Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:19, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование особенностей формирования прибыли и рентабельности предприятия. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
Определение экономической сущности прибыли и рентабельности предприятия.
Рассмотрение особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО "Газпром"
Введение 5
1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности предприятия
1.1 Понятие прибыли и рентабельности, как экономической категории 7
1.2 Факторы формирования прибыли предприятия 10
1.3 Прибыль в бухгалтерском и налоговом учете 13
1.4 Механизм распределения и использования прибыли 14
1.5 Методы расчета рентабельности 16
1.6 Пути повышения прибыли и уровня рентабельности 17
2. Особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО «Газпром»
2.1 Общие сведения ОАО «Газпром» 19
2.2 Формирование прибыли ОАО «Газпром» 20
2.3 Расчет показателей рентабельности ОАО «Газпром» 22
Заключение 24
Библиографический список 26
Приложения 27
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов. К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов). К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий) (см. Приложение 1).
В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости. Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем, и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.
Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предусматривает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.5
Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:
1. Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
2. Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
3. Третий источник истекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. Емким информативным показателем является балансовая прибыль. Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия, финансовые результаты от внереализационных операций.6
Выделение налогового учета как системы, совершенно обособленной от учета бухгалтерского, повлекло за собой множество проблем, связанных не только с соотношением методов оценки тех или иных объектов учета (налогового и бухгалтерского), но и с разночтениями при трактовке многих понятий и категорий.
25 глава НК РФ поставила вопрос о пути дальнейшего развития бухгалтерского
учета в России. Департаментом
по методологии бухгалтерского учета
Минфина декларируется переход
на Международные стандарты финанс
В соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» налоговая прибыль отличается от бухгалтерской. Во - первых, потому, что некоторые расходы, признаваемые в бухгалтерском учете, не учитываются частично или полностью при исчислении налога на прибыль. Во - вторых, доходы и расходы учитываются в бухгалтерском и налоговом учете в разное время. В целом налогооблагаемая прибыль отличается от бухгалтерской прибыли на величину постоянных и временных разниц. Под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль и исключаемые из расчетов налоговой базы по налогу на прибыль. Например, в результате превышения фактической величины над нормируемой по рекламным расходам, представительским и т.д. Под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в других отчетных периодах.7
Схема 1- Распределение прибыли
Из приведенной схемы видно, что чистый доход предприятия после уплаты налогов и отчислений используется для формирования:
Размер фондов жестко не регламентируется, за исключением отдельных направлений их использования.
Фонд накопления и фонд потребления – это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления создается для финансирования производственного развития предприятия: на финансирование капитальных вложений, расширение и реконструкцию предприятия, на финансирование новых разработок, на погашение ссуд и процентов по ним, на содержание объектов, предназначенных для культурно-просветительных работ, на пополнение собственных оборотных средств. Таким образом, фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующих субъектов, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных средств и оборотных средств. Фонд накопления свидетельствует о росте имущественного состояния предприятия, увеличения собственных его средств.
Фонд потребления – источник средств, зарезервированных хозяйственным субъектом для осуществления мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению коллектива.
Фонд потребления направляется на следующие цели:
Резервный фонд создается хозяйствующим субъектом на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерного общества, товарищества, предприятия с иностранными инвестициями. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям, дивидендов по привилегированным акциям, в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей.8
По методу исчисления в народном хозяйстве существует рентабельность предприятий Рпр. и рентабельность продукции Рпрод. Первый показатель определяется как отношение балансовой прибыли П к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фоп и оборотных средств Фоб:
Рпр = (П / (Фоп + Фоб)) * 100%
Рентабельность продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов. Выражается отношением:
Рпр = (Пр / З) *100%
Рпр – рентабельность продукции, Пр – прибыль от реализации продукции, З - затраты.
Также существует рентабельность собственных средств. Можно представить как отношение суммы средств, направленных на накопление и потребление, к величине собственных средств.
Рcс = Чистая прибыль * 100%
Собственный капитал
Важным показателем является рентабельность производственных фондов, рассчитывается отношением бухгалтерской (чистой) прибыли к стоимости производственных фондов:
Рф = Пб/(ОФ+МОС)*100%
ОФ – ср. годовая стоимость основных ПФ, МОС – ср. годовая стоимость материальных оборотных средств.9
Методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на промышленную продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования является важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, а следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости.10
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане это следующие мероприятия:
1. Увеличение выпуска продукции;
2. Улучшение качества продукции;
3. Продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в
аренду;
4. Снижение себестоимости продукции за счет более рационального
использования материальных ресурсов, производственных мощностей и
площадей, рабочей силы и рабочего времени;
5. Диверсификация производства;
6. Расширение рынка продаж.
Из перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.
Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет.11
2. Особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО «Газпром»
Акционерное общество «Газпром» является открытым акционерным Обществом. Общество совместно с его дочерними хозяйственными обществами, осуществляющими деятельность по обеспечению эффективного функционирования и развития единой системы газоснабжения и надежному снабжению газом потребителей, действует как единый комплекс.
Учредителем Общества является Правительство Российской Федерации. Общество создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром». Правовой статус Общества, права и обязанности его акционеров определяются настоящим Уставом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации». Общество учреждено на неограниченный срок деятельности.