Проблемы, возникающие при внедрении ИС на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Некоторые проблемы, возникающие при внедрении системы, достаточно хорошо изучены, формализованы и имеют эффективные методологии решения. Заблаговременное изучение этих проблем и подготовка к ним значительно облегчают процесс внедрения и повышают эф-фективность дальнейшего использования системы. Основные проблемы и задачи, требующие особого внимания при их решении:

Файлы: 1 файл

ИТ курсовая.docx

— 37.05 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ  ВНЕДРЕНИИ ИС НА ПРЕДПРИЯТИИ

Некоторые проблемы, возникающие при  внедрении системы, достаточно хорошо изучены, формализованы и имеют  эффективные методологии решения. Заблаговременное изучение этих проблем  и подготовка к ним значительно  облегчают процесс внедрения  и повышают эф-фективность дальнейшего  использования системы. Основные проблемы и задачи, требующие особого внимания при их решении:

Отсутствие постановки задачи менеджмента  на предприятии. Этот пункт является наи-более значимым и сложным, т.к. является глобальным и включает в  себя не только методо-логии управления, но также философские и психологические  аспекты. Дело в том, что большинство  руководителей управляют своим  предприятием только исходя из своего опыта, своей интуиции, своего видения  и весьма неструктурированных данных о его состоянии и динамике. Как правило, если руководителя попросить  описать в каком-либо виде описать  структуру деятельности своего предприятия  или набор положений, исходя из которых, он принимает управленческие решения, дело достаточно быстро заходит в  тупик.

Грамотная постановка задач менеджмента  является важнейшим фактором, влияющим, как и на успех деятельности предприятия  в целом, так и на успех проекта  информатизации. На-пример, совершенно бесполезно заниматься внедрением автоматизированной системы бюджетирования, если само бюджетирование не поставлено на предприятии должным об-разом, как определенный последовательный процесс. Поэтому, первое, что необходимо сделать для того, чтобы проект внедрения АСУ оказался удачным - максимально формализовать все те контуры управления, которые планируете информатизировать. В большинстве случае, для осуществления этого не обойтись без привлечения профессиональных консультантов, т.к. затраты на консультантов просто не сопоставимы с убытками от проваленного проекта информатизации. Однако нужно не ошибиться в выборе консультантов… Но это уже отдельный сложный вопрос.

Необходимость в частичной реорганизация  структуры и деятельности предприятия. Прежде чем приступать к внедрению ИС на предприятии обычно необходимо произвести частичную реорганизацию его структуры и технологий ведения бизнеса. Поэтому, одним из важнейших этапов проекта внедрения, является полное и достоверное обследование пред-приятия во всех аспектах его деятельности. На основе заключения, полученного в результате обследования, строится вся дальнейшая схема построения ИС. Несомненно, можно информатизировать все, по принципу "как есть", однако, этого не следует делать по ряду причин. Дело в том, что в результате обследования обычно фиксируется большое количество мест возникновения необоснованных дополнительных затрат, а также противоречий в орга-низационной структуре, устранение которых позволило бы уменьшить производственные и логистические издержки, а также существенно сократить время исполнения различных эта-пов основных производственных процессов. Учитывая особенности управления и деятель-ности отечественных предприятий реорганизация может не являться реинжинирингом в его классическом (западном) понимании, с полной перестройкой всей внутрихозяйственной и коммерческой деятельности. Реорганизация в наших условиях может быть проведена в ряде локальных точек, где она объективно необходима, что не повлечет за собой ощутимый спад активности текущей коммерческой деятельности.

Внесение изменений в существующие технологии планирования, управления и контроляпроизводственными процессами. Одними из самых важных для руководителей предприятия особенностей ИС, являются модули управленческого учета и финансового контроллинга. Теперь каждое функциональное подразделение может быть определено как центр финансового учета, с соответствующим уровнем финансовой ответственности его руководителя. Это в свою очередь повышает ответственность каждого из таких руководителей, и предос-тавляет в руки высших менеджеров эффективный инструментарий для чёткого контроля ис-полнения отдельных планов и бюджетов.

