Принципы управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности управленческого учёта. Для этого поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть предмет и принципы управленческого учёта
- Изучить приёмы и способы управленческого учёта
- Классифицировать системы управленческого учёта

Файлы: 1 файл

предмет метод и принцип бухгалтерского учета.docx

— 41.75 Кб (Скачать файл)

Автономная система - обособленное создание систематического и проблемного учета. Связь между финансовым и управленческим учетом осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.

По оперативности затрат системы разделяют: на систему учета фактических (прошлых, исторических) затрат и систему учета стандартных (нормированных) затрат. Оперативность затрат -- один из критериев действенности системы, ориентированной на увеличение эффективности.

Система учета фактических (прошлых) затрат состоит в формировании информации для расчета себестоимости реализованной продукции и прибыли, для определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой продукции конкретного наименования.

Система учета стандартных затрат включает: разработку стандартов на затраты по приобретению и использованию материалов, основных фондов, на затраты труда, накладных расходов; составление калькуляций себестоимости по нормативным затратам и учет фактических затрат с выделением отклонений от нормативов и смет.

В мировой практике такая система называется «стандарт-кост». Она ориентирована на оперативность контроля за ходом формирования себестоимости и при возникшей необходимости регулирование ее процесса.

Полнота включения затрат в себестоимость - один из признаков классификации систем учета, применяемый в практике. Существует система учета полных затрат и система учета частичных затрат - две системы, отвечающие в управленческом учете различным целям.

Система учета полных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости. Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределяемые между объектами калькулирования пропорционально какой-либо базе).

Под системой частичных затрат понимается подход, когда производится подбор отдельных элементов затрат, которые носят прямой характер и включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Затраты при этой системе зависят от объемов производства и потому их называют переменными. Калькуляция ограниченных затрат включает только производственные расходы, связанные с выпуском калькулируемого продукта.

Часть затрат, которые носят косвенный характер, имеет отношение ко всей продукции. Такого рода затраты возмещаются из общей суммы выручки. В зарубежной практике этот вариант учета называется «директ-костинг».

Управленческий учет характеризуется:

- отсутствием стандартизации - способы  и формы ведения управленческого  учета не ограничены нормативным  регулированием; формы представления  отчетных данных могут быть  любыми; применяемые термины могут  использоваться в различных смыслах, удобных для внутренних целей;

- конфиденциальностью - информация  управленческого учета предназначена  исключительно для внутреннего  потребления;

- плановым характером - управленческий  учет призван давать прогнозы  по различным аспектам деятельности  организации (объему реализации, эксплуатационным  расходам, расходам на персонал  и пр.);

- измерением показателей как  в денежном, так и в натурально-вещественном  выражении, например, измерение количества  производственных запасов в штуках, погонных метрах, тоннах и т.п. Подобное измерение применяется  и в аналитическом учете;

- актуальностью предоставленной  информации (за счет использования  приблизительных оценок, неполного  набора данных). Оперативная отчетность  составляется на основе данных  оперативного учета и содержит  сведения по основным показателям  за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, декаду и пр. Эти данные используются для  оперативного контроля и управления  процессами производства и реализации  продукции;

индивидуальной периодичностью отчетов;

расширенным составом объектов учета - в качестве объектов могут выступать отдельные изделия, виды деятельности, центры ответственности.

В заключение следует отметить, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение целей управления.

Помимо методов бухгалтерского учета управленческий учет использует совокупность методов статистики, экономического анализа, а также экономико-математические методы.

Глава 3. Законодательные акты РФ, регламентирующие управленческий учёт

Основные нормативные документы, регламентирующие управленческий учет, разработаны применительно к бухгалтерскому учету. Это в некоторой степени подтверждает методологическую взаимосвязь управленческого и бухгалтерского учета, которая основывается на единстве применяемых принципах и методах учета. Вместе с тем многие положения нормативных документов можно использовать и в управленческом учете. Например, первичные документы в управленческом учете целесообразно состав-лять в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете»; от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ положения по бухгалтерскому учету также целесообразно отнести к управленческому учету, хотя они для него не обязательны (в отличие от бухгалтерского учета).

Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета и отчетности, их содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. 

К законодательным нормативным документам также относятся: Гражданский кодекс РФ, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ); «Обакционерных обществах» от 26. 12. 1995 г. №208-ФЗ, Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06. 03. 1998 г. № 283.

