Принципы формирования учетной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положение по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие и состав учетной политики……………………………………...5
2. Основные элементы учетной политики организации в целях бухгалтерского и налогового учета……………………………………………….….7
3. Сравнительная характеристика стандартов: ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» и МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»…………………………………………..….14
Заключение ………………………………………………………………….22
Список литературы ………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Курсов.Бух.Учет.docx

— 41.62 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 - Особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения

 

Бухгалтерский учёт

Налоговый учёт

Кто составляет приказ об учётной политике?

Главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством  РФ возложено  ведение бухгалтерского учёта

Главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение налогового учёта

Кто подписывает?

Руководитель

Руководитель

Есть ли унифицированная форма об учётной политике?

Нет, каждая организация разрабатывает самостоятельно

Нет, каждая организация разрабатывает самостоятельно

На какие подразделения распространяется приказ об учётной политике?

Приказ руководителя об учётной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации, а также всеми филиалами, представительствами (включая выделенные на отдельный баланс) не зависимо от места нахождения

Приказ руководителя об учётной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации

Когда необходимо создать приказ об учётной политике?

Вновь созданная организация оформляет учётную политику до первой публикации бухгалтерской отчётности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица.

Утвердить новую учётную политику вновь созданная организация должна до окончания первого налогового периода.

Можно ли вносить изменения в учётную политику?

Да

Да

В каких случаях можно вносить изменения?

1)      Изменения Законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту;

2)      Разработка организацией новых способов ведения бухучёта. Применение нового способа ведения бухучёта предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухучёте и отчётности или меньшую трудоёмкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации;

3)      Существенное изменение условий хозяйствования, которое может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учётной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учёта фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации .

Изменение порядка учёта отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учёта.

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учётной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

С какого числа применяется приказ об учётной политике?

Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные при формировании учётной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом её утверждения руководителем организации

Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные при формировании учётной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом её утверждения руководителем организации.

Решение о внесении изменений в учётную политику для целей налогообложения принимается с момента вступления в силу норм законодательства.

Какие разделы рекомендовано включать в приказ об учётной политике?

  1. Организационно-технический раздел учётной политики организации
  2. Методический раздел учётной политики
  3. Организационные моменты налогового учёта.
  4.  
  5. Правила и способы налогообложения.
  6. Налоговые учётные регистры
 

Вывод: можно отметить, что «стандартного набора вариантов» элементов учетной политики, оптимального для каждого налогоплательщика, не существует. Во многих случаях выбор метода, позволяющего сэкономить на налогах, влечет за собой усложнение ведения учета- необходимости ведения раздельного бухгалтерского и налогового учетов. Следует учитывать, что на формирование учетной политики в целях налогообложения может оказывать влияние целый ряд факторов, к которым могут быть отнесены:

  • Размеры ставок налогов, установленных субъектами РФ;
  • Вид и/или виды деятельности организации;
  • Договорная политика организации;
  • Объем производства и реализации;
  • Наличие обособленных подразделений.

Таким образом, «оптимальная» учетная политика для конкретной организации может быть составлена после проведения анализа ее деятельности, постановки перспективных задач и целей, решение которых может быть достигнуто разрабатываемым документом, а также в результате рассмотрения каждого из возможных способов (методов) учета применительно к данной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сравнительная  характеристика  стандартов:  ПБУ  1/2008  «Учётная  политика организации» и МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки".

Принципы составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО подразделяются на 2 группы: основополагающие допущения и качественные характеристики финансовой отчетности. Основополагающие допущения состоят из двух базовых принципов – учета по методу начисления и непрерывности деятельности предприятия. Таким образом, в соответствии с МСФО учет доходов и расходов ведется по принципу начислений, а российские положения (стандарты) бухгалтерского учета (РПБУ) требуют применения и метода начисления, и кассового метода. Тем самым РПБУ «разрывают» экономическую связь между затратами и доходами, что существенно снижает качество отчетов о прибылях и убытках. 
 
Таблица 2 – Сравнительный анализ соответствия допущений РСБУ положениям МСФО

 
Наименование

 
РСБУ

 
МСФО

 
Комментарий

 
Допущение имущественной обособленности

 
Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (п.6 ПБУ 1/08)

 
В МСФО допущение имущественной обособленности не сформулировано в качестве одного из основополагающих, поскольку определение активов и обязательств, приведенное в п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности, отражает тот факт, что МСФО исходит из необходимости отнесения активов и обязательств к конкретной организации

 
Допущение имущественной обособленности в МСФО реализовано опосредованно, не через право собственности, а через понятие контроля над активами и ответственности по обязательствам

 
Допущение последовательности применения учетной политики

 
Учетная политика организации приме-няется последовательно от одного отчетного года к другому (п.6 ПБУ 1/08)

 
Предприятие выбирает и применяет учетную политику последовательно для одинаковых операций, прочих событий и условий (п.13 МСФО 8)

 
Различий нет

 
Допущение непрерывности деятельности

 
Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (п.6 ПБУ 1/08)

 
Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности (п. 23 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности)

 
Различий нет

 
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности

 
Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (п.6 ПБУ 1/08).

