Расчеты с поставщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие экономической сущности и содержания расчетов с поставщиками и подрядчиками, особенностей договорно-правовых отношений между покупателями и поставщиками и подрядчиками, а также документальное оформления операций с поставщиками и подрядчиками и усовершенствование учета расчетов с контрагентами в условиях функционирования информационных систем.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. ОРГАНІЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТИ УЧЁТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ ………………………………………….
1.1 Экономическое содержание расчётов с поставщиками как объекта учёта …………………………………………………………………………..
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования организации и методики учёта расчётов с поставщиками.………………………………..
1.3 Порядок учёта расчетов с поставщиками …………………………
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ В ООО «ЯТРАНЬ»………………….
2.1. Синтетический и аналитический учёт расчётов с поставщиками в ООО «Ятрань» ……………………………………………………………..….
2.2. Учёт дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Ятрань»
2.3. Автоматизированная обработка учётной информации ……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………….

Файлы: 1 файл

учёт с поставщиками.docx

— 203.17 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………...

 3

ГЛАВА 1. ОРГАНІЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТИ УЧЁТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ ………………………………………….

 

5

    1. Экономическое содержание  расчётов с поставщиками как объекта  учёта …………………………………………………………………………..

 

5

1.2 Нормативно-правовые основы регулирования организации и методики учёта расчётов с поставщиками.………………………………..

 

9

    1. Порядок учёта расчетов с поставщиками …………………………

12

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ  В ООО «ЯТРАНЬ»………………….

 

20

2.1.  Синтетический и аналитический учёт расчётов с поставщиками в ООО «Ятрань» ……………………………………………………………..….

 

20

    1. Учёт дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Ятрань»

25

    1. Автоматизированная обработка учётной информации ……………..

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………………………….....

30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………….

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

 

Учет  расчетов с поставщиками и подрядчиками - одно из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются в ходе своей  деятельности, как бухгалтеры-практики, так и менеджеры, которым необходима ежедневная информация о задолженности предприятия.

Данные  бухгалтерского учета не только описывают  процессы, которые уже свершились, дают информацию для их анализа, но и является основой для моделирования  ситуаций, возможных в будущем. Принимая решение, руководитель должен думать о его последствиях, основой чего являются бухгалтерские данные. Учет расчетных операций выполняет роль весов на которых решаются материально-денежные отношения предприятия с другими субъектами. Расчеты с поставщиками и подрядчиками - это мостик, через который новые активы попадают на баланс предприятия, чтобы пола его собственностью.

Задачами  курсовой работы являются:

- изучение  нормативного законодательства и научно-экономической литературы, относящейся к теме курсовой работы;

- порядок  отражения расчетов с поставщиками в бухгалтерском учёте;

- определение  экономической эффективности автоматизации  учетных и аналитических задач. 

Целью работы является раскрытие экономической  сущности и содержания расчетов с  поставщиками и подрядчиками, особенностей договорно-правовых отношений между покупателями и поставщиками и подрядчиками, а также документальное оформления операций с поставщиками и подрядчиками и усовершенствование учета расчетов с контрагентами в условиях функционирования информационных систем.

Предметом исследования данной работы является проводимые предприятием операции расчетов с поставщиками. В качестве объекта исследования является ООО "Ятрань".

Теоретической и методологической основой исследования являются законодательные акты Российской Федерации, постановления Правительства, национальные Положения (стандарты) бухгалтерского учета. В процессе написания курсовой работы исследованы также труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области учета формирования финансовых результатов и отчетные данные предприятия.

Задача  работы состоит в раскрытии теоретических  аспектов учета процесса документального  оформления операций с поставщиками и подрядчиками, учета процесса поставки и транспортно - заготовительных  расходов, учета недостач при получении  товарно-материальных ценностей и характеристике усовершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в условиях информационных технологий.

Работа  состоит из двух разделов на 30 страницах. 8 рисунков, 6 таблиц, использовано 24 источников литературы.

В первой главе раскрывается экономическое содержание  расчётов с поставщиками как объекта  учёта, основы нормативно-законодательного регулирования и основные положения, понятия и характеристика расчетов с поставщиками.

