Представление о профессиональном пути и развитии карьеры у студентов в современном обществе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:51, реферат
Описание работы
Переходный период от одной системы общественно-экономических отношений к другой всегда связан с большими трудностями. Специфика психологических проблем современного периода определяется необходимостью освоения нового социально - экономического и профессионального опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества, с другой — происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях.
Также характерной чертой юношеского
возрастов является заинтересованность
глобальными проблемами смысла жизни
вообще и собственного существования
в частности - заинтересованность «последними
вопросами».
Размышления о смысле жизни
являются существенной характеристикой
формирующегося самоопределения. Д.А.
Леонтьев отмечает: «В поиске личностного
смысла человек обычно сталкивается с
тремя вопросами: в каком мире я живу? как
я могу прожить свою жизнь, чтобы наилучшим
образом удовлетворить свои потребности
и ценности? и кто Я?» (3, с. 44). Помимо того,
что эти проблемы волнуют юношей и девушек,
они еще широко ими обсуждаются - со сверстниками
и с теми взрослыми, которых они считают
заслуживающими их доверия. Наличие интереса
к смыслу жизни и его активное обсуждение
свидетельствуют об активно идущем процессе
самоопределения; их отсутствие - о его
искажении.
Личностное и профессиональное
самоопределение тесно связаны между
собой, можно сказать, что одним из аспектов
профессионального самоопределения является
не только выбор профессии, но и построение
профессиональных планов, образа будущей
профессии.
Жизненные цели и планы имеют
достаточно определенную предметную очерченость,
могут быть выражены в конкретных событиях
жизненного пути. Жизненные планы являются
средствами осуществления жизненных целей,
их конкретизацией в хронологическом
и содержательном аспектах. Они определяют
порядок действий, необходимых для реализации
жизненных целей как основных ориентиров
жизненного пути в будущем.
В систему представлений о будущем
включаются и другие компоненты, среди
которых с одной стороны, мечты, фантазии,
грезы, составляющие желаемую, но не обязательно
картину будущего, а с другой – тревоги
и опасения, ожидание неприятных событий
которые с определенной вероятностью
могут произойти в жизни каждого человека
и которых, по возможности, ему следует
избегать.
При несогласованности перспективы,
когда человек недостаточно связывает
будущие события с прошлыми и настоящими,
возникает феномен «временной некомпетентности»,
который негативно сказывается на степени
адаптированности личности к конкретным
условиям жизнедеятельности. Дифференцированность
будущей временной перспективы характеризует
степень расчлененности будущего на последовательные
этапы. Выделяют два основных этапа: ближайшая
и отдаленная перспектива. При различных
методологических подходах к пониманию
роли будущего, в формировании и развитии
личности, А.С. Макаренко и К. Левин в конкретных
исследованиях обнаруживали сходные данные,
свидетельствующие о том, что разделение
ближайшей и отдаленной перспективы является
важнейшем моментом развития личности,
характеризующим переход от детства к
юности, к решению важнейших задач жизнеустройства,
к выбору жизненного пути, к становлению
социальной зрелости и самостоятельности
личности.
Трудовую жизнь взрослого человека
можно представить себе в виде профессионального
цикла. Он начинается с размышлений над
своим будущим, которые приводят к выбору
профессии; продолжается работой в фактически
избранной профессиональной области и
оканчивается удалением от дел, в частности,
выходом на пенсию. Вкратце коснемся некоторых
аспектов этого цикла.
Профессиональный цикл начинается
в тот момент, когда мы еще очень молоды,
и часто завершается в очень преклонном
возрасте. Д. Сьюпер разбил этот цикл на
ряд этапов профессионального пути, исходя
из того, какое место работа занимает в
нашей жизни на том или ином ее отрезке.
Рассмотрим так называемый этап исследования,
который длится на интересующем нас этапе
жизни - от 15 до 24 лет. На этом этапе юноши
и девушки пытаются разобраться и определиться
в своих потребностях, интересах, способностях,
ценностях и возможностях. Основываясь
на результатах такого самоанализа, они
прикидывают возможные варианты профессиональной
карьеры. К концу этого этапа молодые люди
обычно уже подбирают подходящую профессию
и начинают ее осваивать. Очевидно, что
именно на этом этапе развиваются и складываются
представления о профессиональной карьере
у молодых людей.
Также на выбор профессии и
дальнейшее продвижение по службе влияет
семейная система, представления в семье,
где подкрепляются те или иные образцы
профессиональной карьеры. Так, дочерей
работающих матерей отличает, как правило,
более высокая мотивация достижения и
большее стремление сделать карьеру, чем
девушек, чьи матери не работают вне дома.
Можно сказать, что представления,
связанные с карьерным ростом, которые
начинают развиваться довольно рано, зачастую
до реального начала трудовой деятельности
(в период учебы в вузе) несут в себе отпечаток
традиционных представлений о роли мужчины
и женщины в обществе, о продвижении мужчин
и женщин по служебной лестнице.
Таким образом, представления
о будущем современных студентов тесно
связаны с возрастными особенностями:
временной перспективой и с психологической
функцией планирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л. И. Личность
и ее формирование в детском
возрасте. – М.: «Просвещение», 1968. –
464 с.