Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:27, реферат
При решении вопроса о применении последствий поставки товаров ненадлежащего качества покупателю следует исходить из условий договора поставки.
В случае если договором поставки определен порядок возврата и замены бракованного товара, а также в договоре содержится процедура разрешения споров по поводу исполнения сторонами условий договора, следует в первую очередь руководствоваться положениями договора поставки.
Контрольная работа по дисциплине Бухгалтерский учет в торговле
На тему Правовые основы возврата товара
При решении вопроса о применении последствий поставки товаров ненадлежащего качества покупателю следует исходить из условий договора поставки.
В случае если договором поставки определен порядок возврата и замены бракованного товара, а также в договоре содержится процедура разрешения споров по поводу исполнения сторонами условий договора, следует в первую очередь руководствоваться положениями договора поставки.
Однако, если в договоре не установлены ни условия о качестве товара и процедуре устранения последствий поставки некачественного товара, ни порядок разрешения разногласий между сторонами, покупателю необходимо исходить из положений Гражданского кодекса.
Правовое регулирование поставки товаров предусмотрено Гражданским кодексом, в частности §1 «Общие положения о купле-продаже» главы 30 «Купля-продажа» и §3 «Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг» главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда».
Требования к качеству товара
Статья 469 «Качество товара» ГК РФ устанавливает требования к качеству поставляемого товара, которые должен соблюдать продавец, в частности:
1) Продавец обязан передать
покупателю товар, качество
2) При отсутствии в
договоре купли-продажи
Если продавец при заключении
договора был поставлен покупателем
в известность о конкретных целях
приобретения товара, продавец обязан
передать покупателю товар, пригодный
для использования в
3) При продаже товара
по образцу и (или) по
4) Если законом или
в установленном им порядке
предусмотрены обязательные
По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке.
Качество товара подтверждается сертификатом соответствия. Сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Порядок проведения сертификации установлен в Федеральном Законе от 27.12.2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании».
В соответствии с данным Законом существует добровольное подтверждение соответствия и обязательная сертификация.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Обязательная сертификация
осуществляется органом по сертификации
на основании договора с заявителем.
Схемы сертификации, применяемые
для сертификации определенных видов
продукции, устанавливаются
Обращаем Ваше внимание, что Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 года №1013 утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
Кроме того, стороны договора купли-продажи могут установить в договоре порядок приемки товаров по качеству, основываясь на следующих документах:
- Постановление Совмина
СССР от 25.07.1988 года №888 «Об утверждении
положения о поставках
- Постановление Госарбитража
СССР от 25.04.1966 года №П-7 «Инструкция
о порядке приемки продукции
производственно-технического
Однако необходимо учитывать, что если в договоре купли-продажи нет специальной ссылки сторон о том, что данные документы будут применяться, то указанные документы не применяются согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 года №18.
Последствия передачи товара ненадлежащего качества
Последствия передачи товара ненадлежащего качества установлены статьей 475 ГК РФ, в соответствии с которой, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
- возмещения своих расходов
на устранение недостатков
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения
договора купли-продажи и
- потребовать замены товара
ненадлежащего качества
При этом качество товара могут
подтвердить следующие
1) Обязательная сертификация
осуществляется органом по
(статья 26 Федерального закона РФ от 27.12.2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»;
2) органы добровольной
сертификации – по товарам,
которые не подлежат
(статья 21 Федерального закона РФ от 27.12.2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»);
3) организации, компетентные
в вопросах определения
Срок возврата некачественного товара продавцу
Покупатель при приемке товара, поставленного поставщиком, в свою очередь обязан в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота, осмотреть товары, проверить количество и качество принятых товаров. И в том случае если покупателем обнаружены какие-либо недостатки, он должен незамедлительно письменно уведомить поставщика о выявленных несоответствиях или недостатках поставленных товаров (пункт 2 статьи 513 ГК РФ).
Однако, если стороны в договоре купли-продажи не предусмотрели порядок приемки товаров по качеству, тогда покупателю необходимо руководствоваться статьей 477 «Сроки обнаружения недостатков переданного товара» ГК РФ. Необходимо отметить, что срок выставления претензии зависит от того, установлен на товар гарантийный срок либо срок годности или нет.
Срок годности или гарантийный срок не установлен .
Если на товар не установлен
гарантийный срок или срок годности,
требования, связанные с недостатками
товара, могут быть предъявлены покупателем
при условии, что недостатки проданного
товара были обнаружены в разумный
срок, но в пределах двух лет со дня
передачи товара покупателю либо в
пределах более длительного срока,
когда такой срок установлен законом
или договором купли-продажи. Срок
для выявления недостатков
Срок годности или гарантийный срок установлен .
Если на товар установлен
гарантийный срок, покупатель вправе
предъявить требования, связанные с
недостатками товара, при обнаружении
недостатков в течение
В случае, когда на комплектующее изделие в договоре купли-продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.
Если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие.
В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Извещение продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи.
Согласно статьи 483 ГК РФ покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.
В случае несоблюдения покупателем данных сроков, продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве или об ассортименте, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, если в свою очередь продавец докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.
Однако, если продавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора купли-продажи, он не вправе ссылаться на выше изложенные положения.