Во второй главе освещены конкретнее примеры учёта расчётов с поставщиками в ООО «Ятрань», документальное оформление операций и автоматизированная обработка  учётной информации.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОРГАНІЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ  АСПЕКТЫ  УЧЁТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ

1.1 Экономическое содержание  расчётов с поставщиками как объекта  учёта

 

Хозяйственная деятельность предприятия порождает закономерную и последовательную смену процессов:

1) приобретение факторов  производства - поставки;

2) их трансформацию в  готовый продукт (работы или  услуги) - производство;

3) продажа готовой продукции  - продажи;

4) расширение или модернизацию материально-технической базы - инвестирования.

Процесс поставки заключается  в том, что предприятие заключает  договоры с поставщиками на необходимые  ему факторы производства, организует доставку и складирования производственных запасов, перечисляет деньги поставщикам  за полученные материалы. Во время этого  процесса происходит изменение актива из формы денег на форму имущества, предназначенного для производства продукции.

Финансовый учет процессов  должен организовываться в порядке, установленном учетной политикой  предприятия. В свою очередь учетная  политика формируется не только на основе Федерального Закона о бухгалтерском учете, но и с учетом организационной структуры предприятия и требований менеджеров по полной и релевантной информации для анализа достигнутых результатов работы в разрезе каждого из процессов хозяйственной деятельности.

Предприятие по производству продукции, работ или услуг является сложной системой, под которой  понимают совокупность отдельных элементов, находящихся во взаимодействии и связях между собой и образуют единство и цельность. Предприятие как система характеризуется двумя основными характеристиками:

- динамизмом, изменением  во времени самой системы и  ее состояния;

- информативностью процессов  и явлений, происходящих в нем.

Система может быть идентифицирована лишь тогда, когда она выделяется из среды, имеет внутренние и внешние  характеристики.

Предприятие можно рассматривать  как систему, предназначенную для  трансформации факторов производства (техника, сырье и материалы, живой  труд, капитал) в готовую продукцию, поэтому его модель имеет форму  изображенную на рисунку 1.1).

 

вход                                                                           выход

   

   Факторы производства            Предприятие                       готовая продукция  

   выход                          (производственный процесс)                      вход

денежная масса                                                           денежная масса

 

Рисунок 1.1. Модель действующего предприятия

 

На рисунку 1 показано, что первым процессом, без которого невозможен производственный процесс, являются поставки, основная задача которых заключается в обеспечении потребностей производственного процесса в различных факторах производства - сырье, материалах, топливе, таре, запасных частях, малоценных и быстроизнашивающихся предметах, основных средствах (зданиях, сооружениях, транспортных средствах, машинах, станках, оборудовании), живой рабочей силе (рабочие, руководители, служащие), капитале (инвестиции, деньги) и других ресурсах. На выходе из системы получаем готовую продукцию, которая предназначенная для продажи потребителям. От потребителей продукции на предприятие поступают деньги, а выходят - при оплате поставщикам факторов производства.

Важно подчеркнуть, что для  осуществления процесса поставки необходимые  финансовые ресурсы (деньги), которые  предприятие получает только после  сбыта продукции покупателям. Кроме  этого необходимо обеспечить бесперебойность  всех - процессов снабжения, производства и сбыта. Если готовая продукция  не будет быстро реализована, то предприятие  не сможет закупить необходимые факторы  производства, что усложнит кругооборот  капитала. Несвоевременное обеспечение  потребностей производственного процесса приведет к уменьшению выпуска продукции, объема реализации и выручки.

Итак, в финансовом учете  нужно отображать информацию о каждом из процессов кругооборота капитала и определить их эффективность, которая  рассчитывается через получения  экономических показателей в  системе бухгалтерских счетов.

Получение достаточной денежной массы для расширенного производства связано со многими факторами  лучшего использование существующего  потенциала:

- модернизация производства (современная техника, высокие  технологии, автоматизация, роботизация);

- современные технологии  производства;

- организация производства  на основе достижений науки;

- организация труда, направленная  на повышение производительности;

- рациональное использование  материальных ресурсов и переход  на новые конструкционные материалы;

- использование отходов  производства;

- организация управления  на основе достижений научно-технического  прогресса;

- другие направления,  которые приводят к снижению  себестоимости продукции. 