Получение актуальной и достоверной  информации обо всех срезах деятельности пред-приятия, без временных задержек и излишних передаточных звеньев. При  использовании ИС информация подаётся руководителю в удобном виде "с  листа" при отсутствии человеческих факторов, которые могут предвзято  или субъективно трактовать информацию при пе-редаче. Однако некоторые  руководители еще не привыкли принимать  управленческие ре-шения по информации в чистом виде, если к ней не приложено  мнение человека, который ее доставил. Такой подход в принципе имеет  право на жизнь и при наличии  информацион-ной системы, однако часто  он негативно отражается на объективности  менеджмента.

Внесение существенных изменений  в управление производственными  процессами. Каждый документ, отображающий в информационном поле течение или завершение того или иного сквозного процесса, в интегрированной системе создается автоматически, на основании первичного документа, открывшего процесс. Сотрудники, ответственные за этот процесс лишь контролируют и, при необходимости, вносят изменения в позиции построенных системой документов.

Активное сопротивление персонала, которое является серьезным препятствием для консультантов и вполне способно сорвать или существенно затянуть проект внедрения. Это вы-звано несколькими  человеческими факторами: обыкновенным страхом перед нововведе-ниями, консерватизмом (например, кладовщику, проработавшему 30 лет с бумажной карто-текой, обычно психологически тяжело пересаживаться за компьютер), опасение потерять работу или утратить свою незаменимость, боязнь существенно увеличивающейся ответст-венности за свои действия. Руководители предприятия, принявшие решение о применении современных ИТ, в таких случаях  должны всячески содействовать ответственной  группе специалистов, проводящей внедрение  ИС, вести разъяснительную работу с кадрами, и, кроме того:

создать у сотрудников всех уровней  твёрдое ощущение неизбежности внедрения;

наделить руководителя проекта  внедрения достаточными полномочиями, поскольку сопротивление иногда (часто подсознательно, или в результате неоправданных амбиций) возникает  даже на уровне топ-менеджеров;

всегда подкреплять все организационные  решения по вопросам внедрения изданием соответствующих приказов и письменных распоряжений.

Временный рост нагрузки на сотрудников  предприятия на некоторых этапах проекта внедрения. Это связано с тем, что помимо выполнения обычных рабочих обязанностей, сотрудникам необходимо осваивать новые знания и технологии. Во время проведения опытной эксплуатации и при переходе к промышленной эксплуатации системы в течение некото-рого времени приходится вести дела, как в новой системе, так и продолжать ведение их традиционными способами. В связи с этим, отдельные этапы проекта внедрения системы могут затягиваться под предлогом того, что у сотрудников и так хватает срочной работы по прямому назначению, а освоение системы является второстепенным и отвлекающим занятием.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕОБХОДИМОСТИ  ВНЕДРЕНИЯ ИС НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Замена существующих систем, не удовлетворяющих  требованиям современного производственного  процесса и управления предприятием

не масштабирующихся под задачи развивающегося предприятия,

фрагментированных и не позволяющих  сформировать консолидированную картину  деятельности предприятия

обеспечивающих неудовлетворительную скорость выполнения основных производственных и управленческих процессов

недостаточную оперативность получения  и обработки информации, необходимой  для принятия решений, создающих  серьезные трудности с логистикой и планированием деятельности предприятия  и др.

Необходимость расширения контактов (и их постоянной поддержки) с партнерами и клиентами.

Достижение желаемого уровня конкурентного  преимущества за счет снижения корпоративных  расходов и увеличении реальной прибыли  Снижение материально-производственных запасов (15%-35%) с одновременным ростом общей производительности

У руководства предприятия появляется возможность всестороннего анализа  и выработки стратегических решений, налаживаются более тесные отношения  с клиентами и поставщиками.

Внедрение системы предприятия, как  и любое серьезное преобразование, является сложным и зачастую болезненным  процессом. Как показывает опыт [3], одной  из причин неудачи внедрения ИС на предприятии является не столько  неверно выбранная ИТ, сколько  неадекватное управление предприятием. Внедрение ИС зачастую сопровождается ломкой существующих на предприятии  производственных и управленческих процессов. Приходиться подстраивать их под существующие рамки логики системы. Даже при том, что система  может являться достаточно гибкой, этого не избежать. Это может происходить  и оттого, что перед внедрением достаточно формально были описаны  проистекающие в организации  внутренние процессы.

