Проблемы и перспективы сдачи квалификационного экзамена на получение единого аттестата аудитора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:19, статья

Описание работы

В настоящее время лидерство компаний на рынке аудиторских и консалтинговых услуг обеспечивается, в первую очередь, за счет профессионализма аудиторов. Профессиональное образование персонала в аудите поддерживается на законодательном уровне, поэтому со временем претерпевает определенные изменения. Так, с 1.01.2011 г. введен новый порядок аттестации аудиторов, вступили в силу части первая - восьмая ст. 11 Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» о выдаче единого квалификационного аттестата аудитора.

Файлы: 1 файл

Аудит статья.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

Проблемы и  перспективы сдачи квалификационного  экзамена на получение единого аттестата  аудитора

Оскольская О.И.

 

                                                                             

В настоящее время  лидерство компаний на рынке аудиторских  и консалтинговых услуг обеспечивается, в первую очередь, за счет профессионализма аудиторов. Профессиональное образование персонала в аудите поддерживается на законодательном уровне, поэтому со временем претерпевает определенные изменения.

Так,  с 1.01.2011 г. введен новый порядок аттестации аудиторов, вступили в силу части первая - восьмая ст. 11 Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» о выдаче единого квалификационного аттестата аудитора.

Рассмотрим вступившие в силу изменения, особенности программы квалификационного экзамена и требования к претенденту.

В течение первых 20 лет становления  и развития профессии аудитора в  России специалист, желающий заниматься аудиторской деятельностью, должен был сдать квалификационный экзамен  на получение квалификационного аттестата аудитора по одной из четырех областей экономической деятельности: общеэкономическая деятельность; деятельность кредитных и банковских организаций; деятельность страховых организаций; деятельность финансовых организаций и организаций, работающих с ценными бумагами. В каждой из перечисленных областей имеются объективные особенности, которые обусловливают специфику проведения аудита в них. Если специалист хотел проводить аудит в другой экономической области, то он должен был заново сдавать квалификационный экзамен на получение аттестата аудитора во вновь выбранной экономической области. Поэтому до последнего времени в России были аудиторы, обладающие аттестатами двух-трех типов.

В международной практике существует иной порядок. Квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора претендент сдает один раз. Соответствующий опыт по проведению квалификационного экзамена на единый квалификационный аттестат обобщен Международной организацией бухгалтеров (IFAC) и представлен в Международных стандартах профессионального образования бухгалтеров (IFS). Наибольшее внимание этому вопросу уделено в стандарте IES 8 «Образовательные требования для профессиональных аудиторов», который вступил в силу с 1.06.2008 г.

С 1.01.2011 г. Россия перешла на международные правила квалификационной аттестации аудиторов. Новый порядок аттестации аудиторов облегчает процедуру изменения отраслевой специализации аудитора, поскольку освобождает его от повторной сдачи сложного и трудоемкого квалификационного экзамена и тем самым делает профессию аудитора более мобильной.

В России подготовка аудиторов  осуществляется в настоящее время  по Временной     программе     квалификационных экзаменов на аттестат аудитора

(далее - Программа). Программа состоит из двух частей.

Первая часть содержит в своей основе совокупность фундаментальных для профессии аудитора знаний, которые дают фактическое право вести аудит во всех отраслях экономики, за исключением особых специфических отраслей.

Вторая часть - это  знания, связанные с особенностями аудита финансовой отчетности в специфических областях экономики.

Поскольку в соответствии со ст. 11 Закона № 307-ФЗ к квалификационному экзамену на получение единого аттестата аудитора допускается претендент, имеющий высшее образование независимо от специализации, возникает новый принципиальный вопрос - как довести начальный уровень образования претендента до того уровня, когда он сможет результативно изучать Программу квалификационного экзамена.

Дело в том, что согласно Программе знания в рассматриваемом контексте могут быть разделены на два блока. Первый блок - бухгалтерский учет и отчетность, аудит, финансы и их анализ. Второй блок - налогообложение, правовое регулирование хозяйственной и трудовой деятельности.

Овладеть знаниями первого  блока на том уровне, который необходим аудитору, без экономического образования любой специализации невозможно. И это не только российская проблема. В Международных стандартах образования профессиональных бухгалтеров и аудиторов, в соответствующих образовательных профессиональных программах США отмечается, что для доведения начального высшего образования до уровня, который позволяет изучить и овладеть знаниями квалификационных экзаменов, необходим дополнительный срок предквалификационной подготовки.

