Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 14:17, курсовая работа
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положение по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие и состав учетной политики……………………………………...5
2. Основные элементы учетной политики организации в целях бухгалтерского и налогового учета……………………………………………….….7
3. Сравнительная характеристика стандартов: ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» и МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»…………………………………………..….14
Заключение ………………………………………………………………….22
Список литературы ………………………………………………………….24
Таблица 1 - Особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения
Бухгалтерский учёт |
Налоговый учёт | |
Кто составляет приказ об учётной политике? |
Главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учёта |
Главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение налогового учёта |
Кто подписывает? |
Руководитель |
Руководитель |
Есть ли унифицированная форма об учётной политике? |
Нет, каждая организация разрабатывает самостоятельно |
Нет, каждая организация разрабатывает самостоятельно |
На какие подразделения распространяется приказ об учётной политике? |
Приказ руководителя об учётной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации, а также всеми филиалами, представительствами (включая выделенные на отдельный баланс) не зависимо от места нахождения |
Приказ руководителя об учётной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации |
Когда необходимо создать приказ об учётной политике? |
Вновь созданная организация оформляет учётную политику до первой публикации бухгалтерской отчётности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица. |
Утвердить новую учётную политику вновь созданная организация должна до окончания первого налогового периода. |
Можно ли вносить изменения в учётную политику? |
Да |
Да |
В каких случаях можно вносить изменения? |
1) Изменения Законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту; 2) Разработка организацией новых способов ведения бухучёта. Применение нового способа ведения бухучёта предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухучёте и отчётности или меньшую трудоёмкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации; 3) Существенное изменение условий хозяйствования, которое может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п. Не считается изменением учётной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учёта фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации . |
Изменение порядка учёта отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учёта. В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учётной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. |
С какого числа применяется приказ об учётной политике? |
Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные при формировании учётной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом её утверждения руководителем организации |
Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные при формировании учётной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом её утверждения руководителем организации. Решение о внесении изменений в учётную политику для целей налогообложения принимается с момента вступления в силу норм законодательства. |
Какие разделы рекомендовано включать в приказ об учётной политике? |
|
Вывод: можно отметить, что «стандартного набора вариантов» элементов учетной политики, оптимального для каждого налогоплательщика, не существует. Во многих случаях выбор метода, позволяющего сэкономить на налогах, влечет за собой усложнение ведения учета- необходимости ведения раздельного бухгалтерского и налогового учетов. Следует учитывать, что на формирование учетной политики в целях налогообложения может оказывать влияние целый ряд факторов, к которым могут быть отнесены:
Таким образом, «оптимальная» учетная политика для конкретной организации может быть составлена после проведения анализа ее деятельности, постановки перспективных задач и целей, решение которых может быть достигнуто разрабатываемым документом, а также в результате рассмотрения каждого из возможных способов (методов) учета применительно к данной организации.
Принципы
составления финансовой отчетности в
соответствии с МСФО подразделяются на
2 группы: основополагающие допущения
и качественные характеристики финансовой
отчетности. Основополагающие допущения
состоят из двух базовых принципов – учета
по методу начисления и непрерывности
деятельности предприятия. Таким образом,
в соответствии с МСФО учет доходов и расходов
ведется по принципу начислений, а российские
положения (стандарты) бухгалтерского
учета (РПБУ) требуют применения и метода
начисления, и кассового метода. Тем самым
РПБУ «разрывают» экономическую связь
между затратами и доходами, что существенно
снижает качество отчетов о прибылях и
убытках.
Таблица 2 – Сравнительный
анализ соответствия допущений РСБУ положениям
МСФО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обобщая
итоги сопоставительного анализа принципов
составления бухгалтерской (финансовой)
отчетности по отечественным стандартам
и в соответствии с общепризнанным нормам
и принципам, можно сделать следующие
выводы:
1. Структура
и содержание принципов составления бухгалтерской
отчетности в Концепции в большинстве
случаев совпадают с МСФО.