Ключевым элементом успешности разработки и внедрения ИТ и ИС является правильное определение:

цели. Очень важно с самого начала определить точку зрения, на которую  будет ориентироваться группа разработчиков модели ИС, то есть, кто будет ее конечным потребителем. В большинстве случаев ответ на этот вопрос один: топ-руководство компании . Все попытки использования точек зрения главного бухгалтера, коммерческого директора, главного инженера и т.п. превращают модель промышленного предприятия в иную модель, например финансового института или торгового дома.

задач ИС в области обеспечения  требуемого уровня качества;

сочетания всех видов ресурсов: человеческих, финансовых, временных и пр.

степени готовности предприятия к  внедрению ИС, особенно с учетом такого фактора, как наличие персонала, подготовленного в области знания применяемых ИТ и опыта управления проектами

Если предприятие не имеет четко  сформулированной и документально  оформленной стратегии развития, в которой должны быть определены ее цели и задачи, то и наличие  вычислительной техники не поможет, поскольку нет основы для оценки эффективности ее использования. Если такая стратегия есть, то в ней  как составной элемент должна быть определена и ИТ-стратегия, поскольку  вычислительная техника служит одним  из базовых инструментов управления предприятием.

Под ИТ–стратегией понимается определение вклада, который должны внести ИТ в процесс производства товаров и услуг. Внимания здесь заслуживают главным образом три аспекта применяемых ИТ:

как функции обеспечения производственного  процесса, например в области коммуникаций или автоматизации производства, а также при генерации и  передаче управленческих знаний и информации для управления хозяйственными операциями;

как интегральной составной части  продукта;

как организационного инструмента  для создания виртуальных форм предприятия.

К ИТ-стратегии следует также  отнести определение того, кто  должен выполнять перечисленные  и другие функции. На первый план выдвигается  вопрос о координационном механизме  для отдельных видов ИТ услуг. Решение может быть найдено в  использовании специализированных ИТ-подразделений внутри предприятия  и его филиалов. Возможно и промежуточное  решение в виде создания стратегических альянсов между собственным подразделением и внешними партнерами. В двух последних  случаях предприятие теряет прямой контроль над своим ИТ потенциалом. Следует отметить, что подобные услуги могут быть эффективны только при  тесном сотрудничестве с их поставщиками.

Использование ИТ призвано нивелировать организационную сложность предприятия. Ранее это достигалось благодаря  возложению на компьютеры сложных вычислений и обработки документации в очень  больших объемах. Сейчас речь идет о  том, чтобы непрерывно усложняющиеся  горизонтальные и вертикальные модели взаимосвязей (структуры которых, в  свою очередь, постоянно меняются) совершенствовались с помощью новой коммуникационной технологии.



ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ, РЕШАЕМЫЕ ИТ И ИС

Наиболее эффективным средством, обеспечивающим качественный рост предприятия, является новая интегрированная ИС управления предприятием по всем областям производственной деятельности.

Главная задача внедрения ИС - повышение  эффективности работы предприятия . Наибольший эффект от внедрения КИС достигается при ее комплексном развертывании и максимальной заинтересованности руководства предприятия в успехе всего проекта. Успех от внедрения ИТ означает, что, начиная с некоторого момента времени, существенная часть информации, производимой новой ИТ, будет востребована и использована для удовлетворения информационных потребностей в управленческой деятельности конкретного предприятия.

РОЛЬ ИТ И ИС НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ  

 

Машиностроение 21-го века – это неразрывное  и равнозначное сочетание производственных и информационных технологий. В современном  мире развитие машиностроительных технологий определяется в первую очередь развитием  ИТ.

