В период с 1991 по 1993 г. был издан
ряд законодательных актов и
нормативных документов, устанавливающих
обязательный аудит для компаний
с иностранными инвестициями, страховых
обществ и инвестиционных фондов.
Следует также отметить, что в
1992 г. норма об обязательном аудите
получила отражение в Положении
о бухгалтерском учете и отчетности
в Российской Федерации (утверждено
приказом Минфина России от 20 марта
1992 г. № 10). Достоверность публикуемой
отчетности (она стала открытой для
заинтересованных пользователей) требовалось
подтверждать независимой аудиторской
организации.
Указанные документы очертили сферу
деятельности аудиторских компаний,
сформировали спрос на аудиторские
услуги. В России появилось множество
отечественных и зарубежных аудиторских
фирм, причем не только в Москве и
Санкт-Петербурге, но и в других городах.
К концу 1991 г. их было около 800. В то
же время права, обязанности и
ответственность аудиторов оставались
неопределенными, не было единых правил
их лицензирования и аттестации, не
предусматривались санкции для
аудиторов и аудиторских фирм,
допускающих ошибки, просчеты и небрежность
в работе. Потребность в регулировании
новой профессии, т. е. определении
ее статуса и разработке стандартов,
стала очевидной. Нужно отметить,
что первые шаги по нормативному определению
аудиторской деятельности были сделаны
еще в советский период, но они
не имели успеха. Федеральный закон
«Об аудиторской деятельности»
был принят лишь в 2001 г. (№ 119-ФЗ от 7 августа
2001 г.). Установленная им система
регулирования аудиторской деятельности
допускает создание аккредитованных
профессиональных аудиторских объединений:
саморегулируемых объединений аудиторов,
индивидуальных аудиторов и аудиторских
организаций. Их цель – обеспечивать
условия аудиторской деятельности
и защищать интересы своих членов.
Одно из первых современных общественных
объединений аудиторов было создано
по инициативе компании «Руфаудит». Им
стала Российская коллегия аудиторов
(РКА). Учредительное собрание Коллегии
состоялось 17 июня 1992 г. В нем приняли
участие представители аудиторских
фирм из 46 городов России. Был избран
Совет РКА, куда вошли представители
17 компаний из числа учредителей
Коллегии. Председателем Совета стал
Алексей Лепольдович Руф. Президентом
РКА собрание избрало Александра
Леопольдовича Руфа.
В настоящее время РКА является
саморегулируемым аудиторским объединением,
аккредитованным при Минфине
России.
В конце 90-х годов XX в. получило развитие
сотрудничество Российской коллегии аудиторов
с профессиональными объединениями аудиторов
стран СНГ. В 1997 г. РКА передала им свои
аудиторские стандарты в виде «Рекомендаций
по составлению национальных стандартов
аудита». В дальнейшем они были использованы
при разработке национальных стандартов
аудиторской деятельности Украины, Белоруссии,
Казахстана, Киргизии, Армении, Грузии,
Азербайджана и Узбекистана. Продолжением
этой работы стало создание Международной
региональной федерации бухгалтеров и
аудиторов «Евразия» (МРФБА «Евразия»).
Собрание Организационного комитета нового
международного объединения состоялось
19 марта 1999 г. в Исполнительной дирекции
РКА. Через три месяца в Киеве было созвано
Учредительное собрание и первая Генеральная
ассамблея МРФБА. Приоритетным направлением
в деятельности Федерации стала всесторонняя
поддержка национальных организаций бухгалтеров
и аудиторов и содействие им. В настоящее
время МРФБА «Евразия» объединяет 17 профессиональных
организаций бухгалтеров и аудиторов
из девяти стран СНГ.
Еще одно объединение аудиторов
– аудиторская палата России (АПР)
– было основано в январе 1995 г. По уставу
АПР является саморегулируемой некоммерческой
организацией, объединяющей индивидуальных
аудиторов, аудиторские организации и
иные организации и специалистов, содействующих
развитию аудита и аудиторских услуг.
Она является одним из аккредитованных
при Минфине России профессиональных
аудиторских объединений.
В 2000 г. к действующим аудиторским
объединениям присоединилось некоммерческое
партнерство «Институт профессиональных
аудиторов (ИПАР)». Институт профессиональных
аудиторов аккредитован при Минфине
России как одно из саморегулируемых
аудиторских объединений.
