Проблемы взаимодействия финансово-контрольных и правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:27, реферат

Описание работы

Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектов Федерации. Очень строго стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

Содержание работы

Введение
1.Проблема взаимодействия финансово-контрольных и правоохранительных органов…………………………………………………………………………….4
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контроль и ревизия.docx

— 27.67 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Экономический факультет

 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

Реферат

по дисциплине «Контроль  и ревизия»

на тему: «Проблемы взаимодействия финансово-контрольных и правоохранительных органов»

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

группы Б-491

Щёлкина Марина Игоревна

Петрищева Ольга  Николаевна

 

 

 

Орел – 2013

 

Содержание:

Введение

1.Проблема взаимодействия  финансово-контрольных и правоохранительных  органов…………………………………………………………………………….4

Заключение

Список литературы

 

Введение

Экономическая политика государства  осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. Один из наиболее важных рычагов  управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном  этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально  новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности  и нового для финансового рынка  страны.

 Необходимость финансового  контроля, его сущность и значение  определяются Конституцией Российской  Федерации. В настоящее время,  когда Россия переживает период  становления рыночных отношений  и связанных с этим преобразований  всех государственных институтов, происходит процесс разграничения  полномочий между федеральной  властью и субъектов Федерации.  Очень строго стоит вопрос  о необходимости определения  задач и функций различных  контрольных органов исполнительной  и представительной власти. 

1.Проблемы взаимодействия финансово-контрольных и правохранительных органов.

Деятельность контрольно-ревизионных  органов регламентируется Положением о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных  органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством  внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок) (утв. приказом Минфина РФ, МВД РФ и  ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717).

Так, согласно названному Положению, контрольно-ревизионные органы Минфина  России и Генеральная прокуратура  РФ, МВД РФ, ФСБ РФ взаимодействуют  между собой на постоянной основе для повышения результатов по борьбе с преступностью в сфере  экономики по вопросам организации, проведения и реализации материалов ревизий, а также обмена информацией  по укреплению законности в области  финансовой, бюджетной и валютной политики России, разработки совместных методических рекомендаций, указаний при осуществлении контрольных функций, принятии совместных мер по единообразному применению финансового, бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации.[2]

В контрольно ревизионные  органы Минфина России входят:

1) департамент государственного  финансового контроля и аудита;

2) контрольно-ревизионные  управления Минфина России в  субъектах Российской Федерации.

Приоритетным направлением в деятельности контрольно-ревизионных  органов во взаимодействии с правоохранительными  органами является контроль за целевым  и рациональным использованием и  сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств (п. 2 названного Положения).[2]

Работники контрольно-ревизионных  органов при организации и  проведении ревизий руководствуются  действующим законодательством, приказами, инструкциями, нормативными правовыми  актами федеральных органов исполнительной власти.[1]

Можно выделить следующие  виды контрольных мероприятий при  проведении контрольно-ревизионной  работ: ревизия, проверка, предварительное  изучение документов при различных  основаниях их проведения — по инициативе контрольно-ревизионного органа, по требованию правоохранительных органов.

Постоянное взаимодействие правоохранительных и контрольно-ревизионных  органов осуществляется путем взаимного  информирования по фактам выявленных нарушений в сфере экономики, осуществления рабочих контактов  и оказания взаимопомощи по проводимым ревизиям (проверкам), а также путем  создания в субъектах Федерации  межведомственных рабочих групп  на постоянной основе, главной задачей  которых является оперативное рассмотрение всех вопросов совместных действий (п. 6 Положения).[2]

По требованию должностного лица правоохранительного органа контрольно-ревизионный  орган проводит проверку правомерности  использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 7 Положения).[2]

Контрольно-ревизионные  органы по требованию правоохранительных органов участвуют в предварительном  изучении изъятых документов проверяемой  организации при подготовке решений  о проведении ревизии (п. 9 Положения).

Контрольно-ревизионные  органы рассматривают требования правоохранительных органов и проводят ревизии по этим обращениям в порядке очередности  их поступления. При возникновении  необходимости проведения внеочередной ревизии правоохранительными органами контрольно-ревизионный орган совместно с правоохранительным органом, по заданию которого уже проводится ревизия, решают вопрос о необходимости ее проведения, что оформляется совместным решением (п. 11 Положения).[2]

В случае обнаружения нарушений  в ведении бухгалтерского учета  в ревизуемой организации руководство  контрольно-ревизионного органа вправе принять и направить в правоохранительный орган материалы для принятия мер к должностным лицам, ответственным  за ведение бухгалтерского учета, а  также мотивированное решение о  приостановлении проведения ревизии  до полного восстановления бухгалтерского учета.[2]

Контрольно-ревизионный  орган при необходимости и  по согласованию с правоохранительным органом имеет право проводить  встречные проверки на предприятиях и в организациях, осуществляющих взаимные расчеты с ревизуемой организацией. Правоохранительные органы должны оказывать содействие в организации таких проверок, предоставляя необходимую информацию о местонахождении предприятий и организаций, организуя взаимодействие с проверяющим в месте их проведения.