Необходимость внедрения современных  ИТ обусловлена особенностями нынешнего этапа развития производства, среди которых следует выделить:

постоянное совершенствование  качества продукции и услуг –  основной цели деятельности промышленного  предприятия;

обеспечения совмещенного проектирования основного объекта и компьютерной подготовки его производства;

повышение роли решений и инициативы каждого исполнителя;

ликвидация деления на производственные подразделения для организации  работы направленной на достижение конечных результатов в рамках конкретного  проекта.

Сегодня положение дел по внедрению  ИТ и ИС на промышленных предприятиях характеризуется крайней неопределенностью, которая связана:

С непрерывным увеличением объема технологических предложений, требующих  высоких инвестиций, и соответственно с усилением зависимости от внешних  услуг (например, от поставщиков программного обеспечения). Внутрипроизводственные инвестиции на нужды ИТ растут опережающими темпами по сравнению с другими  затратами предприятия. При этом высшее руководство предприятия  мало осведомлено об общих расходах в сфере ИТ. Так, например, компетентные решения руководства охватывают примерно лишь 5% соответствующих затрат.

С изменением роли ИТ в хозяйственной  деятельности многих предприятий. При  выполнении внутрипроизводственных процессов  функция ИТ перестала быть вспомогательной, превратившись в важнейшую составную часть продукта или производственных мощностей. Реализация же современных высокопроизводительных организационных проектов, например "виртуальных организаций" без жесткой привязки производственных участков к определенному месту, требует полного использования потенциала ИТ с помощью телекоммуникационных средств.



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ  НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Как известно, большинство решений  о целесообразности внедрения той  или иной ИТ принимаются в связи  с жесткой необходимостью в оперативной  и качественной управленческой информа  ции или по причине усиления конкурентной борьбы на рынке. В настоящее время  на территории СНГ разработано и  функционирует практически во всех отраслях значительное число автоматизированных систем различного назначения, являющихся основными составными элементами информационных техноло гий (ИТ) [36-42], поэтому в  необходимости информатизации и  компьютеризации производственных процессов практически никого не нужно убеждать. В то же время  на текущий мо мент нельзя говорить о большой эффективности этих технологий (исключение, возможно, составля ют ИТ в банковской сфере, космических  исследова ниях и некоторых силовых  ведомствах). Одной из основных причин этого является игнорирование в  той или иной мере организационных  и психологических аспектов при  внедрении ИТ.

У автора имеется определенный опыт в разработке и внедрении систем автоматизированного проектирования (САПР) и подготовке/переподготовке специалистов в области ИТ, что  позволяет сделать попытку определения  основных социально-психологических  проблем, препятствующих/замедляющих  процесс комплексной информатизации машиностроительных предприятий.

При подготовке данного материала  автором было проведено исследование состояния вопроса «Внедрение современных  ИТ и ИС на предприятиях машиностроительной отрасли», которая показала, что  практически вся имеющаяся информация в Internet посвящена финансово-экономическим и производственно-технологическим проблемам, и практически отсутствует анализ влияния субъективного фактора на успешность внедренческого процесса.

Для правильного понимания обсуждаемого вопроса, прежде всего, требуется обеспечить знания терминологии в данной предметной области:

Информационная среда - это совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах.

Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс овладения информацией для удовлетворения информационных потребностей. В понятии "информатизация " акцент делается на сущности и цели социально-технического прогресса, в котором компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации. Это более широкое понятие, чем " компьютеризация , т.к. при информатизации основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах деятельности.

Компьютеризация - развитие и внедрение технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. Понятие компьютеризация не адекватно понятию информатизации, т.к. наличие компьютеров, даже объединенных в корпоративную сеть, не означает наличия процесса информатизации данного предприятия или организации.

Процесс информатизации - процесс сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, в материальном смысле представляющий собой взаимодействие информационных технологий и телекоммуникаций (дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи).

Информационная технология ( ИТ ) — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Теория ИТ позволяет определить модели базовых информационных процессов, связанных с получением, сбором, передачей, обработкой, хранением, накоплением и представлением информации, а также определение основных моделей формализации и представления знаний. Основу современных ИТ составляют три технических достижения: появление новой среды накопления информации - магнитные и оптические диски; развитие современных средств связи, в том числе и спутниковых; постоянное совершенствование компьютеров и программного обеспечения для автоматизированной обработки и передачи информации в реальном масштабе времени.

