Прибыль предприятия как финансовый результат его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления и развития рыночных отношений проблема увеличения прибыли и уменьшения убытков является главной в деятельности любого предприятия.
Прибыль - важнейший показатель и источник финансирования хозяйственной деятельности предприятия, функционирующего на началах коммерческого расчета, т.е. каждое торговое предприятие просчитывает целесообразность закупки товаров в том или ином объеме, оценивает возможности их реализации по сложившимся рыночным (оптовым или розничным) ценам в условиях конкуренции и получения необходимой величины прибыли от всей этой деятельности в процентах к товарообороту.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 64.65 Кб (Скачать файл)

Доходы от внереализационных  операций


Рис. 1 Схема образования  и распределения прибыли

Прибыль (чистая) используется предприятием самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности:

  1. создание резервного фонда, величина которого не должна превышать 25% уставного капитала;
  2. производственное развитие (проведение НИОКР, разработка и освоение новых видов продукции; на финансирование капитального строительства; приобретение основных средств и нематериальных активов; прирост собственных оборотных средств; на переподготовку кадров; на природоохранные мероприятия; на взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий и т.д.;
  3. социальное развитие (расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, строительство объектов непроизводственного назначения; предоставление ссуд работникам на приобретение квартир, строительство домов и т.д.);
  4. материальное поощрение и дивиденды по акциям.

Никакие органы, в том  числе государство, не имеют права  вмешиваться в процесс использования  чистой прибыли. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления  собственной прибыли. Развитие конкуренции  вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

Принципиальное значение в распределении чистой прибыли  имеет достижение оптимального соответствия между фондом накопления и фондом потребления.

Фонд накопления формируется  из чистой прибыли и других источников (накопленный износ, ремонтный фонд, целевые вклады учредителей и  т. п.). Средства этого фонда направляются на инвестиционную деятельность.

 

Фонд потребления формируется из чистой прибыли и других источников (затраты на оплату труда) и направляется на оплату труда и социальное развитие, материальную помощь, выплату дивидендов и т. п.

Эти фонды условные, непосредственно  на предприятии они не образуются, а их величину можно установить по расчетам использования прибыли  на финансирование определенных затрат. При административной системе управления экономикой выполнялось государственное  регулирование соотношения фондов накопления и потребления.

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость  резервировать средства в связи  с проведением рисковых операций и потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятия вправе создавать финансовый резерв.

С расширением спонсорской  деятельности часть чистой прибыли  может быть направлена на благотворительные  нужды, оказание помощи театральным  коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.

 

1.3 Понятие и показатели рентабельности

 

Для оценки эффективности  работы промышленного предприятия  недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия  получают одинаковую прибыль, но имеют  различную стоимость производственных фондов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше.

Для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.

Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции  достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность может исчисляться по-разному: на протяжении последних 25 лет широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств).

Учитывая, что данный показатель в прежних условиях хозяйствования был плановым, предполагалось, что  он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать  улучшение использования последних.

Однако, как показал прошедший  период, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее, данный показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли  к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности предприятия. Поскольку в процессе производства принимают участие, как средства труда, так и предметы труда, постольку, чем больше «съем» прибыли с каждого рубля производственных фондов, тем лучше и эффективнее работает предприятие, и наоборот.

Данный показатель рентабельности исчисляется по формуле:

 

%  (3)

где Р - уровень рентабельности производства в %;

П - сумма валовой прибыли, руб.;

ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов в рублях;

НОС - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств) в рублях.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской  деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли  от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

Учитывая, что прибыль  связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой  оно реализуется, рентабельность продукции  может быть исчислена как отношение  прибыли к стоимости реализованной  продукции по свободным или регулируемым ценам.

Эти показатели рентабельности продукции взаимосвязаны и характеризуют  изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В  связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции  учитывается, насколько рентабельность отдельных видов продукции будет  влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру продукции в зависимости  от изменения удельных весов изделий  с большей или меньшей рентабельностью  с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Рентабельность продукции  в двух ее разновидностях исчисляется  по формулам:

 

1) %   2) % (4)

где Р - рентабельность продукции в %;

П - валовая прибыль предприятия в рублях;

Сп - полная себестоимость реализованной продукции в рублях;

Цп - объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов) в рублях.

Рентабельность — доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.

 


Информация о работе Прибыль предприятия как финансовый результат его деятельности