Среди этих факторов значительное место занимает рациональная организация  материально-технического снабжения, которое обеспечивает заключение договоров  на поставку ресурсов, доставку их на склады, размещение и хранение, доставку на рабочие места.

В рыночных условиях хозяйствования, финансовое состояние каждого хозяйствующего субъекта зависит от его взаимоотношений  с другими субъектами хозяйствования. Проведение операций связанных с  обязательствами заключается в:

- определении достоверности  определенных данных в отношении  наличия обязательств перед кредиторами;

- полноты и своевременности  отражение первичных данных сводных  документах и учетных регистрах;

- правильности ведения  учета обязательств и его соответствия  принятой учетной политике;

-положением по ведению  бухгалтерского учета;

-реальности имеющихся  обязательств;

-законности и целесообразности  проведенных расчетов;

-достоверности отображения  состояния обязательств в отчетности  хозяйствующего субъекта.

Обязательство возникает  в результате фактического получения  предприятием материалов, товаров, работ  или услуг, начисления расходов или  налогов, которые следует оплатить в будущем.

Обязательства - это задолженность  предприятия другим предприятиям, организациям и лицам, которая возникает в  результате осуществления предприятием различных соглашений. Задолженность предусматривает уплату в будущем деньгами, товарами или иными услугами. Это привлеченные средства, которые формируют часть активов. Задолженность называется еще пассивами предприятия (кредиторская задолженность).

Итак, погашения обязательства  означает отток будущих экономических  выгод, которые могут осуществляться способами:

- уплаты денежных средств;

- передачи других активов  (по соглашениям);

- предоставление услуг  (по соглашениям);

- замены одного обязательства  другим;

- преобразование обязательства  на капитал. 

Замена данного обязательства  другим возможна, например, при выдаче векселя вместо имеющейся кредиторской задолженности перед поставщиками.

Учет расчетов с поставщиками является важным элементом в системе  бухгалтерского учета. Своевременный и достоверный бухгалтерский учёт с поставщиками обеспечивает пользователей (руководителей, инвесторов, учредителей)  информацией о выполненных работах и оказанных услугах, о полученных активах.

 

1.2. Нормативно-правовые основы  регулирования организации и  методики учёта расчётов с  поставщиками

 

Бухгалтерский учет расчётов с поставщиками в современных  предприятиях не может полноценно существовать без их надлежащего нормативно-правового  обеспечения. Такое обеспечение  формировалось в течение двух последних десятилетий и находится в процесс постоянных изменений, и сопровождается, экономическими, политическими, социальными интеграционными и другими факторами.

Научных трудов, посвященных  сугубо поднятых здесь проблем в  специальной литературе можно найти  множество публикаций с учета  по расчётам с поставщиками на  предприятии, где эти проблема упоминаются среди других проблем. Однако, интерес к нормативно-правовому обеспечению учета по направлениям в частности, считаю, будет со временем расти.

Нормативно-правовое обеспечение  учета - совокупность нормативно-правовых актов высших ветвей власти в государстве (законодательной, исполнительной и  представительной), Министерства финансов, других министерств и ведомств, собственно каждого предприятия в отдельности, которые обеспечивают полноценное  функционирование и динамичное развитие бухгалтерского учета, финансовой отчетности и экономического контроля в нашем  государстве.

Исследованиями проблемы нормативно-правового обеспечения  учета расчётов с поставщиками занимались многие учёные.

Нормативно-правовое регулирование  финансового учета в Российской Федерации рассматривают на четырех  уровнях:

- законодательном;

- нормативном;

- методическом;

- организационно-распорядительном [11, с. 41].

Основными нормативными документами, которые обеспечивают регламентацию  бухгалтерского учета в России такие  документы, как Федеральный Закон  "О бухгалтерском учете", Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

Относительно регулирования  бухгалтерского учета, ученые рассматривают четыре уровня такого регулирования:

- первый (Федеральные Законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления КМРФ);

- второй (нормативные документы Минфина РФ, Госкомстата,  ГНА, Центрального Банка России и других ведомств, которые регистрируют в Минюсте России);

- третий (нормативные акты, инструкции, методические рекомендации, указания, письма министерств, ведомств);

- четвертый (рабочие документы, формирующие учетную политику на предприятии)[11, с. 28-30].

Классификация нормативно-правого  обеспечения бухгалтерского учета расчётов с поставщиками изображена в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Классификация нормативно-правового  обеспечения учета расчётов с поставщиками

классификация

классификация Нормативно-правового обеспечения

1

2

По видам

Законодательные акты, Указы Президента, Постановления Правительства;

Положения о бухгалтерском  учете;

План счетов бухгалтерского учета;

Методические рекомендации (указания), инструкции, положения, порядок, письма, разъяснения,

формы финансовой отчетности;

Приказ об учетной политике предприятия;

Рабочие документы по учету  самого предприятия:

регистры бухгалтерского учета, графики документооборота.

По уровням

Международные. Общегосударственные. Отраслевые. Региональные. Внутрихозяйственные.

За местом и ролью в

регулировании

бухгалтерского учёта

Нормативно-правовые акты высшего юридически силы акты высшего органа в системе  органов исполнительной власти (Законы РФ, постановления КМ); ПБУ, другие нормативно-правовые документы по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности; Нормативно-правовые акты

(инструкции, положения, указания) и методические рекомендации  Министерства финансов РФ, ЦБ РФ, Госкомстата, и других органов.

Нормативно-правовые акты местного происхождения Решения (приказы) относительно форм организации бухгалтерского учета  применения конкретно учетной политики

Продолжение таблицы 1.1

1

2

За обязательностью

выполнения

Обязательные, Необязательные (рекомендательные)

По группам

Общие документы, по направлениям (участкам)

По отраслевой направленностью  бухгалтерского учета финансовой отчетности, экономического контроля


Главный нормативный документ, который регулирует взаимоотношения  с поставщиками и подрядчиками, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. В частности, в плане юридического оформления отношений с поставщиками и подрядчиками посвящено 25 разделов Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Порядок расчётов между предприятием и партнерами, находящимися на территории РФ, определяются Положением ЦРБ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных  расчётах в Российской Федерации» с  изменениями и дополнениями. Если поставщики или подрядчики иностранные  формы, то расчёты происходят в соответствии с международными правилами, которые  обобщены Международной Торговой Палатой  в «Унифицированные правила по инкассо» и в «Унифицированные правила  и обычаи для документарных аккредитивов».

Итак, надлежащее нормативно-правовое обеспечение учета расчётов с поставщиками является важным условием эффективно организации учета на предприятиях. Без такого обеспечения предприятие обречено на значительные штрафы, пени и, в конечном результате, на банкротство.

1.3. Порядок учёта расчетов с поставщиками

К поставщикам и подрядчикам  относятся организации, которые  поставляют активы, оказывают услуги, выполняют работы.

Все операции, связанные с расчётами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потреблённые услуги, отражаются на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Время, когда производится оплата, не имеет значения. Этот счёт активно-пассивный. По дебету – отражают суммы, выплаченные поставщикам, а по кредиту – принятые от поставщика активы и услуги. Остаток по кредиту счёта есть кредиторская задолженность организации - и показывает количество оприходованных, но неоплаченных ценностей. Остаток по дебету счёта – это дебиторская задолженность организации, которая возникает при предварительной оплате за товары и услуги.[15, с. 101].

На счёте 60 «Расчёты с  поставщиками и подрядчиками» ведется  учёт расчетов за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги:

- расчетные документы,  по которым акцептованы и подлежат  оплате;

- расчеты, по которым  производятся в порядке плановых  платежей;

- расчетные документы,  по которым не поступили (неотфактурованные поставки);

- излишки товарно-материальных  ценностей, выявленные при их  приемке.

По кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»  в корреспонденции со счетами  производственных запасов, товаров, затрат на производство отражается задолженность предприятия поставщикам и подрядчикам:

- за фактически полученные активы, принятые работы и услуги;

-  за услуги по доставке  активов;

- за услуги по переработке материалов сторонними организациями.