Профессиональные
аудиторские организации и их
роль в регулировании аудиторской деятельности
Профессиональным регулированием
аудиторской деятельности в развитых
странах занимаются профессиональные
институты (например, в Великобритании
– АССА (Ассоциация присяжных сертифицированных
бухгалтеров Великобритании), ICAS (Институт
присяжных бухгалтеров Шотландии),
ICAEW (Ассоциация присяжных бухгалтеров
Англии и Уэльса) и др., в США ДАЛ (Американская ассоциация бухгалтеров),
AICPA (Американский институт дипломированных
общественных бухгалтеров), о которых
говорилось ранее. Они выполняют все функции
по обучению присяжных бухгалтеров, некоторые
из которых позже становятся аудиторами,
приему профессиональных экзаменов и
выдаче аттестатов присяжных бухгалтеров,
периодическому повышению квалификации,
контролю за качественным выполнением
работ по проверке, разработке кодексов
этического поведения присяжных бухгалтеров
и т. д.
Институт профессиональных
аудиторов (ИПАР) создан как российское профессиональное
саморегулируемое аудиторское объединение
«Некоммерческое партнерство «Институт
профессиональных аудиторов». Учредителями
ИПАР являются 36 компаний из 16 городов
России.
Деятельность ИПАР координируется
Минфином России (федеральным органом,
регулирующим аудиторскую деятельность).
Эта координация не предполагает
управление делами Института, а лишь
ограничивается надзором за соблюдением
законов государства и устава
самого Института.
Организационная структура ИПАР, созданная
членами-учредителями, позволяет Институту
при небольшом аппарате проводить
масштабную работу по различным вопросам,
входящим в компетенцию созданных
комитетов и комиссий. Институт принимает
участие в мероприятиях, связанных
с помощью членам ИПАР в организации
работ по обязательному аудиту государственных
унитарных предприятий, работе по проекту
Закона «Об аудиторской деятельности»,
разработке процедур саморегулирования,
включая программы распространения
стандартов и контроль качества аудиторских
услуг.
Институт функционирует на следующих
принципах:
- репрезентативность;
- особый статус;
- контроль качества работы членов Института;
- контроль на государственном уровне;
- обязательность персонального членства в ИПАР практикующих (лицензированных) аудиторов, лиц, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов, а также аудиторских компаний;
- самофинансирование;
- функциональная организационная структура;
- региональный принцип построения;
- открытость для общественного надзора;
- участие в формировании единого поля саморегулирования в России.
В связи с одобрением Концепции
дальнейшего развития ИПАР его стратегической
целью стало превращение ИПАР
в эффективный инструмент сотрудничества
членов ИПАР и государства в защите
общественных интересов:
- позиционирование ИПАР как структуры, сконцентрировавшей качественный аудит.
- позиционирование членов ИПАР, как столичных, так и региональных, в качестве лидеров рынка.
Для реализации этих целей ставятся
следующие задачи:
- повышения жесткости критериев вступления в ИПАР;
- повышения уровня требований к членам ИПАР;
- усиление контроля за деятельностью контролеров качества;
- реформа и укрепление организационной структуры ИПАР.
Аудиторская палата России. Некоммерческое партнерство «Аудиторская
палата России» является некоммерческой
профессиональной саморегулируемой организацией,
объединяющей аудиторские организации
и аудиторов.
Цели создания Палаты:
- защита законных интересов своих членов;
- создание условий для увеличения конкурентоспособности своих членов путем регулярного повышения квалификации и внешнего контроля со стороны Палаты за соблюдением ими нормативной правовой базы аудита и требований профессиональной этики;
- разрешение конфликтов и споров, возникающих в процессе аудиторской деятельности.
Для достижения своих целей Палата
осуществляет следующие функции:
- разрабатывает и устанавливает требования к членству в Палате, в том числе требования к вступлению и исключению из нее;
- привлекает к ответственности членов Палаты за нарушение требований законодательства Российской Федерации, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, Кодекса этики аудиторов России, внутренних стандартов Палаты и ее Устава;
- способствует разрешению профессиональных споров, возникающих между членами Палаты, а также между членами Палаты и третьими лицами;
- осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в Палату в форме отчетов в установленном порядке;
- оказывает содействие в защите законных интересов членов Палаты в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и судебными органами;
- содействует профессиональному обучению лиц, желающих пройти аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности;
- формирует систему повышения квалификации членов Палаты, организует и контролирует ее работу;
- устанавливает обязательные для своих членов внутренние стандарты аудиторской деятельности и правила профессиональной этики, а также разрабатывает методические материалы по применению федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, определенных в качестве внутренних стандартов Палаты;
- проводит систематический внешний контроль качества аудиторской деятельности и соблюдения требований профессиональной этики, а также осуществляет проверку обоснованности поступающих жалоб на качество аудита и сопутствующих аудиту услуг, оказанных членами Палаты; применяет по итогам проведенных проверок установленные Уставом меры воздействия к допустившим нарушения членам Палаты;
- взаимодействует с российскими и международными объединениями аудиторов и аудиторских организаций, их потенциальными клиентами, устанавливает и развивает деловые связи с ними;
- участвует в разработке и обсуждении проектов законов и нормативных актов федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных программ по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью, бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью;
- организует проведение конференций и семинаров по проблемам, связанным с развитием аудиторской деятельности и повышением качества аудиторских проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг; формирует информационные и учебно-методические материалы по вопросам, отвечающим целям деятельности Палаты; организует выпуск литературы и периодических изданий по аудиторской деятельности; организует проведение общероссийских конкурсов аудиторов и установление рейтингов аудиторских организаций;
- осуществляет иные функции, определенные законодательством Российской Федерации и (или) Уставом.
Аудиторская палата России – единственное
в Российской Федерации профессиональное
аудиторское объединение, которое
ежегодно проводит открытый для всех
аудиторов страны конкурс «Лучший
аудитор России».
Московская аудиторская
палата (МоАП)) создана в сентябре 1992 г. в целях содействия
развитию и совершенствования аудиторской
деятельности, увеличения профессионального
потенциала аудиторских кадров, представления
и защиты прав и законных интересов аудиторских
организаций и аудиторов, работающих самостоятельно,
прежде всего своих членов.
Основные задачи Палаты:
- содействие развитию профессионального аудита и повышению уровня профессиональной подготовки аудиторов;
- разработка единой политики деятельности аудиторов и аудиторских организаций;
- обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности;
- координация взаимодействия между аудиторскими организациями, их объединениями и учебными заведениями, занимающимися подготовкой аудиторских кадров;
- повышение престижа профессии аудитора.
Основные функции Палаты:
- изучение, обобщение и распространение прогрессивного опыта аудиторской деятельности, участие в разработке стратегии развития аудита в Российской Федерации;
- взаимодействие с аудиторскими организациями и некоммерческими объединениями, аудиторами и специалистами, учебными заведениями, как российскими, так и зарубежными;
- разработка предложений по развитию и совершенствованию бухгалтерского, налогового законодательства, правового регулирования аудиторской деятельности;
- осуществление независимых экспертиз проектов нормативных актов в области аудита;
- осуществление независимых экспертиз обоснованности и законности применения налоговыми органами к хозяйствующим субъектам различного рода санкций;
- издание справочников, информационных и учебно-методических материалов по вопросам, входящим в компетенцию Палаты;
- оказание членам Палаты правовой, организационной и иной консультационной помощи в рамках уставной деятельности;
- установление профессиональных и этических правил и норм аудиторской деятельности своих членов и контроль их соблюдения членами Палаты в установленном Палатой порядке;
- содействие осуществлению профессиональной подготовки и повышению квалификации аудиторов;
- организация различных форм обучения аудиторов, участие в разработке учебных планов и программ обучения аудиторов, а также программ проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора;
- ведение Реестра аудиторов и аудиторских организаций – членов Палаты;
- разработка методических материалов для осуществления аудиторской деятельности и стандартов аудиторской деятельности;
- представление законных интересов своих членов в государственных, общественных и иных органах, содействие урегулированию имущественных споров между аудиторскими организациями и их клиентами по их просьбе;
- организация и проведение конференций и семинаров по вопросам налогового законодательства и аудиторской деятельности;
- установление и развитие деловых связей и контактов с зарубежными аудиторскими организациями, участие в работе международных организаций;
- осуществление иной деятельности, в том числе внешнеэкономической, направленной на реализацию уставных задач Палаты и не противоречащей действующему законодательству.