Принципы разработки внутренних стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Внутренний стандарт аудиторской организации – это документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита

Файлы: 1 файл

1.docx

— 37.65 Кб (Скачать файл)

 
Предложенная система базовых показателей учитывает особенности деятельности страховых организаций, финансовые результаты ее деятельности, имущественное положение и источники формирования средств.  
 
Не останавливаясь на всех аспектах разработки программы аудита, выделим основные вопросы, которые должны быть включены в программу аудита страховых организаций: 

  •  
    аудит законности деятельности; 
  •  
    аудит договоров страхования и перестрахования, их соответствия правилам страхования и требованиям действующего законодательства; 
  •  
    аудит формирования и раскрытия, последовательности применения учетной политики; 
  •  
    проверка правильности учета страховых взносов и страховых выплат; 
  •  
    проверка обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах; 
  •  
    анализ рассмотрения дел в судах по претензиям страхователей; 
  •  
    аудит основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов; 
  •  
    аудит финансовых вложений; 
  •  
    аудит расходов страховой организации; 
  •  
    аудит денежных средств и прочих оборотных активов; 
  •  
    аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; 
  •  
    проверка правильности формирования страховых резервов; 
  •  
    проверка правильности осуществления расчетных операций; 
  •  
    проверка правильности формирования финансовых результатов; 
  •  
    проверка правильности составления годовой бухгалтерской отчетности; 
  •  
    проверка соблюдения нормативного соотношения активов и обязательств; 
  •  
    проверка соблюдения требований о максимальной ответственности по отдельному риску; 
  •  
    проверка соблюдения правил размещения страховых резервов. 

 
Каждый из перечисленных вопросов (или несколько взаимосвязанных вопросов) должны раскрываться в отдельной программе проверки. При аудите страховых операций основными объектами проверки являются страховые премии (взносы), страховые выплаты и страховые резервы.  
 
При проверке законности отражения в учете страховых премий (взносов) аудитору необходимо обратить внимание на соответствие заключенных договоров требованиям законодательных актов в области страхования, правилам страхования и видам страхования, на которые получена лицензия страховой организации. Особое внимание следует уделить договорам по смешанным видам страхования. Целесообразно проанализировать (сопоставить) сроки действия договоров страхования с записями в Журнале регистрации договоров страхования, соответствие сроков поступления страховых премий (взносов) срокам действия договора страхования. Кроме того, большое значение имеет оформление самих договоров, наличие в них обязательных реквизитов и данных о страхователе, объекте страхования и др.  
 
Программа проверки страховых премий

 

 
Перечень вопросов, подлежащих проверке

 
Источники информации

 
1

 
Проверка наличия и правильности ведения Журнала регистрации договоров страхования

 
Журнал регистрации договоров страхования

 
2

 
Проверка законности отражения в составе доходов страховой организации страховых премий (взносов)

 
Лицензия на осуществление страховой деятельности. Правила страхования; договора страхования. Журнал регистрации договоров страхования

 
3

 
Проверка правильности определения момента признания в учете страховых премий (взносов)

 
Договоры страхования. Журнал регистрации договоров. 

 
4

 
Проверка правильности применения тарифных ставок и начисления страховых премий

 
Правила страхования; тарифы; договоры страхования; 

 
5

 
Проверка законности расторжения договора страхования и обоснованности возврата страховых премий (взносов)

 
Договоры страхования. Журнал регистрации договоров; деловая переписка

 
6

 
Проверка полноты отражения в учете и отчетности страховых премий (взносов)

 
Журнал регистрации договоров. Главная книга. Отчет и прибылях и убытках

 
7

 
Проверка организации учета расчетов со страховыми агентами, полноту и своевременности оприходования в кассу страховых премий (взносов), принятых у населения

 
Журнал учета бланков строгой отчетности; отчеты страховых агентов, документы к счету 50

 
8

 
Организация учета и хранения бланков строгой отчетности

 
Журнал учета бланков строгой отчетности, приказы, акты


 
Признание в бухгалтерском учете страховых премий (взносов) производится в момент, когда возникает право страховой организации на получение от страхователя страховой премии (взноса), вытекающее из конкретного договора страхования или подтвержденное иным образом (например, выставление счета на уплату страхователем страхового взноса).  
 