  В отражении задолженности поставщикам включается также налог на добавленную стоимость. Суммы, отражаемые по кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» зависят также от сроков поступления материальных ценностей и платёжных документов (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Отражение в учёте задолженности поставщикам

Материалы

Платёжные документы

Кредит счёта 60

Поступили

Поступили

Акцептованная сумма

Поступили

Не поступили

Сумма материалов, которая фактически поступила, по ценам, которые зафиксированные в договоре

Не поступили

Поступили

Сумма, которую указал в счёте поставщик


Если предприятие совершает расчеты с иностранными поставщиками, то к счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» открывается субсчёт «Импортные поставки». По кредиту этого субсчёта записываются суммы расчётных документов импортного товара. Расчёты ведутся в той валюте, которая указана в контракте. Курсовую разницу, возникшую между курсом дня оплаты, списывается на счёт 91 «Прочие доходы и расходы»

Схема расчётов с поставщиками и подрядчиками платежными требованиями- поручениями с последующей оплатой товарно-материальных ценностей изображена на рисунку 1.2.

Рисунок 1.2 Схема расчётов с поставщиками и поставщиками

Если условиями договора поставки или подряда предусмотрено авансовые платежи, то сумма авансов, выдаваемая поставщикам и подрядчикам, отражается на счете 60 субсчёт «Расчёты по авансам выданным», который имеет следующую структуру рисунок 1.3.

Субсчёт «Расчёты по авансам выданным» счёта 60

                                   Дебет                           Кредит

Сальдо - остаток задолженности 

поставщиков и подрядчиков по

выданным авансам на начало периода

Суммы авансов, которую выдали                  суммы выданных авансов и оплаты

поставщикам и подрядчикам под                 за частичную готовность продукции

поставку активов и на выполнение работ     и работ, зачтённых поставщиком при

                                                                          оплате законченных работ

сальдо – остаток задолженности 

поставщиков и подрядчиков  по

выданным авансам на конец  периода

Рисунок 1.3. Структура субсчёта «Расчёты по авансам выданным» счета  60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" ведется по выставленным счетам, а расчеты в порядке запланированных платежей – отдельно по каждому поставщику и подрядчику. Аналитический учет должен обеспечить получения необходимых данных для пользователей в разрезе каждого поставщика и полученных материальных ценностей.

Типовые бухгалтерские проводки по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» таблица 1.3.

Таблица 1.3

Типовые бухгалтерские проводки по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

№ п/п

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1

Акцептован счёт поставщиков и  подрядчиков:

За поступившее оборудование к  установке

07 «Оборудование к установке»

60«Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

за оборудование, не требующее монтажа, за проектно-изыскательные и строительно-монтажные  работы

08 «Вложения во внеоборотные активы»

60«Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

за поступившие материальные ценности

10 «Материалы»,

15 «Заготовление и приобретение  материальных ценностей»

60«Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

за услуги по производству и реализации

20 «Основное производство»,

23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» , 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве»,44 «Расходы  на продажу»

60«Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

за поступившие товары

41 «Товары»

60«Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

2

Списаное недостачи в пределах норм естественной убыли

94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей»

60«Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

3

Списано недостачи сверх норм естественной убыли

76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами»

60«Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

Продолжение табл. 1.3

1

2

3

4

4

Акцептован счёт поставщиков за не поступившие материальные ценности

10 «Материалы»,

15 «Заготовление и приобретение  материальных ценностей»,  41 «Товары»  с/счёт материалы в пути

60«Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

5

Поступили материальные ценности по ранее  акцептованным счетам

10 «Материалы»,

15 «Заготовление и приобретение  материальных ценностей»,  41 «Товары»

60«Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

6

Оплаченные счета поставщиков  и подрядчиков

60«Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

50 «Касса», 51 «Расчетные счета»,  52 «Валютные счета»

7

Оприходованы материальные ценности, счета постващиков по которым  поступили

10 «Материалы»,

15 «Заготовление и приобретение  материальных ценностей»,  41 «Товары»

60«Расчёты с поставщиками и  подрядчиками» субсчёт «Неотфактуренные  поставки»

8

Акцептованы счёта поставщиков по оприходованным ранее материальным ценностям

60«Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

субсчёт Неотфактуренные поставки»

60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

9

Выдан аванс поставщику (подрядчику) под поставку материальных ценностей, выполненных работ

60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками» 

Субсчет «Расчёты по выданным авансам»

50 «Касса», 51 «Расчетные счета»,  52 «Валютные счета»

10

Зачет выданного аванса

60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками» Субсчет «Расчёты  по выданным авансам»

 