Правоохранительный орган  оказывает содействие в получении  объяснений от должностных и материально  ответственных лиц.

Правоохранительный орган  вправе обратиться в контрольно-ревизионный  орган с просьбой о замене ревизоров, участвующих в проверке, при наличии  достаточных оснований.[1]

Результаты ревизии оформляются  актом.

Акты ревизий, проводимых по инициативе контрольно-ревизионного органа, в которых выявлены факты  правонарушений в сфере экономики, передаются в правоохранительный орган в 10-дневный срок после завершения их оформления.

Правоохранительный орган  при получении материалов по результатам  проведенных ревизий должен рассмотреть  их и при наличии оснований  осуществляет действия, предусмотренные  УПК РФ, а также информирует  контрольно-ревизионный орган о  принятых мерах.[3]

Как говорилось выше, по окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии – документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, руководителем и главным бухгалтером проверявшихся объединения, предприятия, организации или учреждения. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии.[3]

На основе акта ревизии  принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к  возмещению причиненного материального  ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.[3]

Должностные лица, по вине которых  допущены нарушения, о которых говорится  в акте ревизии, могут быть привлечены к уголовной, материальной или дисциплинарной ответственности.[1]

В случае необходимости в  ходе ревизии составляется промежуточный  акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения  уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии, о чем делается соответствующая запись в акте ревизии.

Акты ревизий, проведенных  в порядке ведомственного контроля, представляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов  Федерации и местным финансовым органам по их требованию.[3]

Действенность проводимого  финансового контроля во многом определяется не только правильным и точным выбором  определенного метода контроля, но и эффективностью взаимодействия различных  контрольных органов, что является важным и непременным условием успешной борьбы с правонарушениями в сфере  финансов.

Выявление доходов, сокрытых от налогообложения,– важнейший  аспект борьбы с преступностью в  сфере экономики, поскольку налоговые  преступления теснейшим образом  связаны с различными экономическими, должностными и другими правонарушениями. Пресечение сокрытия доходов от налогов  позволяет сократить ту финансовую базу, на которой возникают и функционируют  экономическая, а также организованная преступность и коррупция. Решение  поставленной задачи зависит от успешного  взаимодействия налоговых органов, налоговой полиции и органов  внутренних дел.

Среди выработанных практикой  методов подобного взаимодействия можно назвать следующие:

– обмен оперативной информацией  о нарушениях налогового законодательства;

– проведение совместных финансовых проверок на предприятиях и в организациях, в том числе документальных и  фактических ревизий, обследований по поводу выявления сокрытых от налогообложения доходов или их уменьшения с той же целью;

– оказание налоговым инспекциям помощи в изъятии документации, опечатывании самих проверяемых объектов (складов, киосков и т. п.);

– установление с помощью  органов внутренних дел местонахождения  юридических лиц или граждан, скрывающихся от налогообложения; –  организация профилактической работы среди юридических и физических лиц по предупреждению правонарушений в данной сфере;

 – оказание технической  помощи налоговым органам; 

– проведение совместных проверок по сохранности денежных сумм и материальных средств на проверяемых объектах;

– анализ процесса уплаты налогов  в бюджет различными субъектами, что  дает возможность для сравнения  финансовой деятельности аналогичных  предприятий, а следовательно, и сравнения сумм уплачиваемых налогов в бюджет и т. п.[3]

В последнее время особенно остро стоит вопрос о целевом  использовании бюджетных средств  различными хозяйствующими субъектами. В целях организации и осуществления контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также определения эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, контроля за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации и других кредитных организациях в январе 1995г. была создана, как отмечалось ранее, Счетная палата Российской Федерации. Законодательно предусмотрено взаимодействие Счетной палаты с другими контрольными органами Российской Федерации, которые обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе – негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.[1]

В соответствии с п. 11 Положения  о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 27 августа 1993г.1, органы казначейства осуществляют контрольные функции  во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и  банками; передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная  ответственность.

Особая роль отводится  взаимодействию правоохранительных органов  с Министерством финансов Российской Федерации, как главным органом  в системе финансовых исполнительных органов государства, а также  с Государственным таможенным комитетом  Российской Федерации в сфере  осуществления внешнеэкономической  деятельности.

Информация о работе Проблемы взаимодействия финансово-контрольных и правоохранительных органов