2. В ряде случаев
между составом и содержанием принципов
в Концепции имеются следующие расхождения:
а). В основных допущениях при организации
бухгалтерского учета в Концепции бухгалтерского
учета содержатся два дополнительных
по сравнению с МСФО принципа; в требованиях
к информации, формируемой в бухгалтерском
учете, напротив, не содержится утверждаемого
в МСФО принципа понятности; не сформулировано
в Концепции в отличие от МСФО понятие
достоверного и объективного представления
финансовой отчетности;
б). В ряде принципов Концепции бухгалтерского
учета, являющихся аналогами принципов
МСФО, имеются различия в трактовке (например,
в раскрытии принципов непрерывности
деятельности предприятия, преобладания
сущности над формой и нейтральности);
в). В МСФО все принципы раскрываются более
подробно, чем в Концепции бухгалтерского
учета, содержат много примеров – в Концепции
приводятся в основном лишь краткие формулировки.
Сопоставление
принципов бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации и по МСФО представлено
в таблице 3.
Рациональное
сближение российской системы учета и
международных стандартов, использование
международного опыта бухгалтерского
учета позволят усовершенствовать российскую
учетную практику. Полная замена российских
правил учета и отчетности на МСФО невозможна
в связи с имеющимися национальными особенностями
системы бухгалтерского учета.
Таблица 3 – Сопоставление
принципов бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации и по МСФО
|
|
|
| |||
| ||||||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
| ||||||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
| ||||||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
| ||||||
|
|
|
|
Вывод: поэтому для отечественной практики
рекомендован единственный рациональный
способ применения МФСО – это гармонизация
отечественных и международных информационных
потоков в рамках учетно-налоговой системы,
предполагающая постепенное совершенствование
российских правил учета и отчетности,
направленная на формирование финансовой
информации высокого качества в соответствии
с требованиями международных стандартов.
Заключение
В процессе работы выяснила, что учетная политика - это ряд процедур и методов бухгалтерского учета, выбранных и последовательно применяемых организацией, считающей, что именно данные процедуры и методы наилучшим образом, соответствуют условиям деятельности и требованиям полного представления результатов и финансового положения. А назначение же учетной политики состоит в том, чтобы четко объяснить пользователям бухгалтерской и налоговой отчетности, на основании каких конкретных правил сформирована отчетность организации. Организационные аспекты очень важны, т.к. без них невозможно формирование полноценной учетной политики.
Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:
Каждый из перечисленных этапов является составной частью единого целого, поэтому упущений не допускается.
Нельзя отрицать, что все большее количество организаций формируют свою учетную политику принимая во внимание Международные Стандарты Финансовой Отчетности. Я считаю, что это правильно, ибо данная стратегия значительно облегчает понимание во взаимодействии с иностранными организациями.
Список литературы
Нормативные документы:
1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ.
2.Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010) "Об утвер- ждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетно- сти в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598).
3.Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утвер- ждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность органи- зации" (ПБУ 4/99).
4.Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н (ред. от 05.10.2011) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).
5.Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Поло- жением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)").
6.Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)".
Дополнительная литература:
7.Богатая И. Н. Бухгалтерский финансовый учет 2011.
8.Брызгалин В. В. Учетная политика организаций на 2012 год / В. В. Брыз- га-лин, О. Новикова. – М.: Эксмо, 2012. – 192 с.
9.Ковалев С. Г., Малькова Т. Н. Международные стандарты финансовой отчетности в примерах и задачах. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 296 с.
Периодические издания:
10.Журнал «Бухгалтерский учет».-Электронный ресурс URL: http://www.buhgalt.ru.
11.Журнал «Консультант
бухгалтера».- Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/
12.Журнал «Все для
бухгалтера».- Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/
Интернет-ресурсы:
13.Официальный сайт
Минфина России.- Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/
14. Официальный сайт Совета по международным стандартам: www.iasb.org
Приложение
Пример оформления приказа об учетной политике
ООО «ГАЗПРОМ»
г. Москва 01 января 2013 г.
Приказ №1
Об утверждении
«Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2013 год» и «Положения об учетной политике для целей налогового учета на 2013 год.»
Руководствуясь нормами:
-Налогового кодекса Российской Федерации;
-ст.8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
-п.8 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н в редакции от 11.03.2009 № 22н);
Информация о работе Принципы формирования учетной политики организации