Аудитору необходимо проанализировать, позволят ли используемые в договорах страхования формулировки однозначно определить момент вступления его в силу и соответственно момент возникновения права страховщика на получение страховой премии. Возможность признания в бухгалтерском учете страховой премии несколькими платежами относится только к долгосрочным договорам страхования жизни. В случае если условиями договоров по видам иным, чем страхование жизни, предусмотрена уплата страховой премии несколькими платежами (рассрочка), то в бухгалтерском учете начислению подлежит вся сумма страховой премии, причитающаяся к получению от страхователя.  
 
При проверке правильности применения тарифных ставок необходимо проанализировать обоснованность и правильность применения тарифов в зависимости от условий договора, от рисков принятых на страхования, от объема ответственности страховщика, от установленных скидок и льгот при их применении.  
 
Возможность досрочного расторжения и прекращения договора страхования должна быть определена договором и подтверждена документами (соглашениями, письмами и др.).  
 
Возврат страховых премий страхователю осуществляется в практике деятельности страховых организаций в основном по двум причинам:  
 
— при досрочном расторжении договора страхования в порядке, предусмотренном действующим законодательством и договором страхования;  
 
— после окончания срока действия договора страхования при безубыточном прохождении риска.  
 
При возврате страховых премий в Журнал учета договоров страхования должны вноситься соответствующие записи.  
 
При проверке организации расчетов со страховыми агентами по поступившим страховым премиям (взносам) необходимо проанализировать, установлены ли внутренними распорядительными документами порядок и сроки представления отчетов для страховых агентов, контролируется ли полнота и своевременность сдачи страховых премий в кассу страховой организации.  
 
Для учета поступивших страховых премий страховые организации используют бланки строгой отчетности, к которым, в частности, относятся страховые полисы и квитанций о приеме страховых взносов. Порядок хранения, оформления и использования бланков строгой отчетности, организация контроль за неиспользованными и недействительными (испорченными) бланками являются важными вопросами аудита. Следует обратить внимание на учет бланков строгой отчетности, который должен осуществляться не только в целом по организации, но и в разрезе подотчетных лиц — страховых агентов.  
 
Основными задачами аудита страховых выплат являются подтверждение обоснованности, своевременности и правильности их учета. При осуществлении аудиторских процедур необходимо помнить, что обоснованной признается выплата, если страховое событие попадает в период действия договора страхования (период ответственности страховщика) и соответствует страхуемым рискам. Особое внимание следует обратить на выплаты, которые по срокам близки или совпадают с датами начала и окончания действия договора. Можно проанализировать, имели ли место случаи страховых выплат ранее, чем поступление страховых премий, совпадают ли даты страхового события, указанные в заявлении страхователя, Журнале регистрации убытков и первичных документах, подтверждающих страховое событие.  
 
Аудитору необходимо проанализировать действующую в страховой организации систему регистрации и экспертизы страховых событий. Обоснованность страховой выплаты должна быть подтверждена документами, составленными компетентными органами, например, гидрометеослужбы, ГИБДД, следственных органов и т.п. Необходимо проверить правильность составления страхового акта, а также соблюдение страховщиком установленных сроков его составления и запроса документов, необходимых для решения вопроса о страховой выплате.  
 
При проверке размера страхового возмещения проверяется правильность расчета и размер возмещения, страховая сумма по договору; соответствие размера страховых выплат по аналогичным страховым событиям, произведенным в определенный период времени.  
 
Программа проверки страховых выплат

 

 
Перечень вопросов, подлежащих проверке

 
Источники информации

 
1

 
Проверка наличия и ведения Журнала учета убытков

 
Журнал учета убытков, договора страхования

 
2

 
Проверка попадания страхового случая в период действия договора страхования

 
Журнал учета убытков, договора страхования

 
3

 
Проверка своевременности и обоснованности заявления страхователя о страховом случае

 
Журнал учета убытков, договора страхования, первичные документы, подтверждающие страховое событие

 
4

 
Проверка величины (суммы) выплаты страхового возмещения (обеспечения)

 
Договора страхования, расчеты суммы страховых выплат

 
5

 
Проверка организации аналитического учета страховых выплат по отчетным периодам

 
Договора страхования, расчеты страховых резервов и др.

