Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:45, курсовая работа
С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того, чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.
Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема правовой несостоятельности (банкротства) является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств, предприятиям и организациям становится все труднее не только развиваться, но и даже «удержаться на плаву».
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки банкротства………………………………...4
1.1. Понятие несостоятельности (банкротства)………………….4
2.2. Признаки несостоятельности (банкротства)………………..4
2. Меры по предупреждению банкротства………………………...6
3. Процедуры банкротства…………………………………………...8
4. Особенности банкротства отдельных категорий должников.12
4.1. Банкротство градообразующих организаций…………….12
4.2. Банкротство сельскохозяйственных организаций……….14
4.3. Банкротство финансовых организаций……………………16
Заключение……………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………26
По ходатайству названных органов финансовое оздоровление или внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест.
Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.
В
процессе внешнего управления должником
– градообразующей организацией
может быть осуществлена продажа
предприятия как единого
В
случае неисполнения покупателем указанных
выше обязательств, договор купли-продажи
подлежит расторжению арбитражным
судом на основании заявления
органа местного самоуправления, федерального
органа исполнительной власти или органа
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, по ходатайству которых проводился
конкурс. Покупателю из соответствующего
бюджета возмещаются средства, затраченные
им на покупку и осуществленные в период
действия договора инвестиции, а предприятие
подлежит передаче муниципальному образованию.
4.2. Банкротство сельскохозяйственных организаций.
Банкротство
сельскохозяйственных организации
имеет отличительные
Суть
первого специального правила, регулирующего
банкротство
Общие положения, регулирующие порядок введения наблюдения и его последствия, содержатся в гл.IV Закона о банкротстве. В частности, в ст.70 Закона предусмотрено проведение временным управляющим анализа финансового состояния должника в целях определения степени достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника.
Анализ
финансового состояния
Особенностью финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией, в первую очередь срока, на который внешнее управление вводится, является то, что четко и однозначно его определить и закрепить в законе невозможно. Продолжительность этих процедур поставлена в зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ. Иными словами, финансовое оздоровление и внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Тем не менее законодатель устанавливает ограничение срока финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией: финансовое оздоровление не может превышать общие сроки, отводимые для внешнего управления должником, более чем на один год, а внешнее управление – не более чем на три месяца. По общим правилам, финансовое оздоровление вводится на срок не превышающий двух лет, а внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Таким образом, срок финансового оздоровления сельскохозяйственной организацией в совокупности должен составлять не более 3 лет, а внешнего управления – 21 месяца.
При определенных обстоятельствах имеется и другая возможность для продления срока внешнего управления данной категории должников юридических лиц. В случае, если в течение срока финансового оздоровления или внешнего управления, имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок финансового оздоровления или внешнего управления может быть продлен на один год.
При
продаже имущества и
Арбитражный
управляющий при продаже имущества должника
проводит независимою оценку его стоимости
и предлагает лицу, имеющему преимущественное
право покупки приобрести это имущество
по оценочной стоимости. Если указанные
лица в течении месяца не заявили о своем
желании приобрести имущество и имущественные
права должника, арбитражный управляющий
реализует имущество должника – сельскохозяйственной
организации в общем порядке.
4.3. Банкротство финансовых организаций.
К финансовым организациям относятся, в частности, кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Процедуры банкротства таких организаций должны осуществляться по специальным правилам, предусмотренным соответствующими законами, однако, поскольку в настоящее время существует только Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», регулирование банкротства финансовых организаций осуществляется по общим правилам, с изъятиями, предусмотренными § 4 гл. 9 Закона о банкротстве.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции.
Перечень таких операций предусмотрен Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и включает в себя, в частности: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.
Кредитные организации могут создаваться и действовать в форме банка или небанковской кредитной организации. При этом банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Под банковской кредитной организацией разумеется кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, в том числе в их допустимых сочетаниях, определяемых Банком России.
Необходимость
правового регулирования
В случае неплатежеспособности кредитной организации-должника возникающие при этом отношения должны регулироваться, в первую очередь, специальным нормативным правовым актом федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, и лишь в части, им не урегулированной, подлежит применению Закон о банкротстве. Иными словами, положения о несостоятельности (банкротстве) должника, содержащиеся в комментируемом Законе о банкротстве, применяются к отношениям, возникающим при банкротстве кредитных организаций, лишь в субсидиарном порядке.
Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство). Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.
Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроении среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.
В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников.
Один
из способов решения этой проблемы
– исключение из числа кредиторов,
предъявляющих заявления о
Другой путь, введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.
Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры рассмотрения Центральным банком заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка.
Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным банком с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового обязательства. При наличии таких признаков Центральному банку представится возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте. И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве неплатежеспособного банка.
Заявление
о признании кредитной
Информация о работе Правовые основы несостоятельности (банкротства)