Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство – общедоступный вид деятельности. Согласно российскому закону предпринимателем может быть любой гражданин способный действовать. В качестве российских предпринимателей могут выступать граждане иностранных государств и лица без гражданства. Однако, далеко не все кто имеет право стать предпринимателем должны ими становиться. Чтобы быть преуспевающим бизнесменом нужны способности, знания, умение работать, энергия. Без всего этого можно достичь иногда сиюминутной удачи, которая сменится потерями, провалом, а то и вовсе банкротством

Содержание работы

Введение

1. Сущность, признаки и функции предпринимательства

2. Социально-экономическая характеристика предпринимательства

3. Субъекты и объекты предпринимательства

4. Определение сущности предпринимательской деятельности в законодательных актах

5. Предпринимательство как явление и процесс

Заключение

Файлы: 1 файл

замир предпринимательство.docx

— 48.33 Кб (Скачать файл)

 Неумение, неспособность или нежелание  устанавливать такие связи не  позволяют человеку стать предпринимателем, а талант, природная склонность к таким действиям приводят к высокоэффективной организации предпринимательского процесса. Однако предпринимательский процесс всегда базируется на каком-то конкретном производительном процессе. Если осуществление такого процесса невозможно собственными силами, то в него вовлекаются наемные работники, которые, по, существу, должны быть единомышленниками предпринимателя. А раз так, то они становятся также субъектами предпринимательского процесса.

 При этом  предприниматель осознает, сто он, как и другие субъекты организуемого  им процесса, функционирует в  рамках национального образования,  и государство оказывает на  каждого субъекта своё воздействие.  В различных складывающихся ситуациях  государство может выступать  в роли или помощника или  противника предпринимаемых действий. Предприниматель не может не  учитывать это обстоятельство, а  потому воспринимает государства  в качестве равноправного и  полноправного субъекта организуемого  процесса.

 В целом  структура субъектов предпринимательского  процесса; выглядит так, как это  показано на следующем рисунке: 

Государство

 Потребитель

 Капиталист-инвестор

 Профессиональный  менеджер

Предприниматель

 Наёмный  работник

Партнер

 Предпринимательский  процесс может быть охарактеризован  как создание предпринимателем  вокруг себя относительно замкнутой  группировки субъектов через  установление между ними целенаправленных, связей, базирующихся на взаимном  учете эгоистических экономических  и иных интересов каждого субъекта.

 В рамках  общества существует множественность  таких относительно замкнутых  группировок, при этом каждый  субъект может входить не в  одну, а в две группировки и  даже более. 

 При изучении теории и практики предпринимательства важное значение имеет категория «объект предпринимательской деятельности», ибо именно с объектом чаще всего связана предпринимательская идея) хотя она может быть направлена на организацию производственного процесса или управление им, на поиск новых, нетрадиционных методов или рынков сбыта и т. д. Объект предпринимательской активности – товар, продукт, услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность в чем-либо и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

 Обособленная  целостность, которая характеризуется  такими показателями, как количество, цена, внешний вид и т. д., называется  товарной единицей. Профессиональный  подход предпринимателя к своей  деятельности предполагает, прежде  всего, внимание к качеству, потребительским  свойствам, цене, внешнему виду, упаковке  товара и т. д., а уж потом  – к количеству товарных единиц.

 Отношения  между всеми субъектами предпринимательского  процесса носят товарный характер, но поскольку эгоистический экономический  интерес всегда выражается через  денежную форму.

4. Определение сущности предпринимательской  деятельности в законодательных  актах

 Чтобы  успешно осуществлять свой бизнес, дееспособный гражданин или предпринимательская  организация должны хорошо знать  гражданское законодательство, регулирующее  эту деятельность. Впервые наиболее  полное определение сущности  понятия предпринимательской деятельности  было сформулировано в Законе  РСФСР «О предприятиях и предпринимательской  деятельности» (1990 г.). В нем говорилось, что под предпринимательской  деятельностью (предпринимательством) понимается инициативная самостоятельная  деятельность граждан и их  объединений, направленная на  получение прибыли. Было установлено,  что предпринимательская деятельность  осуществляется гражданами на  свой риск и под имущественную  ответственность в пределах, определяемых  организационно-правовой формой  предприятия. В данном Законе  были наиболее четко сформулированы  права, обязанности ответственность  предпринимателей, а также гарантии  им со стороны государства. 