Информационная система (ИС) – организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники, реализующих информационные процессы. Предметом потребления и средством достижения поставленных целей в ИС является информация. Практически все работы по созданию и развитию ИС направлены на формирование документальных информационных ресурсов и обеспечение доступа пользователей к ним.

Информационные ресурсы – вся накопленная информация об окружающей среде (зафиксированная на материальных носителях или в любой другой форме), обеспечивающие ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационные ресурсы могут быть представлены в виде отдельных документов или отдельных массивов документов, документов или массивов документов в ИС (библиотеки, архивы, БД, другие ИС).

Персонал – класс информационных ресурсов, включающий лиц (специалистов), которые владеют комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате профессиональной подготовки и опыта работы. Как носитель информационных ресурсов человек обладает особыми свойствами – он выступает одновременно как носитель, создатель, потребитель и интерпретатор информационных ресурсов. Информация, зафиксированная в памяти специалиста, является уникальным информационным ресурсом конкретного человека, реализуется только им и безвозвратно утрачивается одновременно с прекращением его деятельности в той или иной сфере.

Информационная культура — умение персонала целенаправленно работать с современными ИТ и использовать их для получения, обработки и передачи информации. Это характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей. Информационная культура является продуктом разнообразных способностей человека, проявляющаяся в :

конкретных навыках по использованию  технических устройств;

способности использовать в своей  деятельности новые ИТ, базовой составляющей которых являются многочисленные программные  продукты;

умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

владении основами аналитической  переработки информации;

умении работать с различной  информацией;

знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности .

Предприятие - социально-технологическая система, в котором выполняемые человеком действия являются набором действий, диктуемых его желаниями и его обязанностями. В такой системе выполняемые человеком действия - это суперпозиция действий, диктуемых его желаниями и его обязанностями. Это пространство, где разворачивается борьба (групповая или индивидуальная) за повышение экономического, профессионального или карьерного статуса на фоне некоторого производственного процесса.

Внедрение - процесс внесения определенных изменений в текущую деятельность предприятия, который затрагивает многие подразделения предприятия и их персонал. Среди персонала могут быть как люди, поддерживающие эти изменения, так и активные их противники. Кроме того, могут быть затронуты и интересы различных контрагентов предприятия.

Проект ( Project ) - уникальный комплекс взаимосвязанных и контролируемых работ, представляющих собой целенаправленную деятельность временного характера, предназначенную для создания уникального продукта или услуги, при определенных требованиях к срокам (даты начала и окончания), бюджету (затраты и ресурсы) и характеристикам ожидаемых результатов.

Управление проектом ( Project Management ) – методология, представляющая собой профессиональную творческую деятельность по руководству, организации, планированию, руководству, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении проектного цикла, направленную на эффективное достижение целей проекта. Реализация проекта происходит путем применения средств и искусства управления, а также системы современных методов, техники и технологий управления, направленных на достижение определенных в проекте результатов (по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству) в рамках организационной формы и осуществляемых в рыночных условиях в социальных системах. Управление проектом включает планирование, организацию, мониторинг и контроль всех аспектов проекта в ходе непрерывного процесса достижения его целей.

Участники проекта - физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта. Это основной элемент структуры проекта, которые обеспечивают реализацию его замысла. Участниками проекта могут быть от одной до нескольких десятков (иногда - сотен) организаций, каждая из которых имеет функции, степень участия в проекте и меру ответственности за его судьбу. Эти организации, в зависимости от выполняемых ими функций, принято объединять в совершенно конкретные группы (категории) участников проекта.

Заказчик - главный участник и будущий владелец и пользователь результатов проекта.

Руководитель проекта ( Project manager , менеджер проекта) - юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Это менеджер среднего звена, отвечающий за управление проектом и его успешную реализацию, взаимодействие с заказчиком, субподрядчиками и подразделениями предприятия, организацию подготовки и предоставление отчетности по проекту.