 
Результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены) – принцип начисления. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся (п.22 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности)

 
Формулировки сходны. 
 
Однако прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, согласно МСФО могут учитываться в качестве ретроспективной корректировки нераспределенной прибыли (п.100 МСФО 1, МСФО 8), в отличие от РСБУ


 
   Обобщая итоги сопоставительного анализа принципов составления бухгалтерской (финансовой) отчетности по отечественным стандартам и в соответствии с общепризнанным нормам и принципам, можно сделать следующие выводы: 
   1. Структура и содержание принципов составления бухгалтерской отчетности в Концепции в большинстве случаев совпадают с МСФО. 
   2. В ряде случаев между составом и содержанием принципов в Концепции имеются следующие расхождения: 
         а). В основных допущениях при организации бухгалтерского учета в Концепции бухгалтерского учета содержатся два дополнительных по сравнению с МСФО принципа; в требованиях к информации, формируемой в бухгалтерском учете, напротив, не содержится утверждаемого в МСФО принципа понятности; не сформулировано в Концепции в отличие от МСФО понятие достоверного и объективного представления финансовой отчетности; 
        б). В ряде принципов Концепции бухгалтерского учета, являющихся аналогами принципов МСФО, имеются различия в трактовке (например, в раскрытии принципов непрерывности деятельности предприятия, преобладания сущности над формой и нейтральности); 
          в). В МСФО все принципы раскрываются более подробно, чем в Концепции бухгалтерского учета, содержат много примеров – в Концепции приводятся в основном лишь краткие формулировки. 
    Сопоставление принципов бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и по МСФО представлено в таблице 3. 
    Рациональное сближение российской системы учета и международных стандартов, использование международного опыта бухгалтерского учета позволят усовершенствовать российскую учетную практику. Полная замена российских правил учета и отчетности на МСФО невозможна в связи с имеющимися национальными особенностями системы бухгалтерского учета.

 
Таблица 3 – Сопоставление принципов бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и по МСФО

 
МСФО

 
Концепция бухгалтерского учета в РФ

 
ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»

 
^ Другие нормативные акты РФ

 
I Основополагающие допущения

 
Метод начисления

 
Допущение временной определенности факта хозяйственной деятельности. Соответствует МСФО, но не используется термин «метод начисления»

 
Соответствует МСФО и полностью совпадает с формулировкой Концепции

 
Формулировка данного принципа отсутствует, но в ряде нормативов регламентируется использование метода начисления при учете конкретных объектов

 
Непрерывность деятельности

 
Допущение непрерывности деятельности. Соответствует МСФО, но сформулировано менее точно

 
Допущение непрерывности деятельности. Соответствует МСФО и полностью совпадает с формулировкой Концепции

 
Сформулировано в Федеральном законе «О бухгалтерском учете». Формулировка соответствует Концепции

 
Нет формулировки такого принципа

 
Допущение имущественной обособленности. Сформулировано, хотя вытекает из ГК

 
Допущение имущественной обособленности. Сформулировано и полностью совпадает с формулировкой Концепции

 
Сформулировано в Федеральном законе «О бухгалтерском учете». Формулировка соответствует Концепции

 
Нет формулировки такого  
 
принципа 
 
Есть подробные требования к формированию учетной политики в МСФО 1

 
Допущение последовательности применения учетной политики. Сформулировано как общий принцип, хотя носит более конкретный характер и дублирует ПБУ 1/08

 
Допущение последовательности применения учетной политики. Сформулировано как общий принцип, полностью совпадает с формулировкой Концепции

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
II Качественные характеристики (требования  к информации, формируемой в бухгалтерской  отчетности)

 
Понятность

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Уместность

 
Уместность. Формулировка соответствует МСФО

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Существенность

 
Существенность. 
 
Формулировка соответствует МСФО

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Существенность. Есть числовой критерий существенности

 
Надежность

 
Надежность. Формулировка соответствует МСФО

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Правдивое представление

 
Объективность. Соответствует принципу правдивости

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Преобладание сущности над формой

 
Требование исходить не столько из ее правовой формы, сколько из экономического, но формулировка некорректна

 
Требование приоритета содержания над формой. Сформулировано и полностью совпадает с содержанием. Аналог принципа

 
Отсутствует формулировка этого принципа 

 
Нейтральность

 
Нейтральность. 
 