 В первой  части Гражданского кодекса Российской  Федерации РФ говорится, что  гражданское законодательство регулирует  отношения между лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность, или с их участием. ГК РФ  комплексно определяет сущность  предпринимательской деятельности: это – самостоятельная, осуществляемая  на свой риск деятельность, направленная  на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве, в установленном  законом порядке (п. 1 ст. 2).

 В соответствии  с трактовкой понятия предпринимательской  деятельности, установленной в ГК  РФ, можно выделить несколько  характерных черт и особенностей  предпринимательства: 1) это самостоятельная  деятельность дееспособных граждан  и их объединений. Никто не может кого-нибудь принудительно заставить заниматься этой деятельностью; 2) это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества; 3) это деятельность рисковая, поэтому будущий предприниматель должен помнить, что он будет рисковать и преодолевать сопротивление среды, к тому же государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи; 4) предпринимательство – это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, следовательно, это профессиональная деятельность, так как, чтобы «систематически получать прибыль», нужно действовать компетентно, профессионально длительное время; 5) это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, следовательно, эта деятельность законная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами; 6) гражданским законодательством установлен основной мотив осуществления предпринимательской деятельности – получение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно предложить (реализовать) потребителям товары (работы, услуги); 7) в законодательстве сформулированы пути получения прибыли: путем пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

 Первой  характерной особенностью предпринимательства  является пользование имуществом, а второй – продажа товаров.  Фактически в ГК РФ установлена  торгово-коммерческая деятельность. Чтобы что-то продать, нужно  вначале произвести товар (услугу, работу) с соответствующими характеристиками (качеством). Следовательно, понятие  предпринимательской деятельности, установленное в ГК РФ, нуждается  в уточнении и дополнении, к  примеру тезисом об ответственности предпринимателей за результаты своего бизнеса. Тезис о риске предполагает и ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

5. Предпринимательство как явление  и процесс

 Предпринимательство  как явление отражает всю совокупность  отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и  других), связанных с организацией  предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением  работ, оказанием услуг) и получением  желаемого результата в виде  прибыли (дохода). Предпринимательство как явление отражает всю систему отношений (финансовых, экономических, социальных), которые объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии и т.п.), с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти, а также с органами власти субъектов РФ и местного самоуправления.

 Предпринимательство  как экономическое явление отражает  товарный характер отношений  предпринимателей с другими хозяйствующими  субъектами на основе действия  экономических законов рыночной  экономики (спроса и предложения,  конкуренции, стоимости и др.) и всех инструментов товарного  производства и обращения. 

 Предпринимательство  как процесс представляет собой  сложную «цепочку» целенаправленных  действий предпринимателей начиная  с момента возникновения (зарождения) предпринимательской идеи и заканчивая  воплощением ее в конкретный  предпринимательский проект. Предпринимательство  – это процесс создания новых  товаров, работ, услуг, обладающих  ценностью для потребителей; процесс  удовлетворения постоянно растущих  потребностей; процесс, осуществляемый  на основе постоянного комбинирования  факторов производства, эффективного  использования имеющихся ресурсов  для достижения наилучших результатов.  Этот процесс является непрерывным,  постоянно возобновляется, поскольку  постоянно изменяются потребности,  которые, предприниматели удовлетворяют.  Этот процесс требует больших  затрат всех факторов производства, часто обречен на временную  неудачу, но в итоге предпринимателю  приносит личное удовлетворение  достигнутый им денежный доход  (прибыль). Следовательно, предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической выгоды, формирование целей по реализации идей, воплощение идей в новом предприятии в создании нового, в освоении производства новых продуктов, в совершенствовании организации производства, т.е. в реализации и воплощении идей в конкретный результат (продукт, товар, технологию и т.д.), приносящий предпринимателю прибыль. Механизм создания собственного дела как процесс реализации предпринимательской идеи излагается в отдельной главе.

