Программное обеспечение аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:16, доклад

Описание работы

В аудиторской деятельности используются следующие группы программ:
офисные программы;
справочно-правовые системы;
бухгалтерские программы;
программы финансового анализа;
специальное программное обеспечение аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

В аудиторской деятельности используются следующие группы программ.docx

— 32.93 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим специальное  программное обеспечение (ПО) аудиторской  деятельности. Его можно разделить на две группы:

ПО аудита, принадлежащее компаниям-разработчикам;

ПО аудита массового тиражирования.

Примером ПО аудита, принадлежащего компаниям-разработчикам, является ПО таких известных аудиторских фирм, как Ernst & Young и DeloitteTouche Tohmatsu International.

Фирма Ernst & Young разработала ряд программных продуктов: EY/AWS, EY/BPP, RiskWeb. EY/AWS (Ernst & Young Auditor's WorkStation) - комплекс программных инструментов, который облегчает важные стороны аудиторского процесса: управление проектом, организацию аудиторских доказательств, сбор и анализ данных, доступ к знаниям, поддержку связи аудиторских команд, находящихся на больших расстояниях друг от друга и в разных часовых поясах.

EY/ BPP (Ernst & Young Business Process Profiler) - программный инструмент, воплощающий подход компании Ernst & Young к оценке аудиторского риска и планированию внутреннего аудита. EY/BPP осуществляет документирование аудиторских бизнес-процессов, оценку рисков, их контроль и анализ, разработку аудиторских планов. EY/BPP упрощает подготовку графических и текстовых отчетов. Мультипользовательские возможности EY/BPP облегчают коллективное использование информации членами аудиторских команд.

RiskWeb представляет собой инструментальный комплекс (платформу) для управления, мониторинга и оповещения аудиторских рисков.

Аудиторская фирма Deloitte Touche Tohmatsu International в сотрудничестве с компанией Microsoft и другими ведущими производителями ПО разработала Audit System/2 - второе поколение аудиторского ПО.

Audit System/2 - это комплекс аудиторских приложений, базовый инструментальный комплекс (платформа), поддерживающий все этапы аудиторского процесса - планирование, выполнение и отчетность. Программный продукт сочетает в себе возможности текстового, табличного редакторов и программы для составления оборотно-сальдовой ведомости. Он позволяет осуществлять комплексную подготовку рабочей документации и отчетности, а также проведение консолидации. В состав Audit System/2 входит одно из ключевых приложений - Smart AuditSupport (интеллектуальные аудиторские средства обеспечения). Smart Audit Support оказывает аудитору помощь в процессе оценки риска и разработки аудиторского плана, усиливая индивидуальный профессиональный опыт аудитора, а также поддерживает целостность, совместимость информации и динамически модифицирует процесс планирования аудита.

К ПО аудита массового тиражирования относятся программы "Эффект Аудитор" (компании "ГАРАНТ Интернэшнл" и "Метроном Аудит", Санкт-Петербург), "Ассистент аудитора" "Ассистент внутреннего аудитора" (ЗАО "Аудиторская фирма "Сервис-Аудит"", Москва), "Помощник аудитора" (фирмы "ДИЦ" и "Гольдберг Аудит", Москва), "ЭкспрессАудит: ПРОФ" (консалтинговая группа "ТЕРМИКА", Москва и аудитор Н.П. Барышников).

Программный продукт "Эффект Аудитор", разработанный в марте 1998 года, предназначен для использования  на всех стадиях аудиторской проверки, начиная с планирования аудита и  заканчивая написанием аудиторского заключения.

Актуализация информации, используемой в работе, осуществляется двумя путями: обновлением правовой базы и добавлением и обновлением  методических материалов. Информационное наполнение программы "Эффект Аудитор" включает в себя правила и стандарты, внутрифирменные нормативы, методики и тестовые бланки аудиторской деятельности; шаблоны аудиторского заключения, его  аналитической части, договоров  и писем; справочную информацию Аудиторской  палаты Санкт-Петербурга; расчет уровня существенности; аудит финансового  состояния клиента.