Продолжение табл. 1.3

1

2

3

4

11

Списана курсовая разница по счёту 60

Положительная

60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

91-1 «Прочие доходы»

Отрицательная

91-2 «Прочие расходы»

60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

12

Списан аванс, невозвращённый поставщиками (подрядчиками) за счёт прибыли

91-2 «Прочие расходы»

60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками» Субсчет «Расчёты  по выданным авансам»

13

Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям

19 «Налог на добавленную стоимость  при приобретении основных средств»

60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками»

14

Списаны невозвращённые поставщиками авансы за счёт резерва по сомнительным долгам

60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками» Субсчет «Расчёты  по выданным авансам»

63 «Резервы по сомнительным долгам»


Расчёты с поставщиками и  подрядчиками производятся на основании заключённых договоров. В договорах зафиксирована цена, количество товара (объем работ или услуг), условия оплаты, период выполнения договора и пр.

 Для оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками используют следующие первичные  документы: акт приемки материалов, счета поставщиков, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные. Для оплаты используют: платежные поручения, расходные кассовые ордера.

Регистром для учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками предназначен журнал-ордер № 6.  В журнале совмещается синтетический и аналитический учёт. На основании первичных документов данные заносятся в журнал-ордер № 6 –ПК, аналитические данные в реестр №РТ-6 ПК.

На рисунку 1.4 изображена схема учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками при журнально-ордерной форме учёта.

Рисунок 1.4. Схема учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками при журнально-ордерной форме учёта

Данные из журнала –  ордера № 6-ПК переносятся в главную  книгу. Из главной книги в финансовую отчетность.

Итак, расчеты с поставщиками и подрядчиками учитываются на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». На основании первичных документов составляется журнал-ордер 6-ПК, данные из которого переносятся в главную  книгу, потом в отчётность предприятия.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  И МЕТОДИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА  РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ  В  ООО  «ЯТРАНЬ»

2.1. Синтетический  и аналитический учёт расчётов  с поставщиками в ООО «Ятрань»

ООО «Ятрань» создано в  соответствии  с решением основателей  общества. Основные виды деятельности – это изготовление мебели, перевозка  грузов, розничная торговля товарами народного потребления.

Расчёты с поставщиками Общество с ограниченной ответственностью «Ятрань»  учитывает  на 60 счёте «Расчёты с  поставщиками и заказчиками».

В процессе осуществления своей деятельности ООО «Ятрань» заключил договор с ООО «Олимп» на поставку товаров. Рассмотрим на примере получение товара от поставщика и отобразим эту операцию в бухгалтерском учёте.

Товар приобретён на сумму  - 472 000 руб. (в т.ч. НДС - 72 000 руб.) Товар взят на учёт. Денежные средства, после получения товара, в полном объеме перечислены поставщику.

В бухгалтерском учёте  эту операцию отобразим следующим  образом таблица 2.1.

Таблица 2.1.

Покупка товара ООО «Ятрань»

№ п/п

Корреспондирующие счета

сумма

Содержание операции

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

41 «Товары»

60«Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

400 000

(без НДС)

стоимость полученного товара

2.

19 «Налог на добавленную стоимость»

60«Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

72 000

сумма НДС, выделенная в счете поставщика

 

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

3.

60«Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

51«Расчетные счета»

472 000

денежные средства, перечисленные  поставщику в счет оплаты товара

4

68

19  «Налог на добавленную стоимость»

72 000

НДС, подлежащий вычету


Продавец товара ООО «Олимп»  предъявил счет-фактура (Приложение 1).

ООО «Ятрань» может производить  оплату за полученный товар собственными векселями. Рассмотрим на примере.

От поставщика ООО «Олимп» получен товар на сумму 590000 руб., в том числе НДС 90 000 руб.

В оплату товара поставщику ООО «Олимп» предприятие ООО «Ятрань» выдает свой вексель на сумму 590000 руб. со сроком платежа "по предъявлению".

Когда вексель выдается поставщику, то эта сумма не списывается  со счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а будет учитывается отдельно в аналитическом учете по счету 60. Учитывается до времени оплаты векселя.

Сумму НДС, которая предъявленная ООО «Олимп», предприятие ООО «Ятрань» может принять к вычету.

