |||||
Определены виды налогового контроля, проводимого в следующих формах: 1. Регистрационного учета налогоплательщиков; 2. Учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложе-нием; 3. Учета поступлений в бюджет; 4. Учета плательщиков налога на добавленную стоимость; 5. Налоговых проверок; 6. Камерального контроля; 7. Мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков; 8. Правил применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью; 9. Маркировки отдельных видов подакцизных товаров и установления акцизных постов; 10. Соблюдения порядка учета, оцен-ки и реализации имущества, обращен-ного в собственность государства. |
| Отсутствует |
Конкретизированы формы налогового контроля и дан их исчерпывающий перечень |
Практика применения законодательства.
Налоговая проверка на предприятие.
Налоговая проверка-проверка, осуществляется органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства Республики Казахстан.
Налоговая проверка является основным способом контроля государства за деятельностью налогоплательщика.
Налоговой проверке подлежат все налогоплательщики, без каких либо исключений.
Налоговым кодексом четко установлено, что органы налоговой службы могут начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет в течение пяти лет после окончания налогового периода.
Налоговым кодексом строго определены виды налоговых проверок, к которым относятся:
Налоговые проверки производятся для установления достоверности отчетных данных, обеспечения правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Тематическая проверка- проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налогов и других обязательных платежей в бюджет , которая осуществляется не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же налога и других обязательных платежей в бюджет.
Пример:
Проверяется декларация по налогу на транспортные средства. В декларации включены транспортные средства, которые облагаются налогом на транспорт. Тематической проверкой установлено, что по 3 транспортным средствам это ГАЗ 53, грузоподъемностью до 5 тонн ставка налога 12 МРП, налоговые ставки применены не верно, в результате чего доначислен налог на транспорт в сумме 27900 т.т.
Налогоплательщику направлено уведомление по исполнению налогового обязательства согласно ст. 31 Налогового Кодекса Республики Казахстан.
В соответствие со ст.219 Налогового Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" за невыполнение законных требований органов налоговой службы налогоплательщику предъявлен административный штраф.
Началом проведения налоговой проверки считается момент вручения налогоплательщику предписания. Проверка начинается только после предъявления должностными лицами, осуществляющими проверку, своих служебных удостоверений.
В период осуществления налоговых проверок не допускается внесения налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность проверяемого налогового периода. По завершению налоговой проверки, должностным лицом органа налоговой службы, составляется акт налоговой проверки.
Документальная проверка проводится на основание результатов камерального контроля, данных уполномоченных по учету объектов налогообложения и объектов связанных с налогообложением и данных других форм налогового контроля. Документальная проверка проводится в отношение налогоплательщика по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты и других обязательных платежей в бюджет.
Одной из основных форм контрольной работы налоговых органов является проверка деклараций, бухгалтерских отчетов и балансов предприятий и организаций. Целью проверки является установление достоверности определения дохода и вычетов, выполнение обязательств перед бюджетом , оценка состояния платежной дисциплины, соблюдения законности в исчислении и взимании платежей в бюджет. Следует проверить по всем ли налогам подлежащим уплате произведены начисления в соответствие с инструкциями. При проверке следует иметь в виду наличие хозяйствующих субъектов и иных организаций утвержденной учетной политики, базой для ее формирования являются стандарты бухгалтерского учета, которые допускают альтернативные способы отражения хозяйственных операций, активов, собственного капитала, обязательств, результатов деятельности и пр.
Рассмотрим порядок проверки начисления и уплаты в бюджет основных видов налогов и обязательных платежей.
Проверка проведена на предприятии ТОО " Ольгино".
Основной вид деятельности- производство и реализация продукции сельского хозяйства.
Имеет основные средства и земли сельхозназначения.
Проверка правильности исчисления и уплаты в бюджет подоходного налога с юридических лиц (корпоративный подоходный налог)
Налогоплательщиком не представлена декларация о СГД за 2000 год.
Проверка первичных документов, встречные проверки, данные о движении денежных средств на расчетных счетах показали, что предприятие имело доход от реализации в сумме 513.5т.т. Других доходов подлежащих налогообложению налоговой проверкой не установлено. Затраты на реализованную продукцию определены на основание главной книги и первичных документов, которые составили 172.6т.т. Согласно акта сверки платежи в бюджет не вносились. Таким образом, на основание вышеуказанных фактов, определен налогооблагаемый доход в сумме 340.9т.т. Ставка налога 30%, доначислено подоходного налога с юридических лиц в сумме 102.3т.т. (340.9т.т.*30%). Согласно налогового законодательства к скрытой сумме дохода применены соответствующие штрафные санкции.
Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет подоходного налога у источника выплаты (индивидуальный подоходный налог).
ТОО "Ольгино" за 2000 год представлены расчеты по исчислению и уплате в бюджет подоходного налога у источника выплаты, которые согласно налогового законодательства представляются ежемесячно.
Среднесписочная численность работников в 2000 году составляет 45 человек, которым начисляется заработная плата. Среднемесячная заработная плата составила 2600 тенге.
Правильность исчисления индивидуального подоходного налога проверяется на основание трудовых книжек работников, приказов о принятие на работу, штатных расписаний и расчетно-платежных ведомостей по начислению заработной платы и учредительных документов в части распределения дохода. Проверкой установлено, что удержание налога производилось в соответствие со статьями "Закона о налогах".
Средняя заработная плата 1 работника 2600 тенге. Среднемесячный доход на 1 работника за исключением 1МРП – 775 тенге и льготы на иждивенцев на основание справок, составил 83,5т.т. Среднегодовой ФОП составил 1002,0 т.т. Исчислено подоходного налога у источника выплаты 50,1 т.т. (1002,0*5%). Участников ВОВ и приравненных к ним на предприятие нет.
Проверка полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость.
Декларацию по НДС предприятие представляет в налоговый комитет
1 раз в квартал. Декларации
по НДС за 2000 год ТОО "Ольгино"
не представлялись. На основании
уже установленного ранее
Ставка НДС на товары определенные приказом председателя НК МФ РК от10.07.98 года №26 10% и на остальные товары 20%. Исходя из выше изложенного, и на основание документов НДС от облагаемого оборота составил 84,4 т.т. (19,0т.т.*10%=1,9т.т) и (412,5т.т.*20%=82,5 т.т.). За приобретенные товары, работы и услуги, на основание имеющихся счет –фактур ТОО "Ольгино" имеет право на зачет по НДС. Так за 2000год ТОО "Ольгино" приобрело товаров на сумму 172,6т.т. где НДС по ставкам, определенным законодательством составил 26,4 т.т.. (155,8т.т*10% =15,6) и (16,8т.т.*20% =3,4). За 1 и 2 квартал 2001 года ТОО "Ольгино" представлены декларации по НДС в установленные сроки. Облагаемый оборот составил 5209,2т.т. из них по ставке 10% -809,7 т.т. и по ставке 20% -4399,6 т.т. Проверкой установлено, что по представленным счет- фактурам, накладным на отгрузку товаров оборот по реализации составил 3766,6 т.т. из них по ставке 10%- 15,2 т.т.. и по ставке20%-3556,5 т.т. и освобожденный оборот от НДС 195,0 т .т. это аренда зданий, который освобожден от НДС на основании статьи 156 Закона «О Налогах и других обязательных платежах в бюджет».
НДС по данным предприятия определен в сумме 960,9т.т из них по ставке 10% - 81,1 т.т. (809,7*10%), по ставке 20% - 879,9 т.т. (4399,6*20%).
По данным проверки НДС, подлежащий уплате в бюджет составил 712,8 т.т. из них по ставке 10% - 1,5т.т (15,2*10%) и по ставке 20% - 711,3 т.т. (3556,5*20%).
По данным предприятия приобретено товаров, оказано работ и услуг на сумму 4349,9 т.т., из них по ставке 10% 732,7 т.т. и по ставке 20% - 3617,2т.т., где НДС, подлежащий зачету определен в сумме 796,7 т.т. из них по ставке 10% - 73,3 т.т. (732,7*10%) и по ставке 20% 723,4 т.т. (3617,2т.т.*20%)
Произведенной проверкой установлено, что приобретено товаров, работ и услуг, по которым положен зачет, на сумму 1384 т.т. из них по ставке 20% 1384,4 т.т.
Искажение отчетности произошло в результате того, что в нарушение ст. 57 п. 1п/п 1, ст.63 п. 3 Закона « О налогах и других обязательных платежах в бюджет в оборот относимый в зачет по НДС включены накладные без налоговых счетов - фактур в сумме 2965,5 т.т., по которому зачет по НДС не положен.
НДС относимый в зачет, по приобретенным товарам, произведенный проверкой определен в сумме 321,9 т.т. (1384,4*20%).
В результате вышеизложенного, сумма НДС, относимая в зачет уменьшена на 474,8 т.т. (796,7 т.т. – 321,9 т.т.) .
По всем изложенным фактам, за 1 и 2 квартал 2001года доначислено НДС в сумме 297,6 т.т. ( расчет прилагается).
Проверка полноты расчетов с бюджетом по акцизам.
Произведена проверка наличия договоров, сертификатов, лицензий, накладных и прочих платежных документов. По данным проверки объектов обложения акцизом не установлено.
Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет земельного налога с юридических лиц.
Произведенной проверкой установлено, что предприятие, что предприятие имеет многосторонний договор на аренду земельных долей. Сумма арендной платы за одну земельную долю составляет 500 тенге , ТОО "Ольгино" имеет 52 земельные доли. Арендная плата в год составляет 26.0т.т.ТОО "Ольгино" так же имеет земли в населенном пункте, занятые строениями и сооружениями в количестве 33278 кв. м, где по ставке,0,386 тенге за 1 кв. м начислено земельного налога в сумме 12845 тенге. Проверкой расхождения не установлено.
Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на имущество с юридических лиц.
Налог на имущество юридических лиц начисляется исходя из среднегодовой остаточной стоимости объектов обложения определяемой по данным бухгалтерского учета, в соответствие со статьей 354 налогового кодекса. ТОО "Ольгино" по имеющимся бухгалтерским документам имело налогооблагаемую базу для исчисления налога на имущество, однако декларация по налогу на имущество в налоговый комитет не представлена.