"Ассистент аудитора" - профессиональная информационно-справочная  система, интегрированная в СПС  "Кодекс"; предназначена для  аудиторских фирм, частнопрактикующих аудиторов, а также фирм и предприятий, стремящихся повысить эффективность работы служб внутреннего аудита и финансово-экономических служб.

"Ассистент аудитора" позволяет систематизировать выполнение  практически всех аудиторских  процедур - от предварительного изучения  клиента и до оформления аудиторского  заключения, сформировать рабочие  документы, необходимые для проведения  аудита, обеспечить пользователя  справочным материалом по широкому  кругу вопросов бухгалтерского  учета, налогообложения и финансового  анализа. Эти свойства также  позволяют осуществлять эффективный  контроль качества аудиторских  проверок.

"Ассистент аудитора" состоит из четырех основных  тематических разделов, являющихся  условно независимыми.

  1. Раздел "Планы и программы аудита" содержит бланки документов, формируемые до подписания договора на проведение аудита; образцы договоров на различные виды аудиторских услуг; бланки и образцы документов, формируемых на этапе планирования аудиторской проверки и составления программы аудита; методические материалы, которые могут использоваться для разработки внутрифирменных стандартов аудиторской фирмы. Анкеты-вопросники, входящие в этот раздел, помогут службе внутреннего аудита или финансово-экономической службе предприятия провести тестирование системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета.
  2. Раздел "Рабочие документы аудитора" содержит анкеты-вопросники по различным участкам бухгалтерского учета, используемые как аудиторами в выполнении аудиторских процедур, так и специалистами финансово-экономических служб в тестировании отдельных разделов бухгалтерского учета на предприятии; методические материалы для подготовки и оформления аудиторского заключения по итогам аудиторской проверки.
  3. Раздел "Консультант аудитора" содержит справочные таблицы по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, финансового анализа деятельности предприятий; нормативы, ставки, индексы, используемые для расчетов показателей отдельных хозяйственных операций, сумм налогов, оформленные в виде таблиц.

4. Раздел "Основные нормативные  документы" имеет справочный  характер и включает основные  законодательные и нормативные  ведомственные акты, регулирующие  аудиторскую деятельность и порядок  ведения бухгалтерского учета.

Информационно-справочная система "Ассистент внутреннего аудитора", также интегрированная в СПС "Кодекс", состоит из четырех основных разделов, которые в свою очередь подразделяются на более конкретизированные подразделы.

  1. Специфика работы службы внутреннего аудита по отраслям - аренда, гостиничный бизнес, производство, газовая промышленность, нефтяная промышленность, текстильная промышленность, химическая промышленность, цветная металлургия, черная металлургия, шерстяная промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт, туризм, услуги.
  2. Служба внутреннего аудита. Раздел содержит материалы, связанные с деятельностью службы внутреннего аудита, - должностные инструкции, задачи, функции и принципы деятельности, права и обязанности работников службы внутреннего аудита, права и обязанности администрации проверяемого филиала, сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита, структура службы внутреннего аудита.
  3. Анализ возможных направлений работы службы внутреннего аудита и его проведение. Раздел содержит анализ хозяйственной деятельности и прогнозирование; ведение (сопровождение) бухгалтерского учета службой внутреннего аудита и составление отчетности; восстановление бухгалтерского учета службой внутреннего аудита; информационное обеспечение; консультирование и разработку вопросов службой внутреннего аудита (договора, акты, консультационные карты); оценку и экспертизу имущества и обязательств; проведение проверки службой внутреннего аудита.
  4. Консультант внутреннего аудитора. Раздел содержит справочно-нормативную информацию и консультации по основным вопросам внутреннего аудита.

"Помощник аудитора" (московские фирмы "ДИЦ" и  "Гольдберг Аудит") - это первая  в отечественной практике комплексная  программа общего аудита для  аудиторских фирм. Она обеспечивает  автоматизацию ввода и обработки  информации на всех этапах  проведения общего аудита, реализует  переход к стандартизации всех  направлений аудиторской деятельности.

Программа предназначена  в первую очередь для средних  и небольших аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов. Данный продукт предлагает оригинальную методику проведения аудита и содержит набор  документов, тестов и процедур, используемых при общем аудите, соответствующих  действующим аудиторским стандартам. Процедуры аудита реализуются с  помощью специально разработанных  текстовых, расчетных бланков, бланков-тестов, бланков-процедур, а также итоговых документов, позволяющих автоматически  формировать заключения по разделам аудита.

Программный комплекс "ЭкспрессАудит: ПРОФ" создан разработчиками консалтинговой группы "ТЕРМИКА" (Москва) и известным практикующим аудитором Н.П. Барышниковым. Последний является автором оригинальной методики проведения общего аудита с помощью приведенных вопросов и ответов (их более двух тысяч), а также документов, используемых при общем аудите и соответствующих действующим аудиторским стандартам.

Комплекс "ЭкспрессАудит: ПРОФ" представляет собой систему автоматизации деятельности аудиторской фирмы и предназначен для решения полного цикла задач по проведению аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий и организаций от этапа подготовки и планирования аудита до этапа формирования аудиторского заключения. Комплекс состоит из двух частей:

  • центр планирования и проведения аудита (ЦППА);
  • мобильное рабочее место аудитора (МРМА).

Функции ЦППА следующие: подготовка и планирование аудита; разработка программы аудита; распределение  объектов аудита по исполнителям; выгрузка персональных заданий исполнителям на миниатюрный носитель данных (USB-Drive) для проведения аудита на выезде; сбор, систематизация и обработка результатов аудиторской проверки; генерация отчетной документации в формате редактора Microsoft Word; хранение результатов аудиторских проверок.

К функциям МРМА относятся: загрузка персональной программы проверки по выделенным объектам аудита; проведение аудита по выделенным объектам аудита в соответствии с персональной программой проверки; систематизация и обработка  результатов аудиторской проверки в рамках выделенных объектов аудита; хранение результатов проверки; передача результатов проведенной проверки объектов аудита в ЦППА.

Таким образом, в программном  комплексе автоматизированы и стандартизированы  основные базовые функции аудита: проведение аудиторских процедур при ответах на специально разработанные вопросы и составление итоговых документов, позволяющих формировать заключения по разделам аудита. Причем предусмотрена автоматическая генерация аудиторской документации: бланков, программ аудита, официальных писем и другой письменной информации по подготовке к аудиту и по результатам аудита, вариантов аудиторских заключений, в которых содержатся все необходимые реквизиты, рекомендованные стандартами аудиторской деятельности.

Ко всем шаблонам, бланкам  и другой документации приведены  подробные инструкции по их заполнению. Все формы рабочих документов предполагают их использование в  виде распечатанного текста или в  виде файлов, сохраненных в формате  редактора Microsoft Word.

Аудиторская организация  вправе самостоятельно определять требования к формам составления и оформления рабочих документов аудитора, представленным в разработанной программе аудита. По желанию могут быть заведены любые  формы бланков, разработанные аудиторской  компанией - пользователем данного  программного комплекса.

Комплекс также позволяет  обеспечивать внутрифирменный контроль качества аудита с помощью тестов, разработанных в соответствии с  аудиторскими стандартами. Материалы  проверок документально оформляются  справками о результатах проверки правильности применения Правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Таким образом, комплекс "ЭкспрессАудит: ПРОФ" в соответствии с Правилами (стандартами) аудиторской деятельности в Российской Федерации может использоваться аудиторскими организациями для разработки общего плана и программы аудита; создания рабочей документации аудита; изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемых экономических субъектов; получения аудиторских доказательств о достоверности бухгалтерской отчетности; получения достоверного представления о соблюдении экономическим субъектом требований нормативных актов; организации внутрифирменного контроля качества аудита; проведения первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности; подготовки письменной информации аудитора и аудиторского заключения по результатам аудита, а также может рассматриваться в качестве необходимого и квалифицированного помощника на каждом этапе выполнения различных аудиторских процедур, начиная с момента оформления договора на оказание аудиторских услуг и заканчивая непосредственно аудиторской проверкой.


Информация о работе Программное обеспечение аудиторской деятельности