Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:26, курсовая работа
. Важность бухгалтерского учета требует четкого и полного правового регулирования. Вследствие этого рассмотрение правового регулирования бухгалтерского учета достаточно актуально на сегодняшний день.
Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования бухгалтерского учета.
Введение
1. Понятие правового регулирования бухгалтерского учета
2. Виды нормативно-правовых актов в области правового регулирования бухгалтерского учета
3. Порядок и правила правового регулирования бухгалтерского учета
4. Налоговый учет
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие
правового регулирования
2. Виды
нормативно-правовых актов в
3. Порядок
и правила правового
4. Налоговый учет
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Осуществляя деятельность в условиях действия принципов рыночной экономики, предприятия, в целях избежания поражения в конкурентной борьбе, банкротства и дальнейшей ликвидации, вынуждены использовать имеющиеся у них экономические ресурсы с максимальной рациональностью. При принятии управленческих решений руководящему звену необходимо проводить глубокий анализ целесообразности покупки средств производства, внедрения и выпуска определенного вида продукции, сопоставлять понесенные затраты с полученной прибылью. Основным источником получения данных, необходимых для достижения вышеуказанных целей, является бухгалтерский учет. Он не только отражает результаты хозяйственной деятельности, но и непосредственно воздействует на нее, являясь важнейшим средством постоянного контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, финансовых средств, за правильностью их использования. Важность бухгалтерского учета требует четкого и полного правового регулирования. Вследствие этого рассмотрение правового регулирования бухгалтерского учета достаточно актуально на сегодняшний день.
Целью
данной работы является рассмотрение
правового регулирования
1. Понятие правового регулирования бухгалтерского учета
Правовое
регулирование бухгалтерского учета
- это процесс воздействия
Метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования:
свойственны только государству в лице его органов;
касаются только юридических норм;
обеспечиваются государственным принуждением.
Методы
правового регулирования
Императивный метод правового регулирования бухгалтерского учета - способ властного воздействия на участника общественных отношений в области бухгалтерского учета, урегулированных нормами права.
Диспозитивный метод правового регулирования бухгалтерского учета - способ регулирования отношений между участниками бухгалтерского учета, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Диспозитивный метод бухгалтерского учета включает в себя три способа регулирования общественных отношений:
дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер;
предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;
предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.
Предмет
правового регулирования - форма
общественных отношений в области
бухгалтерского учета, которая закрепляется
соответствующей группой
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из 129 Федерального закона от 21.11.1996г. "О бухгалтерском учете", устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Основными
целями законодательства Российской Федерации
о бухгалтерском учете
Важнейшая задача правового регулирования бухгалтерского учета - обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, которая необходима в партнерских отношениях в рыночной экономике.
Эта задача
выполняется в двух направлениях,
включающих централизованное регулирование
и самостоятельность
Необходимость установления централизации в ведении бухгалтерского учета достигается тем, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации.
Методология учета, обеспечивающая его единообразие, разрабатывается органами государственного управления, наделенными соответствующей компетенцией. Координация этой деятельности возлагается на Министерство финансов РФ.
2. Виды нормативно-правовых
На современном этапе система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из актов нескольких уровней юридической силы.
Первый
уровень - законодательство Российской
Федерации о бухгалтерском
Второй
уровень системы представляют положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету. В
настоящее время действуют
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.
Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.
Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г.;
Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N° 2н;
Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н;
Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н;
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;
Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98, утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. №65н;
Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98, утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 57н;
Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999г. N° 32н, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.
Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н, с изменениями от 30 марта 2001 г.;
правовое
регулирование бухгалтерский
Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 27 января 2000 г. №11н;
Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н;
Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N° 91н;
Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/2001, утвержденное Приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н.
Необходимость
Положений заключается в
Третий уровень системы - методические указания, рекомендации, инструкции. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49. Один из важнейших документов этого уровня - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. План счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов. На синтетических счетах ведется синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. К счетам могут, в установленных Планом счетов случаях, открываться субсчета, то есть частные слагаемые счетов, позволяющие вести аналитический учет.
Аналитическим называется учет, который ведется на аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. На основании Плана счетов, являющегося нормативным актом, организации разрабатывают рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, и отражающий специфику деятельности. Рабочий план счетов является элементом учетной политики организации.
Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику.
Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и не противоречат стандартам бухгалтерского учета.
3. Порядок и правила правового
регулирования бухгалтерского
В настоящее время основу правового регулирования бухгалтерского учета определяет Федеральный закон “О бухгалтерском учете”, который вступил в силу 28 ноября 1996 г. Этот Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. На его основе принимаются другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты.
Нормативные акты по бухгалтерскому учету, изданные до вступления в силу этого закона, действуют в части, не противоречащей ему. Частично сохраняет силу Положение о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов №170 в 1994 г.
Бухгалтерский учет по всех организациях, находящихся на территории России, независимо от форм собственности, а также в филиалах и представительствах иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, осуществляется на основании Федерального закона о бухгалтерском учете.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в интересах налогообложения в порядке, установленным налоговым законодательством. Применение правил бухгалтерского учета является обязанностью всех организаций. Уклонение от их выполнения признается нарушением закона.
Неприменение этих правил в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности, должно иметь обоснование, которое включается обязательно в пояснительную записку, входящую в годовую бухгалтерскую отчетность.
С учетом законодательства о бухгалтерском учете регулируются различные правоотношения: а) между юридическими лицами - имущественно самостоятельными организациями; б) между юридическим лицом - организацией и ее должностным лицом - руководителем или главным бухгалтером; в) между юридическими лицами - хозяйствующими субъектами и соответствующими органами государственного контроля, призванными обеспечивать соблюдение законности в области распоряжения имуществом, выполнения обязательств по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
В правоотношениях между юридическими лицами, которые основаны на гражданских договорах купли-продажи, подряда, поставки и других, необходимое условие - наличие имущества, являющегося предметом сделки, которая всегда имеет соответствующее денежное выражение и отражается на балансе продавца. Это всегда можно проверить при заключении сделки. Одновременно на расчетном (текущем) счете контрагента должны быть отражены соответствующие денежные средства, служащие средством расчета по заключенной сделке.
Правильная постановка бухгалтерского учета, достоверно отражающего реальное имущественное положение хозяйствующего субъекта, гарантирует предотвращение возникновения убытков для партнеров по обязательствам, возникающим на основе гражданского договора.
В ряде случаев это находит прямое отражение в ГК РФ. Так, по договору продажи предприятия как имущественного комплекса его состав и стоимость определяются на основе полной инвентаризации, проводимой в соответствии с уставными правилами такой инвентаризации. До подписания этого договора должны быть составлены и рассмотрены сторонами: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав имущества предприятия.
Информация о работе Правовое регулирование бухгалтерского учета