 По мнению  И. Шумпетера, производить значит комбинировать имеющиеся в нашем распоряжении вещи и силы, а процесс производства есть процесс комбинаций производительных сил, результатом которых являются новые продукты. Производить нечто иное или иначе значит создавать другие комбинации из этих вещей или сил. Понятие осуществления новых комбинаций охватывает следующие пять случаев:

1) изготовление  нового, т.е. неизвестного потребителям, блага или создание нового  качества того или иного блага; 

2) внедрение  нового, т.е. в данной отрасли  промышленности еще практически  неизвестного метода (способа) производства;

3) освоение  нового рынка сбыта, т. е.  такого рынка, на котором до  сих пор данная отрасль промышленности  этой страны еще не была  представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде  или нет; 

4) получение  нового источника сырья или  полуфабрикатов независимо оттого, существовал этот источник прежде, или не принимался во внимание, или считался недоступным, или  его еще только предстояло  создать; 

5) проведение  соответствующей реализации, например  обеспечение монопольного положений  (посредством создания трестов)  или подрыв монопольного положения  другого предприятия. 

 Фактически  И. Шумпетер излагает часть процесса функционирования предпринимательских организаций в условиях конкурентной рыночной среды.

 

 

Заключение

 Предпринимательство  представляет собой свободное  экономическое хозяйствование в  различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

 В наибольшей  степени предпринимательство характеризуется  такими признаками как самоокупаемость,  инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность.  Все это вместе взятое, в совокупности  должно быть присуще экономической  деятельности с тем, чтобы ее  можно было с полным основанием  назвать предпринимательской или  бизнесом.

 В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

 Субъектами  предпринимательской активности  являются сам предприниматель,  потребитель, государство, инвестор, профессиональный менеджер, партнер,  наёмные работники. Объект предпринимательской  активности – товар, продукт,  услуга, т. е. то, что может удовлетворить  чью-либо потребность в чем-либо  и что предлагается на рынке  для приобретения, использования  и потребления. 

 

 

 

Список литературы

1. Аборнева О.И., Воронин В.П. Проблемы развития малого предпринимательства в России// Менеджмент в России и за рубежом – 2002 – №2 – с.35-41.

2. Биш А. Проблемы Российского предпринимательства// Вопросы экономики – 2001 – №3– с.42-55.

3. Вакуленко  Р.Я., Логинова И.В. Регулируемый  простор: Социальные аспекты государственного  регулирования предпринимательства  на современном этапе// Российское  предпринимательство – 2003 – №2  – с. 18 - 23

4. Горбань  О.П. Проблемы развития малого  предпринимательства в современной  в России// Вестник Московского  университета – 2003 – №10– с.39-51.

5. Дробот В.Н., Романов М.А. Предпринимательство в современной России: социально-политический аспект// Вестник Московского университета, серия 12 – 2002 – №6.

6. Журавлева  Е. Особенности национального  предпринимательства// События –  2005 – №7-8 –с. 6-8.

7. Кузьмин  С. А. Предпринимательство в  России. Что нужно чтобы оно  состоялось// Финансовый бизнес –  2003 – №4 –с.42-67.

8. Манжикова В.Э. Особенности развития предпринимательства в России// Общество и экономика – 2004 – №7– с. 14-16.

9. Предпринимательство  – Проблемы – Круглый стол// АиФ – 2001 - №37– с.4-5.

10. Радаев В. Виды предпринимательства// Вопросы экономики – 2003 – №8 – с.61-85.

11. Романюк  В. Предпринимательство в России: оценка ситуации// Общество и экономика  – 2002 – №11-12 – с.100-116.

12. Сальникова  В. Предпринимательство: методика  и результаты анализа// Вопросы  статистики – 2003 - №8 - с.51 – 69 .

13. Синин И.И. Формирование основных разделов региональной программы поддержки предпринимательства// Российское предпринимательство – 2003 - №2– 36 -43.

14. Шестоперов  О. Основные тенденции развития  малого предпринимательства в  России// Вопросы экономики –  2001 - №4 – с. 65 – 83.

15. Чепуренко  А. Проблемы финансирования в  малом предпринимательстве России// Вопросы экономики – 2003 -№7–  с. 47-62.


Информация о работе Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции