Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 16:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение организации учета и анализа потерь от брака продукции на примере производственного предприятия .
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1 Раскрыты теоретические основы учета и анализа потерь от брака на предприятии;
2 Охарактеризована деятельность предприятия и особенности его учетной политики;
3 Рассмотрено документальное оформление учета и анализа потерь от брака продукции на предприятии;
4 Изучена система бухгалтерского учета и анализа потерь от брака продукции на предприятии;
5 Другими нормативными документами, методическими указаниями и материалами по вопросам бухгалтерского учета с учетом последующих изменений и дополнений к ним.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с учетной политикой утвержденной приказом руководителя № 1208 от 30 декабря 2010 года.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.
Организационная структура центральной бухгалтерии ОАО «Комбинат Южуралникель» представлена в виде схемы (Приложение Б, Схема Б.1).
В соответствии с Законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственными являются:
- руководитель предприятия - за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций;
- главный бухгалтер - за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия и несет персональную ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых организацией хозяйственных операций, предоставление информации в установленные сроки по схеме документооборота.
Учетная политика ОАО «Комбинат Южуралникель» принята в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В учетной политике ОАО «Комбинат Южуралникель» определены правила и порядок заготовления и приобретения материальных ценностей и их оценку, учет затрат на производство и калькулирования себестоимость продукции, ее оценки и реализации и другое.
Учетная политика ОАО «Комбинат Южуралникель» формируется главным бухгалтером и учреждается руководителем организации.
После утверждения учетной политики руководителем организации она приобретает статус юридического документа.
В приказе об учетной политике в ОАО «Комбинат Южуралникель» утверждается следующее:
1 Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2 На предприятии применяются формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом РФ;
3 Согласно учетной политике основные средства, которые стоят дешевле 10000 рублей сразу же списываются на затраты, как только это имущество передано в эксплуатацию. В этом случаи амортизация не начисляется. Это правило применять и в бухгалтерском, и налоговом учете согласно статьи 259 НК РФ. В налоговом учете способ начисления амортизации линейный, аналогичен тому, что следует применять и для бухучета. Сумму амортизации рассчитывать исходя из срока полезного использования основных средств. Срок определяется из 10 амортизационных групп, предусмотренных статьей 258 Налогового Кодекса РФ, на основании классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждено постановлением Правительства РФ от 1 января 2002г. №1);
4 Сырье и материалы отражают в бухгалтерском учете по учетной себестоимости. В налоговом учете стоимость материально-производственных запасов складывается из фактических затрат на их приобретение (пункт 2 статья 254 Налогового Кодекса РФ подпункт 2 пункт 1 статья 265 Налогового Кодекса РФ). Способы описания материально-производственных запасов в производство, как и в налоговом учете (пункт 6 статья 254 Налогового Кодекса РФ) так и в бухгалтерском (пункт 16 ПБУ 5/01). В бухгалтерском и налоговом учете незавершенное производство и готовую продукцию оценивать по прямым затратам (статья 319 Налогового Кодекса РФ). Списание общехозяйственных затрат производится в конце отчетного периода на счет 20 (основное производство). В налоговом учете общехозяйственные расходы вычитать из доходов отчетного периода;
5 В соответствии со статьей 167 Налогового Кодекса РФ начисление НДС согласно учетной политике производить по мере поступления денег на счет или в кассу (метод по оплате). Представление отчетности в налоговую инспекцию производить ежемесячно;
6 Согласно главе 25 Налогового Кодекса РФ налогооблагаемую прибыль определять на предприятии методом начисления, то есть доходы и расходы признаются в том периоде в котором они произведены независимо от даты оплаты. Декларацию по налогу на прибыль сдавать в налоговую инспекцию ежеквартально. Авансовые платежи по прибыли уплачивать ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли за прошлый год;
7 Инвентаризацию имущества проводить в соответствии с методическими указаниями, которые утверждены приказом Министерства финансов от 13 июня 1995 г. № 49 на 1 октября 2003года. Проводить инвентаризацию имущества и обязательств не реже одного раза в год для проверки и документального подтверждения их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация материально-производственных запасов на складе должна проводиться не менее одного раза в год специально назначенной для этого комиссией;
8 Все первичные документы принимаются материально-ответственными лицами, подбираются в соответствующие отчеты и сдаются в бухгалтерию. Где в свою очередь документы подвергают аналитической обработке и таксировке (проверке правильности арифметических действий). После окончания отчетного года документы предприятия за этот год сшиваются в специальные папки и архивируются;
9 Контроль и ревизию за состоянием бухгалтерского учета осуществляет главный бухгалтер. Контроль за состоянием и наличием материальных ценностей осуществляет специально созданная комиссия посредством проведения инвентаризаций и сравнении фактических остатков материальных ценностей с учетными данными. В состав комиссии обязательно должен входить работник бухгалтерии.
В ОАО «Комбинат Южуралникель» высокий уровень автоматизации бухгалтерского учета. Динамика основных показателей деятельности ОАО «Комбинат Южуралникель» представлены в Приложении Б, Таблица Б.2 – Динамика основных показателей деятельности ОАО «Комбинат Южуралникель».
Динамика основных показателей деятельности ОАО «Комбинат Южуралникель» за 2010-2012 года следующая.
Объем реализованной продукции увеличился в 2011 году по сравнению с предыдущим на 35,50%, а в 2012 году снизился на 30,70%. Соответственно выручка от реализации продукции также увеличилась в 2011 году на 34,40%, а в 2012 году снизилась на 27,03%. Увеличение выручки является положительным моментом, а снижение отрицательным. Себестоимость в 2011 увеличилась на 33,70 %, а в 2012 году снизилась на 29,90%. Это связано с выпуском продукции.
Прибыль в 2011 году увеличилась на 44,90 %, что оказывает положительное влияние на деятельность предприятия, а в 2012 году прибыль увеличилась, но не значительно на 8,90%.
Рентабельность продаж в 2011 увеличилась на 0,61 %, это связано с ростом прибыли, а в 2012 году на 4,37%.
Материальные затраты на производство продукции в 2011 году увеличились 17,40 %, это произошло за счет роста выпуска продукции, а в 2012 году снизились на 59,80%, это произошло за счет снижения выпуска продукции.
Среднегодовая выработка одного работника в 2011 году увеличилась на 30,30 %, что оказало положительное влияние на деятельность предприятия, а в 2012 году уменьшилась на 28,70%, что оказало отрицательное влияние на деятельность предприятия.
Среднегодовая стоимость основных фондов 2011 и 2012 году увеличилось, потому что происходило приобретение оборудования, а также осуществлялся капитальный ремонт имеющегося оборудования.
Увеличение фондоотдачи в 2011 году на 35,10 % свидетельствует о эффективном использовании основных фондов. Это положительно характеризует деятельность предприятия. А в 2012 году снизилась на 33,30 % .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ОАО «Комбинат Южуралникель» работало эффективно в 2011 году, о чем свидельствует динамика данных показателей, и менее эффективно в 2012 году.
2.2 Документальное оформление учета и анализа потерь от брака продукции предприятия
На обнаруженный в производстве в ОАО «Комбинат Южуралникель» окончательный или исправимый брак отделом технического контроля (иным аналогичным структурным подразделением) составляется акт (извещение) о браке. Унифицированной формы акта на брак в настоящее время не существует. Поэтому организация вправе самостоятельно разработать его форму и утвердить её соответствующим документом. Акт составляется отделом технического контроля (в случае его отсутствия - работником, ответственным за технический контроль) при участии сменного мастера и непосредственных виновников брака. Работники, виновные в производстве брака, должны быть ознакомлены с актом на брак.
Акт составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для расчета себестоимости брака и определения потерь, второй экземпляр — технологической службе, занимающейся нормированием расхода материалов (в том числе на исправление брака), а третий остается в цехе, допустившем брак. На акте ставится отметка цеха-получателя или склада о том, что туда поступила бракованная продукция.
Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать обязательные реквизиты:
1 Наименование документа;
2 Дату его составления;
3 Наименование организации, от имени которой составлен документ;
4 Содержание хозяйственной операции;
5 Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
6 Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
7 Личные подписи указанных лиц.
При оформлении акта (извещение) о браке в нём указываются:
- наименование забракованной продукции, её номенклатурный, технический номер (если имеется);
- характеристика брака (название обнаруженных дефектов со ссылкой на пункты стандартов, технических условий или другой нормативно-технической документации, согласно которой производится проверка качества);
- место возникновения брака (
- место обнаружения брака;
- количество забракованной
- характер брака — является ли он исправимым или нет;
- табельный номер, фамилия, имя, отчество работника, допустившего брак;
- причина брака.
На основании актов о браке составляется отчет (калькуляция) о себестоимости брака в отчетном месяце, в котором определяется сумма потерь от забракованной продукции с указанием вида продукции и виновников брака. В целях оперативного контроля на отдельных участках производства могут составляться рапорты о забракованной продукции за более короткие периоды (неделя, полмесяца), в которых фиксируются суммы причиненного ущерба и виновники брака (абзац 4 пункт 30 Методических рекомендаций N 881).
Если в выявленном браке имеется вина поставщика сырья, материалов и покупных полуфабрикатов, используемых в процессе производства, то помимо акта о браке оформляются претензии, которые предъявляются поставщику. Порядок предъявления претензий (рекламаций) поставщикам устанавливается договорами на поставку сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий, а также действующими нормативными правовыми актами.
Чтобы возврат продукции не был квалифицирован как ее обратная продажа организации-изготовителю, важно правильно оформить документы, подтверждающие характер сделки. В этом случае оформляется акт о выявлении брака и выставляется претензия, в которой отражается факт поставки некачественной продукции и указывается, должен ли поставщик перечислить покупателю деньги за бракованную продукцию, либо погасить задолженность, образовавшуюся после возврата брака, отгрузив аналогичную продукцию надлежащего качества.
Сверхлимитный (дополнительный) отпуск материалов на производство, необходимых для исправления брака, оформляется выпиской лимитно-заборных карт или требований-накладных (типовые межотраслевые формы № М-8 и № М-11; утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а). При этом в первичных учётных документах проставляется штамп (надпись) «Сверх лимита» (пункт 101 Методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфин России от 28.12.01 № 119н).
Всякий сверхлимитный отпуск материала на производство, необходимый при исправлении брака, оформляется выпиской специального документа. Если для исправления брака привлекаются сторонние работники, то на такую работу выписывается в общем порядке наряд, на котором ставится штамп или отличительная надпись «исправление брака».
Следует заметить, что если для исправления брака, происшедшего по вине работника, требуются только их трудовые затраты, то ни акт, ни наряд на исправление брака не составляются (не выписываются), а сами работы принимаются у работника, виновного в браке, после исправления.
Информация о работе Пути сокращения и резервы снижения потерь от брака в ОАО «Комбинат Южуралникель»