В бухгалтерском учёте  эту операцию отобразим следующим образом таблица 2.2.

Таблица 2.2.

Расчёты векселями ООО  «Ятрань» за полученный товар

№ п/п

Корреспондирующие счета

сумма

Содержание операции

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

41 «Товары»

60«Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

1 000 000 (1 180 000 - 180 000)

Принят к учету приобретенный  товар

2.

19 «Налог на добавленную стоимость»

60«Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

180 000

Отражена сумма НДС, предъявленная  поставщиком

3.

68 «Расчеты по налогам и сборам»

19 «Налог на добавленную стоимость»

180 000

Принят к вычету НДС, предъявленный  поставщиком

 

На дату выдачи векселя

4.

60«Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

60«Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

1 180 000

Отражена выдача собственного векселя  поставщику товаров

 

На дату оплаты векселя

5.

60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

51«Расчетные счета»

1 180 000

Перечислены денежные средства по векселю, предъявленному к платежу


Рассмотрим на примере  приобретение материалов ООО «Ятрань» по импортному договору стоимостью 20 000 долл. США. В договоре предусмотрено, что переход права собственности на материалы осуществляется  на момент их прибытия на таможенную территорию РФ. На дату перехода права собственности на материалы импортеру курс ЦБ России составлял 20,00 руб. за 1 долл. США (курс условный). На дату оплаты поставщику и оформления грузовой таможенной декларации курс ЦБ России составлял 20,10 руб. за 1 долл. США.

Ставка пошлины на таможне на ввозимые материалы составляет 10% от контрактной (таможенной) стоимости материалов. Ставка таможенных оформлений и сборов составляет 2000 рублей. Расходы по доставке материалов 6500 руб., НДС – 1170 руб.

Бухгалтерский учета импортных операций по нашему примеру имеет вид в соответствии с таблицей  2.3

Таблица 2.3.

Бухгалтерские проводки ООО «Ятрань» при покупке материалов в иностранного поставщика

№ п/п

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма, руб

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

1

Стоимость приобретенных материалов на дату перехода права собственности на материалы (20 000 долл. США х 20,00 руб.)

15 «Заготовление и приобретение  материальных ценностей» 

60-3

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 

400 000

2

Перечисление оплаты иностранному поставщику (20 000 долл. США х 20,10 руб.) 

60-3«Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

52 «Валютные счета» 

402 000

3

Отрицательная курсовая разница на дату погашения кредиторской задолженности поставщику [20 000 долл. США х (20,10 - 20,00) руб.] 

91  «Прочие расходы» 

60-3«Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

2 000

4

Сумма таможенной пошлины на дату оформления  [(20 000 долл. США х 20,10 руб.) х 10%]

15«Заготовление и приобретение материальных ценностей» 

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 

40 200

5

Начислен таможенный сбор за таможенное оформление 

15«Заготовление и приобретение материальных ценностей» 

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 

2 000

6

Начислен НДС, подлежащий уплате таможенным органам [(400 000 руб. + 40 200 руб.) х 18%] 

19-4 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям»

76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами»  

79236

7

Оплачена ввозная таможенная пошлина

76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами»

51 «Расчетные счета» 

40 200

Окончание таблицы 2.3.

1

2

3

4

5

8

Оплачен таможенный сбор за таможенное оформление 

76  «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами» 

51 «Расчетные счета»  

2 000

9

Перечислен НДС, подлежащий уплате таможенным органам

76  «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами» 

51 «Расчетные счета»  

79236

10

Отражены транспортные услуги (без учета НДС)

15«Заготовление и приобретение  материальных ценностей» 

60-1«Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

6500

11

сумма НДС от стоимости  по доставке материалов 

19-1 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям»

60-1«Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

1170

12

Оплачены услуги по доставке

60-1«Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

51 «Расчетные счета»  

7670

13

Приняты к учету поступившие на склад материалы по полной импортной  стоимости (400 000 + 40 200 + 2 000 + 6500) руб. 

10 «Материалы» 

15«Заготовление и приобретение  материальных ценностей» 

448700

 

Предъявлены к вычету суммы НДС, уплаченные таможенным органам и транспортной организации (79236 + 1170) руб. 