Команда проекта - основная структурная единица участников проекта, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Это специфическая организационная структура, являющаяся самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляющая управление процессом внедрения в рамках проекта.

Ключевой специалист — сотрудник, обладающий глубокими знаниями и опытом в определенной профессиональной области, применяемой в значительной доле (или большинстве), проектов компании. Без такого специалиста проект не может быть успешным. Примеры: специалист по конфигурированию и настройке серверов, ведущий инженер, консультант по подбору, менеджер клиентских проектов (например, проектов создания рекламы).

Компетенция — совокупность знаний, навыков и личностных качеств, позволяющая решать определенную задачу (или совокупность задач). Компетенции описываются в виде набора требований к знаниям, навыкам и качествам сотрудника для функции, должностной позиции или роли в проекте. Если профессиональные навыки, знания и личностные качества специалиста совпадают с требованиями к компетенции для определенной должности, или задачи, то соответствующая работа, при прочих благоприятных обстоятельствах, может выполняться таким специалистом качественно и эффективно.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНФЛИКТЫ, А  ТАКЖЕ СПОСОБЫ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ   

 

Даже идеальный подбор персонала  не избавляет от появления проблем  и возникновения конфликтов в  команде внедрения. Эти проблемы лежат прежде всего в области  снижения мотивации и личной заинтересованности и приводят к потере эффективности и качества работ.

Высшее руководство предприятия  должно декларировать высочайшую приоритетность проекта и заявить о полной поддержке команды проекта. Цели и задачи проекта в контексте  решения критически важных для предприятия  вопросов должны быть поставлены перед  группой внедрения достаточно четко.

Обсуждение текущих дел, анализ состояния проекта и обмен  мнениями между представителями  группы внедрения и координационного комитета должны проводиться на постоянной основе. Спорные вопросы и способы  решения конфликтных ситуаций должны обсуждаться полным составом группы внедрения, при необходимости —  на координационном совете. Каждый член группы представляет свое подразделение  и, следовательно, имеет собственное  видение проблем и методов  их решения. Единый порядок и нормы  взаимодействия должны вырабатываться с учетом этих различий в подходах.

Другой потенциальный источник конфликтных ситуаций — это приоритеты управления и оценка производительности. Объем нагрузки членов группы внедрения должен быть правильно оценен, и для выполняемых ими работ необходимо расставить приоритеты. Руководство и координационный комитет должны осознавать, что без выделения достаточных человеческих ресурсов, проведения полноценного обучения и организации стимулирования невозможно ожидать от членов группы внедрения адекватной отдачи.

Внедрение системы само по себе является чрезвычайно интересным и захватывающим  процессом, так как это привносит  новые позитивные изменения в  работу подразделений. Однако нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что процесс  внедрения является достаточно длительным и сопровождается повышенной эмоциональностью и стрессовыми ситуациями. На каждом предприятии есть энтузиасты, но вряд ли найдется много людей, которые  будут на протяжении года-двух постоянно  перерабатывать.

Как правило, члены группы внедрения  выполняют параллельно свои непосредственные обязанности на предприятии и  обязанности члена группы внедрения  в рамках проекта. В этой ситуации необходимо:

не поощрять в финансовом плане  членов группы внедрения за совмещение двух работ;

адекватно оценивать их вклад в  общее дело.

Быть членом группы внедрения очень  почетно, но отсутствие дополнительной компенсации, как правило, приводит к потере мотивации. Исторически  сложилось, что оценка действий сотрудника в основном зависит от того, насколько  успешно он работает на своем непосредственном рабочем месте. Если же будет построена  система учета вклада члена группы внедрения в проект, то это гарантирует, что он будет лучше осознавать собственную значимость, а также  предоставит ему дополнительные стимулы к повышению эффективности  выполняемых работ.

Вместе с тем моральное и  материальное поощрение группы внедрения  может стать источником других конфликтных  ситуаций, как в пределах группы, так и при взаимодействии с  другими подразделениями предприятия. Существует множество систем поощрений, которые можно использовать в целях повышения мотивации. Любая из них должна быть тщательно взвешена с позиции ее влияния на работу группы.


ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ РАБОТЫ С НОВЫМИ ИТ  

Ценность компьютерной программы - это понятие не абстрактное, она зависит от наличия людей, умеющих из этой программы извлекать пользу. В основном такие люди берутся из своих сотрудников, желательно прошедших курс обучения у специалистов (хотя, как показывает опыт, в основном пользователи являются самоучками). Поэтому одним из наиболее важных, если не самым важным, моментом перехода к работе в условиях внедрения ИТ является обучение персонала. Процесс перехода требует определенных временных и финансовых затрат, но зато будет значительный выигрыш в перспективе. Как показала практика, недостаточное обучение, или тем более его отсутствие приводит к существенным проблемам в производительности проектирования, что обходится намного дороже. Существуют данные, что соотношение стоимости первоначальных затрат на покупку против стоимости сопровождения составляет 31% против 69% [8].

Обычно затраты на обучение не маленькие, и даже очень не маленькие. Проектная  группа должна знать все концепции  программного продукта и взаимосвязь  между ними - только тогда она  успешно сможет вести проект. К  сожалению, на этом играют недобросовестные поставщики - если нет обученного персонала, то больше будут привлекаться специалисты  из консалтинговой фирмы.

Практически, при внедрении корпоративной  информационной системы происходит обучение новой парадигме работы. В нее входят новые взаимодействия, взаимоотношения, инструменты работы, обязанности - это и есть основные предметы обучения.

Конечно, проблемы обучения гораздо  шире простого знакомства с некоторыми теоретическими принципами управления производством и их реализацией  в конкретной программе. Обучение имеет несколько этапов:

знакомство, формирование ритуалов.

анкетирование.

снятие фобий.

создание мотиваций.

определение групп.

формирование программ.

проведение курсов.

подведение итогов. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

Автор данной работы не является ни социологом, ни психологом, а специалистом в  конкретной предметной области разработка и внедрение информационных технологий проектирования на машиностроительных предприятиях, то решение поставленных ниже задач может быть осуществлено только после соответствующего исследования социально-психологического климата  на каждом конкретном производстве с  учетом существующей организационной  структуры и структуры информационных потоков . 

При внедрении новых ИТ и ИС необходимо:

организовать обучение менеджеров высшего и среднего звена управления предприятием основам системного подхода  к разработке процесса внедрения  ИТ и в области управления проектами

перед осуществлением разработанного проекта внедрения четко и  полно формализовать его цели

определить методы и способы  стимулирования труда членов группы внедрения, а в последствии и  персонала, задействованного в ведении/использовании  созданной ИС

установить высокий приоритет  процесса внедрения системы, среди  остальных организационных и  коммерческих процессов

наделить высокими полномочиями руководителя проекта

создать среди всех сотрудников  предприятия атмосферу неотвратимости внедрения

определить и использовать такие  организационные меры, которые позволяют  повысить темп освоения новых ИТ.

При разработке проекта внедрения  и формирования проектной группы необходимо учитывать особенности  профессиональной деятельности, личностные особенности сотрудников, лидерство  и коммуникации в группах.

Для обеспечения качественного  и эффективного внедрения ИТ в  кратчайшие сроки необходимо провести соответствующие социолого-психологические  исследования на основе методов психодиагностики, анкетирования, анализа профессиональной деятельности (метод оценки требований и экспертная оценка профессионально  важных качеств) и социометрии, что  позволит заинтересовать во внедрении  ИС у служащих среднего и нижнего  звена .

Руководство высшего звена управления должно иметь внутреннее убеждение  и быть готовым к тому, что внедрение  новых ИТ приведен к изменению  организационной структуры предприятия.

Руководство предприятия помимо ведения  разъяснительной работы с уклоняющимися  от освоения новых ИТ сотрудниками необходимо повысить уровень мотивации сотрудников к освоению ИС.


Квалификация — степень развитости у специалиста определенных компетенций (в первую очередь — в части знаний и навыков). Чем выше квалификация, т.е. чем более компетентен сотрудник, тем более быстро и качественно выполняет он работу в рамках своих компетенций.



Информация о работе Проблемы, возникающие при внедрении ИС на предприятии