 
6

 
Проверка возврата страховых премий (взносов) и выкупных сумм

 
Договоры страхования, деловая переписка.


 
Аудитору необходимо проверить правильность отражения в бухгалтерском учете страховых выплат, по периодам их осуществления. Это позволяет проверить правильность формирования и использования (высвобождения) страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни.  
 
Аналитический учет страховых выплат оценивается по следующим признакам (отчетным периодам):  
 
1) по страховым случаям (событиям) периода, предшествующего отчетному, о которых заявлено в предшествующем периоде. На данную сумму происходит высвобождение резерва заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ), сформированного в предыдущие отчетные периоды. Высвобождение данного резерва происходит также на расходы, связанные с урегулированием данного убытка и отраженные на соответствующем субсчете балансового счета 26 "Общехозяйственные расходы";  
 
2) по страховым случаям (событиям) периода, предшествующего отчетному, о которых заявлено в отчетном периоде. На данную сумму происходит высвобождение резерва произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ), сформированного в предыдущие отчетные периоды;  
 
3) по страховым случаям (событиям) отчетного периода. При проверке операций по возврату страховых премий (взносов) и выкупных сумм следует учесть, что они могут осуществляться в следующих случаях:  
 
— досрочного прекращения или изменения условий (уменьшение страховой суммы и т.д.) договора страхования, сострахования, относящегося к виду страхования иному, чем страхование жизни;  
 
— при досрочном прекращении или изменении условий (уменьшение страховой суммы и т.д.) договоров страхования жизни, в случаях, предусмотренных условиями этих договоров;  
 
— в случаях досрочного прекращения договора страхования (основного) или договора перестрахования.  
 
Вопросы аудита страховых резервов относятся к наиболее сложным вопросам проверки деятельности страховых организаций, требуют особого внимания при планировании и сборе аудиторских доказательств.  
 
Задачами аудита страховых резервов являются: проверка наличия и соблюдения правил формирования страховых резервов; проверка правильности формирования страховых резервов (по видам страхования и видам резервов); проверка правильности и полноты отражения в учете страховых резервов; проверка обоснованности использования страховых резервов.  
 
При разработке программы проверки страховых резервов можно использовать Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 25 от 22.04.2004 года. На основании Методических рекомендаций аудиторам целесообразно подготовить программу по следующим вопросам: 

  1.  
    проверка обоснованности формирования страховых резервов; 
  2.  
    проверка обоснованности формирования резервов по страхованию жизни; 
  3.  
    проверка обоснованности формирования резерва незаработанной премии; 
  4.  
    проверка обоснованности формирования резерва произошедших, но незаявленных убытков; 
  5.  
    проверка обоснованности формирования резерва заявленных, но неурегулированных убытков; 
  6.  
    проверка обоснованности формирования резерва выравнивания убытков; 
  7.  
    проверка обоснованности формирования стабилизационного резерва. 

 
Конкретный перечень вопросов зависит от видов страхования, осуществляемых страховой организацией и видов страховых резервов, формируемых в соответствии с действующими нормативными документами.  
 
Страховые резервы должны формироваться на основании методических рекомендаций, разрабатываемых Федеральной службой надзора за страховой деятельностью или (если это допускают документы) по правилам, разработанным страховой организацией и согласованным в установленном порядке с органами надзора.  
 
Программа проверки обоснованности формирования страховых резервов

 
№ п/п

 
Перечень вопросов, подлежащих проверке

 
Источник получения доказательств

 
1

 
Наличие у страховщика документов, на основании которых формируются резервы.

 
Лицензия на право проведения страховой деятельности. Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни. Учетная политика организации

 
2

 
Применение страховщиком методов формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, отличных от методов, установленных Правилами формирования страховых резервов

 
Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни.

 
3

 
Изменение страховщиком методов формирования страховых резервов по страхованию жизни

 
Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни

 
4

 
Последовательность применения выбранного метода расчета страховых резервов в течение отчетного периода.

 
Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни Учетная политика организации 

Информация о работе Принципы разработки внутренних стандартов