Предпосылки возникновения аудита в РФ и его роль в развитии рыночных отношений и экономического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:03, реферат

Описание работы

Закон об аудиторской деятельности является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудиторской деятельности. Он определяет понятия аудита, аудитора, правовые моменты организации и функционирования, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и др. Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.

Содержание работы

1.Система регулирования аудиторской деятельности 3
2.Понятие аудита. Правовые нормы аудита 4
3.Цели, задачи и общие принципы аудита 7
4.Этика аудитора 12
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

реферат аудит.docx

— 32.94 Кб (Скачать файл)

 

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, предоставлять  рекомендации или предложения по содействию в их реализации, выходящие  за пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской и связанной с ней деятельности или профессиональной компетентности.

 

Аудиторская организация обязана  соблюдать конфиденциальность информации, полученной при общении с руководством экономического субъекта, без ограничения  во времени и независимо от продолжения  или прекращения отношений с  ним. Аудиторская организация обязана  обеспечивать сохранность конфиденциальной информации экономического субъекта и  не разглашать ее без согласия руководства  экономического субъекта, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством  РФ.

 

Профессиональное поведение в  общении с руководством экономического субъекта состоит в соблюдении приоритета общественных интересов и репутации  профессии в целом. Аудиторская  организация должна воздерживаться от любых действий, которые могут  дискредитировать ее, подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.

 

Из общего перечня этических  принципов понятия независимости  и соблюдения конфиденциальности полученной информации регламентированы законодательно, следовательно, их можно назвать  основополагающими, а остальные  принципы – общеэтическими.

 

В ходе планирования и выполнения аудита должен проявляться профессиональный скептицизм, так как могут существовать обстоятельства, влекущие за собой  существенное искажение бухгалтерской  отчетности.

 

Проявление профессионального  скептицизма означает, что аудитор  критически оценивает существо полученных аудиторских доказательств и  внимательно изучает те из них, которые  противоречат каким-либо документам или  заявлениям руководства либо ставят под вопрос достоверность таких  документов или заявлений. В частности, профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы уменьшить риск упущения из виду необычных обстоятельств, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

 

Термин «объем аудита» относится  к аудиторским процедурам, считающимся  необходимыми для достижения цели, они должны определяться аудитором  с учетом требований соответствующих  законов и нормативных актов  и, если необходимо, с учетом условий  договоренностей о проведении аудита и требований по составлению отчетности.

 

Аудит призван обеспечить достаточную (разумную) уверенность в том, что  рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Понятие достаточной  уверенности имеет отношение  к сбору аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор  сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности, рассматриваемых как единое целое. Понятие достаточной уверенности  применимо ко всему процессу аудита.

 

В федеральном стандарте (в соответствии с МСА) приведены следующие разновидности  уверенностей:

абсолютная (бывает редко – по очевидным  вопросам);

разумная (применяется в аудите);

умеренная (применяется при обзорных проверках);

низкая (уверенность отсутствует  – применяется при компиляции и выполнении согласованных процедур).

 

В то время как аудитор несет  ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Этика аудитора

 

В России Кодекс профессиональной этики  аудиторов впервые был утвержден  общим собранием Аудиторской  палаты России 4 декабря 1996 г. Главные  требования Кодекса этики аудиторов  определены Международной федерацией бухгалтеров. Они служат основой  для разработки этических требований, подробных правил и стандартов поведения  аудиторов в каждой стране, где  осуществляется аудит, и именно они  были положены в основу разработанных  в России кодексов этики как аудиторов, так и профессиональных бухгалтеров. В соответствии с этими требованиями аудитор должен обладать определенными  профессиональными знаниями и умением, признавать важность и исповедовать в работе высокий стандарт моральных  ценностей, осознавать свой долг и обязанности  перед обществом, соблюдать установленные  правила поведения.

 

Соблюдение указанных требований обязательно как для аудитора, так и для профессионального  бухгалтера, работающего по найму  в организации. В то же время к  специалистам по внешнему аудиту предъявляется  ряд дополнительных этических требований. К ним относятся соблюдение условий  независимости, дополнительные требования к профессиональной компетентности, регламентации порядка оплаты аудиторских  услуг, отношений с бухгалтерами проверяемых организаций и другими  аудиторами, особенности рекламы  и предложения услуг. Для усиления акцента на эти положения и  придания им обязательности они включены в текст Закона об аудиторской  деятельности.

 

Кодекс содержит 15 статей.

Статья 1. «Общие положения» обобщает этические нормы профессионального  поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой  России; определяются нравственные, моральные  ценности, которые утверждает в своей  среде аудиторское сообщество.

Статья 2. «Общепринятые моральные  нормы и принципы» подтверждает обязанность аудиторов придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках  и решениях, жить и работать по совести.

Статья 3. «Общественные интересы»  предусматривает, что внешний аудитор  обязан действовать в интересах  всех пользователей бухгалтерской  отчетности, а не только заказчика  аудиторских услуг; он должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях, в противном случае он обязан отказаться от их защиты.

Статья 4. «Объективность и внимательность аудитора» подчеркивает, что объективность  для выводов возможна только при  достаточном объеме требуемой информации. Аудиторы обязаны объективно рассматривать  все возникающие ситуации и реальные факты. Давление на аудитора в любой  форме недопустимо. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать  утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.

Статья 5. «Независимость аудитора»  предполагает, что в заключении или  другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно заявить  о своей независимости в отношении  клиента как по формальным, так  и по фактическим обстоятельствам.