В целом соответствует МСФО

 
Отсутствует формулировка этого принципа 

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Осмотрительность

 
Осмотрительность. Формулировка соответствует МСФО

 
Осмотрительность. Сформулировано и полностью совпадает с формулировкой Концепции

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Полнота

 
Полнота. Формулировка соответствует МСФО

 
Полнота. Сформулировано и соответствует формулировке Концепции

 
Полнота. Сформулирована как требование

 
Сопоставимость

 
Сопоставимость. Формулировка соответствует МСФО

 
Отсутствует формулировка этого принципа. Можно предположить в качестве аналога допущение последовательности применения учетной политики

 
Сопоставимость. Сформулирована как требование

 
III Ограничения уместности и  надежности информации

 
Своевременность

 
Своевременность. Формулировка соответствует МСФО

 
Требование своевременности. Как требование, а не как ограничение уместности и надежности

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Баланс между выгодами и затратами

 
Баланс между выгодами и затратами. Формулировка соответствует МСФО 2

 
Требование рациональности. Возможный аналог принципов 2, 3 МСФО, но формулировка требования в ПБУ 1/08 не раскрывает понятия «рациональность», поэтому факт соответствия МСФО нельзя утверждать наверняка

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Баланс между качественными характеристиками

 
Баланс между требованиями. Формулировка соответствует МСФО

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
Отсутствует формулировка этого принципа

 
IV. Достоверное и объективное  представление

 
Обеспечивается выполнением вышеназванных принципов

 
Формулировка отсутствует

 
Формулировка отсутствует

 
Декларировано. Сформулировано как выполнение нормативных актов. Не соответствует МСФО


 
   Вывод: поэтому для отечественной практики рекомендован единственный рациональный способ применения МФСО – это гармонизация отечественных и международных информационных потоков в рамках учетно-налоговой системы, предполагающая постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленная на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе работы выяснила, что учетная политика - это ряд процедур и методов бухгалтерского учета, выбранных и последовательно применяемых организацией, считающей, что именно данные процедуры и методы наилучшим образом, соответствуют условиям деятельности и требованиям полного представления результатов и финансового положения. А назначение же учетной политики состоит в том, чтобы четко объяснить пользователям бухгалтерской и налоговой отчетности, на основании каких конкретных правил сформирована отчетность организации. Организационные аспекты очень важны, т.к. без них невозможно формирование полноценной учетной политики.

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:

  • определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
  • выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
  • выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
  • идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
  • отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;
  • оформление избранной учетной политики.

 

Каждый из перечисленных этапов является составной частью единого целого, поэтому упущений не допускается.

 

Нельзя отрицать, что все большее количество организаций формируют свою учетную политику принимая во внимание Международные Стандарты Финансовой Отчетности. Я считаю, что это правильно, ибо данная стратегия значительно облегчает понимание во взаимодействии с иностранными организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Нормативные документы:

1.Федеральный  закон «О бухгалтерском учете»  от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ.

2.Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010) "Об утвер- ждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетно- сти в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598).

3.Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утвер- ждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность органи- зации" (ПБУ 4/99).

4.Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н (ред. от 05.10.2011) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).

5.Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Поло- жением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)").

6.Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)".

Дополнительная литература:

7.Богатая И. Н. Бухгалтерский финансовый учет 2011.

8.Брызгалин В. В. Учетная политика организаций на 2012 год / В. В. Брыз- га-лин, О. Новикова. – М.: Эксмо, 2012. – 192 с.

9.Ковалев С. Г., Малькова Т. Н. Международные стандарты финансовой отчетности в примерах и задачах. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 296 с.

Периодические издания:

10.Журнал «Бухгалтерский учет».-Электронный ресурс URL: http://www.buhgalt.ru.

11.Журнал «Консультант бухгалтера».- Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/about/software/

12.Журнал «Все для бухгалтера».- Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/about/software/

Интернет-ресурсы:

13.Официальный сайт Минфина России.- Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/about/software/

14. Официальный сайт Совета по международным стандартам: www.iasb.org

 

 

 

 

 

 

Приложение

Пример оформления приказа об учетной политике

 

ООО «ГАЗПРОМ»


г. Москва           01 января 2013 г.

Приказ №1

Об утверждении

«Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2013 год» и «Положения об учетной политике для целей налогового учета на 2013 год.»

Руководствуясь нормами:

-Налогового кодекса  Российской Федерации;

-ст.8 Федерального  закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском  учете»;

-п.8 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н в редакции от 11.03.2009 № 22н);

Информация о работе Принципы формирования учетной политики организации