Расчеты с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении учета расчетов с покупателями и заказчиками. Для достижения этой цели определены следующие задачи: - рассмотреть основные понятия по учету расчетов с покупателями и заказчиками; - изучение сущности и классификации основных форм безналичных расчетов; - анализ нормативной базы, регулирующей порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками - изучение документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками; - изучение особенностей учета расчетов с покупателями и заказчиками; - изучение вопросов автоматизации и совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками. - рассмотреть мнения авторов по поводу совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.51 Кб (Скачать файл)

В учебной и методической литературе довольно широко освещаются вопросы, посвященные учету расчетов с покупателями и заказчиками. Так, например, Лубяная В.С. [10] утверждает, что основой расчетов с покупателями и заказчиками является образование хозяйственных связей в процессе функционирования предприятия. Указанные связи представляют собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах, как правило, оговариваются: вид поставляемой продукции; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки поставляемой продукции; порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и покупателями (заказчиками) и другие условия.

Чтобы снизить риск появления  на предприятии сомнительной дебиторской  задолженности, в современной практике предприятия часто требуют частичной  или полной предоплаты в счет будущих  поставок товаров, работ или услуг. Также может быть использована аккредитивная  система расчетов с условием безакцептного списания денежных средств со счета поставщика или заказчика по предварительной договоренности. Однако, злоупотребление авансовыми формами расчетов может привести в завышению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, что может повлечь ухудшение финансового состояния предприятия-продавца. Во избежание таких последствий группа авторов, в числе которых можно выделить Савицкую Г.В. [15, с. 234] предлагает изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской – V раздела пассива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.

Чтобы снизить риск появления  на предприятии сомнительной дебиторской  задолженности, в современной практике предприятия часто требуют частичной  или полной предоплаты в счет будущих  поставок товаров, работ или услуг. Также может быть использована аккредитивная  система расчетов с условием безакцептного списания денежных средств со счета поставщика или заказчика по предварительной договоренности. Однако, злоупотребление авансовыми формами расчетов может привести в завышению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, что может повлечь ухудшение финансового состояния предприятия-продавца. Во избежание таких последствий группа авторов, в числе которых можно выделить Савицкую Г.В. [15, с. 234] предлагает изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской – V раздела пассива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.

Серьезной проблемой является наличие и устойчивый рост просроченной задолженности. Так суммарная просроченная задолженность предприятий Республики Беларусь на 1 октября 2009 г. составила 7,9 трлн. руб. Таким образом предприятия с/х РБ по-прежнему находятся в достаточно тяжелом положении. Основной причиной является нехватка оборотных средств, замедление оборачиваемости оборотного капитала. [3]

Кредиторская задолженность  представляет собой задолженность  конкретной организации другим юридическим  и физическим лицам. Она, по своей  сути является  источником формирования дополнительных ресурсов организации, поэтому оптимальным является поддержание  ее стабильного уровня. Составной  частью является дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность характеризуется  отвлеченными из хозяйственного оборота  собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия. [6]

Потеря управляемости  оборотными средствами предприятия  – основная внутренняя причина проблем  предприятия в области наличия  и эффективности использования  оборотных средств, одного из основных направлений совершенствования  финансовой политики любого предприятия. [14]

В заключение можно сказать, что основной проблемой является  рост просроченной задолженности. Данная проблема связана с несовершенной  формой заключаемых договоров, а  также неполным контролем за задолженностями  как покупателей(заказчиков), так и непосредственно самих предприятий. Для решения проблемы требуется усовершенствование системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учет расчетов с покупателями  и заказчиками

2.1 Документальное оформление  расчётов с покупателями и  заказчиками

 

Заключение договоров  является неотъемлемой деятельностью  предприятия. В договорах указываются  права и обязанности обеих  сторон договора, что обеспечивает их выполнение в определенные сроки  и на определенных условиях. В нашем  случае, мы рассмотрим отношения, возникающие  на основании заключенных договоров  поставки и купли-продажи.

Договор купли-продажи определен  Гражданским кодексом Республики Беларусь как соглашение, в силу которого продавец обязуется передать имущество в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление покупателю, а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Договор поставки наряду с  договорами купли-продажи представляет собой отдельный вид договора купли-продажи. Поэтому определение  понятия "договор купли-продажи" как договора, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар  в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется  принять этот товар и уплатить за него определенную сумму (цену), в  общем плане охватывает основные черты и договора поставки.

Объектами договорных отношений  могут являться: работы, услуги, имущество  и права на него, результаты интеллектуальной деятельности и права на них, информация и т. д.

Обязательства, возникающие  по договору (контракту) оформляются  таким образом, чтобы они обеспечивали четкую и полную регламентацию взаимоотношений  сторон. Договор (контракт) подписывается  руководителем предприятия и другими уполномоченными должностными лицами предприятия.

Кроме руководителя, персональную ответственность за заключение, исполнение и закрытие договора (контракта) несут  конкретные исполнители, в соответствии с их должностными инструкциями.

Расчеты с покупателями и  заказчиками возникают при выполнении договоров на поставку товаров, на оказание услуг, на выполнение работ.