Статья 6. «Профессиональная компетентность аудитора» указывает на то, что  аудитор обязан воздерживаться от оказания услуг, выходящих за пределы его  профессиональной компетенции, а также  не соответствующих его квалификационному  аттестату. Для оказания помощи аудитору в решении поставленных конкретных задач аудиторская фирма может  привлечь компетентных специалистов.

Статья 7. «Конфиденциальная информация клиентов» предусматривает обязанность  аудитора сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и  независимо от продолжения или прекращения  непосредственных отношений с ними. Конфиденциальная информация не должна быть использована аудитором для  своей выгоды или для выгоды любой  третьей стороны, а также в  ущерб интересам клиента.

Статья 8. «Налоговые отношения» утверждает, что при оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор  должен руководствоваться интересами клиента при обязательном соблюдении налогового законодательства. Аудитор  не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента  от уплаты налогов и обмана налоговой  службы. Все рекомендации и советы в области налогообложения необходимо представлять в письменной форме.

Статья 9. «Плата за профессиональные услуги» предусматривает, что плата  за профессиональные услуги аудитора должна отвечать нормам профессиональной этики и выплачиваться в зависимости  от объема и качества профессиональных услуг. Аудитор обязан заранее оговорить  с клиентом и письменно закрепить  условия и порядок такой оплаты.

Статья 10. «Отношения между аудиторами»  предполагает, что аудиторы должны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.

Статья 11. «Отношения сотрудников  с аудиторской фирмой» призывает  сотрудников лояльно относиться к своей аудиторской фирме, они  всей своей деятельностью должны способствовать ее авторитету и дальнейшему  развитию, поддерживать деловые доброжелательные отношения как с сотрудниками фирмы, так и клиентом.

Статья 12. «Публичная информация и  реклама» указывает, что реклама  должна быть информативной, прямой и  честной, исключающей возможность  обмана и введения в заблуждение  потенциальных клиентов.

Статья 13. «Несовместимые действия аудитора»  отмечает, что занятие какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы.

Статья 14. «Аудиторские услуги в других государствах» подчеркивает, что  при проведении аудита аудитор обязан знать и применять в своей  работе международные аудиторские  стандарты и стандарты, действующие  в том государстве, в котором  он осуществляет свою профессиональную деятельность.

Статья 15. «Соответствие настоящего Кодекса международным нормам»  говорит о том, что нормы профессионального  поведения, определяемые этическим  Кодексом, основаны на международных  этических нормах, разработанных  Международной федерацией бухгалтеров.

 

Профессиональная этика в общении  с руководством экономического субъекта определена Федеральным стандартом аудита «Общение с руководством экономического субъекта», задачами которого служат:

определение основных требований к  общению аудиторской организации  с руководством экономического субъекта;

определение особенностей общения  аудиторской организации с руководством экономического субъекта на различных  стадиях проведения аудита;

определение особенностей общения  аудиторской организации с руководством экономического субъекта по вопросам бухгалтерского учета и внутреннего  контроля.

 

Институт профессиональных бухгалтеров  и аудиторов России решением Президентского совета 24 сентября 2003 г. утвердил Кодекс этики членов ИПБ России, который  вступил в силу с января 2004 г. Данный Кодекс подготовлен на основе и с  учетом всех требований Кодекса этики  МФБ с максимальным сохранением  его концептуальных подходов и разделов.

 

Кодекс признает, что основной целью  бухгалтерской и аудиторской  профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдения четырех  основных требований:

достоверность – общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах;

профессионализм – клиенты, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере бухгалтерского учета и аудита;

высокое качество услуг – все  услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером (аудитором), должны соответствовать  высшим стандартам качества;

уверенность – лица, пользующиеся услугами профессиональных бухгалтеров (аудиторов), должны быть уверены в  том, что услуги оказываются в  соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами.

 

Цели и фундаментальные принципы Кодекса носят общий характер и не направлены на решение этических  проблем, возникающих перед профессиональным бухгалтером (аудитором) в каждом конкретном случае. Однако Кодекс содержит некоторые  рекомендации по практическому достижению целей и соблюдению фундаментальных  принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в бухгалтерской  и аудиторской практике, так, в  Приложении к данному Кодексу  содержится 24 статьи по рекомендациям  применения принципа независимости  к конкретным ситуациям.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 07.08.2001 №  119-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «Об аудиторской  деятельности» (принят ГД ФС  РФ 13.07.2001) // ИСС «КонсультантПлюс» (электронная версия)

2. Правило (стандарт) аудиторской  деятельности № 1 «Цель и основные  принципы аудита финансовой (бухгалтерской)  отчетности» утверждено Постановлением  Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 // Собрание законодательства  РФ. – 30.09.2002, № 39, ст. 3797

Учебно-методическая литература, монографии

3. Аудит в России (антология российского  аудита): учебник для вузов / под  ред. А. В. Крикунова. – М.: Маркет ДС, 2007

4. Аудит в России: механизм правового  регулирования / Л. И. Булгакова  – М.: Волтерс Клувер, 2005

5. Аудит: учебник / В. П. Суйц. – М.: Высш. образование, 2007

6. Аудит: перспективы развития / А.А.Терехов. – М.: Финансы и статистика, 2005

7. Аудит: учебное пособие для  вузов / Е.В. Виноградов, И.А. Матвейчук.  – М.: Академ. Проект, 2006

 

 

 

 

 


Информация о работе Предпосылки возникновения аудита в РФ и его роль в развитии рыночных отношений и экономического контроля