Подготовка лиц, готовящихся к экзамену на квалификационный аттестат аудитора, по своему содержанию и формам проведения должна проходить в три этапа. На первом этапе начальный уровень высшего образования претендента приводится в соответствие с Программой. Форму и продолжительность обучения претендент может выбрать самостоятельно. На втором этапе претендент получает знания и навыки в соответствии с Программой. Обучение может осуществляться в специализированных учебных заведениях (УМЦ). На третьем этапе претендент овладевает знаниями и навыками по дисциплине «Профессиональные ценности, этика и профессиональные отношения».

К сожалению, даже тщательная подготовка к прохождению квалификационного экзамена зачастую не дает ожидаемых результатов, что свидетельствует о сложности сдачи экзамена. Так, в январе 2011 г. удалось сдать квалификационный экзамен лишь 14% от общего числа претендентов, однако, в октябре процент сдавших экзамен увеличится и составил 22,6%.

Достаточно высокой  остается и плата за прием квалификационного экзамена, которая установлена в размере тридцати тысяч рублей,  из которых десять тысяч уплачиваются  за тестирование и двадцать тысяч –  за письменный экзамен. Претенденты, не сдавшие тестирование, теряют десять тысяч рублей. Если на письменном экзамене будет получена отрицательная оценка, то в следующий раз за экзамен придется снова платить тридцать тысяч рублей, а поскольку получить  единый   аттестат с первой попытки удастся немногим, то

дорогостоимость сдачи  является одной из насущных проблем.

Согласно приказу АНО  «Единая аттестационная комиссия» № 15н от 25.11.2010 г., с 2011 г. аудиторам, имеющим действительные квалификационные аттестаты  выданные до 1.01.2011 г., необходимо пройти квалификационный экзамен, сдаваемый в упрощенном порядке на получение нового, единого аттестата.

В качестве подготовки к сдаче квалификационного  экзамена в упрощенном порядке, аудиторы, как правило, посещают курсы подготовки, проводимые на базе УМЦ. Тематика предоставляемых курсов включает в себя основные аспекты программы квалификационного экзамена, продолжительность каждого такого курса составляет примерно 40 часов, а стоимость – двадцать тысяч рублей.

Что касается результатов сдачи  квалификационного экзамена, проводимого  в упрощенном порядке, то по итогам всех экзаменов, прошедших до 27.10.2011 г. включительно, экзамен сдали 35,2% претендентов. Стоимость такого экзамена  в три раза ниже стоимости  квалификационного экзамена для вновь аттестуемых аудиторов и составляет десять тысяч рублей, однако, это в пять раз выше стоимости, действовавшей до 2011 г. (две тысячи рублей).

По состоянию на начало октября 2011 г. в России насчитывалось 26566 аттестованных аудиторов - членов всех СРО аудиторов. И только 500 из них сдали упрощенный квалификационный экзамен, что составило около 1,9 % от общего количества аудиторов.

Таким образом, очевидно, что преобладающее большинство аудиторов к 1.01.2012 г. не успеет сдать упрощенный экзамен. Это будет означать, что в 2012 г. проведение обязательного аудита всех общественно значимых организаций окажется в масштабах всей России практически неосуществимым.

В настоящее время предполагается провести ряд мер по упрощению  сдачи квалификационного экзамена на получение единого аттестата  аудитора. В частности, перенести  дату вступления в силу нового аттестата на более поздний срок - 1 января 2014 г. вместо 2012 г.

СРО аудиторов считают необходимым  снизить порог сдачи экзаменов  для получения положительного результата со 104 баллов до 90 баллов, что соответствует  мировому опыту сдачи квалификационных экзаменов аудиторами (в частности, на получение аттестата ACCA DipIFR).

Кроме этого, ИПАР предлагает пересмотреть действующий порядок сдачи упрощенного  экзамена, и сделать его более  открытым. В частности, публиковать  хотя бы общую базу экзаменационных вопросов.

Вопрос о понижении платы  за квалификационный экзамен для  вновь аттестуемых аудиторов  так же решается, и ЕАК уже ведет  переговоры по изменению действующего порядка уплаты, предлагается отмена повторной оплаты ранее сданного тестирования.

Скорейшее решение перечисленных проблем позволит избежать негативных последствий, которые могут возникнуть из-за нехватки аудиторов, а так же в дальнейшем проводить обязательный аудит всех общественно значимых организаций в масштабах Российской Федерации.


Информация о работе Проблемы и перспективы сдачи квалификационного экзамена на получение единого аттестата аудитора