Документами при расчетных  взаимоотношениях с покупателями и  заготовительными организациями являются товарно-транспортные накладные ТТН-1 и ТН-2 , они являются основанием для  списания товарно-материальных ценностей (далее – товары) у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Накладная  ТТН-1 предназначена для учета  движения товаров при их перемещении  с участием транспортных средств (далее  – автомобиль), расчетов за их перевозки  и учета выполненной транспортной работы(Приложение 2).

При реализации продукции  за наличный расчет могут выписываться требование-накладная(Приложение 6) на отпуск продукции со склада и приходный кассовый ордер на получение денежных средств в кассу.

Также используются специальные приемные квитанции, в которых фиксируют, какая продукция принята, ее количество (в натуральной и зачетной массе), дату, причитающуюся оплату и пр. (Приложение 4). Такие квитанции служат основанием для записей в учетные регистры по счету 62. [9 с.123]

Также в расчетах используется платежное поручение(Приложение 5).

Платежное поручение  выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все  необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в 3-ех экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное значение: 1-й экземпляр используется в документах для банка; 2-й экземпляр  служит основание для зачисления средств на счет получателя и прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки; 3-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме поручения к исполнению.

Поручение действительно  в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается). Исправления и подчистки в платежном поручение не допускаются.

Обобщающим  документом по расчетам с покупателями и заказчиками является журнал-ордер счета 62(Приложение 3). В журнале-ордере проставляются суммы по всем счетам, по которым проводились операции расчета с покупателями и заказчиками. Так же указываются обороты по Д-ту и К-ту счета, сальдо на начало и конец. Журнал составляется за месяц и является аналитической сводкой по счету. Составляет журнал ордер бухгалтер.

Еще одним  обобщающим документом является главная  книга(Приложение 7). Главная книга используется для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности проведения записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. В главной книге показываются вступительное сальдо, текущие обороты и исходящее сальдо. Обороты по кредиту каждого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету- в корреспонденции с кредитуемыми счетами. Главная книга открывается на год. На каждый счет отводится один или два листа.

2.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками

Информация о расчетах с покупателями и заказчиками  за реализованные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, а также по полученным авансам и предварительной оплате отражается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Типовым планом счетов к данному счету рекомендуется открывать следующие субсчета:

  • 62-1 «Расчеты в порядке инкассо»;
  • 62-2 «Расчеты плановыми платежами»;
  • 62-3 «Векселя полученные»;
  • 62-4 «Авансы полученные» и др.

Кроме того, организации могут открывать  и другие субсчета, которые следует  закрепить в рабочем плане  счетов, прилагаемом к учетной  политике организации.

Отметим, что в настоящее время  расчеты плановыми платежами  не проводятся, поэтому субсчету 2 может  быть присвоено другое название.

На субсчете 62-3 «Векселя полученные»  учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями.

Получение от покупателя (заказчика) векселя в оплату поставленных товаров (работ, услуг) отражается по дебету субсчета 62-3 «Векселя полученные» в корреспонденции  с кредитом других субсчетов счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Пунктом 25 Инструкции о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.02.2004 № 16 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением от 30.12.2005 № 169), закреплено, что в отчетности по группе статей «Дебиторская задолженность» (стр. 250 и 251) показываются в т.ч. данные о задолженности, обеспеченной векселями.

На субсчете 62-4 «Авансы полученные»  отражаются расчеты по полученным авансам  под поставку материальных ценностей  либо под выполнение работ. Здесь  же учитываются расчеты за полученные от заказчиков или оплаченные заказчиками  материалы, конструкции и детали, поступления по промежуточным счетам за выполненные работы.

Счет 62 кредитуется на сумму поступивших  платежей, включая суммы полученных авансов, и т.п.

При реализации имущества за иностранную  валюту на счете 62 отражаются возникшие  при переоценке задолженности курсовые разницы, порядок отражения которых  регламентированДекретом Президента РБ от 30.06.2000 № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц», постановлением Минфина РБ от 17.07.2000 № 78 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» и постановлением Совета Министров РБ от 13.12.2000 № 1897 «Об особенностях отнесения коммерческими организациями на финансовые результаты курсовых разниц, учтенных в расходах и доходах будущих периодов».

В соответствии с подп.23.7 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 19 (в ред. постановления от 30.01.2006 № 16) (далее - Инструкция № 19), к доходам от внереализационных операций, учитываемым для определения облагаемой налогом прибыли, относятся суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

Непогашенная дебиторская задолженность  покупателей по истечении сроков исковой давности списывается при создании резерва по сомнительным долгам в соответствии с учетной политикой организации записью по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 62. В том случае, если резерв по сомнительным долгам не создается, списание непогашенной задолженности отражается по дебету счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Списанная в убыток из-за неплатежеспособности должника сумма дебиторской задолженности  должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет для наблюдения за финансовым состоянием должника и появлением возможности ее взыскания.

При поступлении задолженности, ранее  списанной как безнадежная к  получению, дебетуются счета учета  денежных средств и кредитуется счет 92 «Внереализационные доходы и расходы». Одновременно на указанную сумму кредитуется забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Информация о работе Расчеты с покупателями и заказчиками