Так как в настоящее время происходят весьма существенные перемены в финансовом учете, связанные с переходом России на международные стандарты финансового учета, то следует обратить внимание на положения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, которая была утверждена приказом Минфина от 1 июля 2004 г. №80. Концепция, разработанная по решению Правительства РФ, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Концепция раскрывает такие положения, касающиеся учета и отчетности, как:

- необходимость дальнейшего развития  бухгалтерского учета и отчетности;

- цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;

- необходимость повышения качества  информации, формируемой в бухгалтерском  учете и отчетности;

- создание инфраструктуры применения  МСФО;

- изменение системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности;

- подготовка и повышение качества  квалификации кадров;

- а также основные этапы развития  бухгалтерского учета и отчетности  в среднесрочной перспективе.

В п. 2. 1. Концепции говорится об управленческой отчетности. «Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе е тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основывается на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность. Главная задача в области финансовой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта Использования ее в управлении хозяйствующим субъектом».

Второй уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином РФ согласно государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и отчетности в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Учетные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности, и рассматривают отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. В настоящее время в российской Федерации разработано и утверждено 17 Положений по бухгалтерскому учету и отчетности. К числу ПБУ, которые регулируют не только финансовый, но и управленческий учет, можно отнести:

- Положение по бухгалтерскому  учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н;

- Положение по бухгалтерскому  учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г.;

- Положение по бухгалтерскому  учету «Учетная политика» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина  РФ от 9 декабря 1998 г.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы учета в России. План счетов -- документ общего порядка, который является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. Утвердил новый План счетов, .который введен в действие с 1 января 2001 г.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Документы данного уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 13 января 2000 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» или Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Четвертый уровень включает в себя приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Например, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации. Документы этого уровня определяют особенности организации и ведения учета и отчетности в нем.

На основе нормативных документов служба управленческого учета разрабатывает рабочие документы, в их числе:

- приказ по учетной политике;

- формы первичных документов  и учетных регистров;

- графики документооборота;

- план счетов управленческого учёта;

- формы внутренней отчетности.

 

 

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. Введена и действие с 1 января 1995г. Часть 2. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995г. Введена в действие с 1 марта 1996г.

2. Кодекс об административных  правонарушениях РФ от 2002 г № 195-ФЗ (с изм. от 22.06.2007)

3. Конституция РФ, принята всенародным  голосованием 12.12.1993

4. План счетов бухгалтерского  учёта финансово-хозяйственной деятельности  организации и Инструкция по  его применению, утверждённые приказом  Минфина России от 31.10.2000 № 94н, в  редакции от 18.09.2006 №115н.

5. Положение по бухгалтерскому  учёту «Бухгалтерская отчётность  организации» ПБУ 4/99. Утверждено  приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н (в ред. от 18.09.2006 № 115н)

6. Положение по бухгалтерскому  учёту «События после отчётной  даты» ПБУ 7/98. Утверждено приказом  Минфина РФ от 25 ноября 1998 года  № 56н

7. Положение по бухгалтерскому  учёту «Условные факты хозяйственной  деятельности» ПБУ 8/01. Утверждено  приказом Минфина РФ от 28 ноября 2001 года № 96н (в ред. от 18.09.2006 № 116н).

8. Положение по бухгалтерскому  учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина  РФ от 6 мая 1999 года № 32н (в ред. от 27.11.2006 № 116н.)

9. Положение по бухгалтерскому  учёту «Расходы организации»  ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина  РФ от 6 мая 1999 года № 33н (в ред. от 27.11.2006 № 156н)

10. Положение по бухгалтерскому  учёту «Информация по прекращаемой  деятельности» ПБУ 16/02. Утверждено  приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 года № 66н (в ред. от 18.09.2006 №116н)

11. Положение по бухгалтерскому  учёту «Учёт займов и кредитов  и затрат по их обслуживанию»  ПБУ 15/01. Утверждено приказом Минфина  РФ от 2 августа 2001 года № 60н (в  ред. от 27.11.2006 №155н)

12. Положение по бухгалтерскому  учёту «Учёт материально-производственных  запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом  Минфина РФ от 9 июня 2001 года № 44н (в ред. от 27.11.2006 № 156н)

13. Положение по бухгалтерскому  учёту «Учёт нематериальных активов»  ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Минфина  РФ от 16 октября 2000 года № 91н (в  ред. от 27.11.2006 № 155н)

Информация о работе Принципы управленческого учета