68-1 «Расчеты по налогам и сборам»

19-3, 19-4

«Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям»

80406


Итак, мы закрепили теоретические знания отражения в бухгалтерском учёте на конкретных примерах Общества с Ограниченной Ответственностью «Ятрань» на синтетических и аналитических счетах проведенные операции по расчетам с поставщиками. 

2.2. Учёт дебиторской  и кредиторской задолженности  в ООО «Ятрань»

При осуществлении расчётов возникают обязательства. Организации и лица, имеющие задолженность перед какой-либо организацией, называются дебиторами. Для учета дебиторской задолженности системой счетов бухгалтерского учета предусмотрен  счет 60 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Организации и лица, которым данная организация должна какие-либо суммы, называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками [20, с 68].

Перед составлением годовой отчетности предприятия обязаны производить инвентаризацию расчетов с поставщиками. Проверка проводится документальным путём. Устанавливается обоснованность сумм кредиторской и дебиторской задолженности. Устанавливается, есть задолженность срок исковой давность, которой истек. Задолженность необходимо подтвердить актами сверок с поставщиками.

Пример составления акта инвентаризации приведен в приложении 2.

Проведение инвентаризации расчётов с поставщиками дает возможность  выявить просроченные платежи, своевременно предпринять все меры по взысканию  задолженности. Своевременно реагировать на взаимоотношения с поставщиками.

Состояния расчетов с поставщиками находит свое отражение и отчетной форме №1 - «Баланс». В балансе ІІ раздела «Оборотные активы» предусмотрены строчки:

230 «Дебиторская задолженность  (платежи по которой ожидаются  более чем через 12 месяцев, после отчетной даты)»;

240 «Дебиторская задолженность  (платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев после отчетной  даты)»;

В пассиве баланса V раздела "Краткосрочные обязательства" предусмотрены строчки:

520 «Прочие долгосрочные  обязательства»;

620 «Кредиторская задолженность».

Срок более 12 месяцев, после  отчетной даты – это долгосрочная дебиторская (кредиторская) задолженность.

При составлении отчета нельзя делать взаимозачет сумм задолженностей дебиторской и кредиторской. В балансе отображается отдельно дебиторская и кредиторская задолженность.

Итак, составление достоверной, чёткой, правильной и прозрачной отчетности повышает доверие к ней пользователей. Анализируя данные бухгалтерского баланса при достоверной информации о структуре и размерах задолженности, способствует принятию эффективных решений по управлению расчетами с дебиторами и кредиторами.


 

2.3 Автоматизированная обработка   учётной информации

 

На предприятии  ООО «Ятрань» используется програмное обеспечение «1С Бухгалтерия 8.0».

Программа «1С Бухгалтерия 8.0» на предприятии ООО «Ятрань» обеспечивает автоматизацию управленческого, финансового, кадрового, налогового, складского и оперативного учета в полном соответствии с требованиями законодательства.

Для расчётов с поставщиками в программе предусмотрено ведение аналитического учёта по контрагентам. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками зависит от условий договора.

В информационную базу вводятся все сведения о контрагенте  и условиях договора рисунок 2.1.

Рисунок 2.1. Информационная база о контрагенте

 

На предприятии  ООО «Ятрань» все контрагенты разделены на четыре вида: поставщики, покупатели, финагенты, бюджеты и фонды. Такое распределение установлено для проведения разделения прав доступа пользователей к информации. Главный бухгалтер имеет права Пользователя с правами Управляющий. Главный бухгалтер ограничивает доступ других пользователей программы к разделам учета, связанным с одним из видов контрагентов.

Например: Предприятие ООО «Ятрань» в программе осуществляет учет расчетов с финагентами (кредиторами, учредителями, финансовыми посредниками). Операции проведения взаиморасчетов с финагентами – конфиденциальны, и просматривать сотрудниками, которые работают в программе запрещено. Для ограничения пользователей к расчетам с финагентами главный бухгалтер (пользователь с правами управляющего) запретил оформление и просмотр финансовых операций.

В конфигурации программы предусмотрен аналитический учет по расчетным документам, это возможна даже в случае, когда это не требуется.  Если для договора выбран вариант учета расчетов в условных единицах, то для корректного определения курсовых разниц при регистрации каждого изменения состояния взаиморасчетов потребуется привязка к конкретному расчетному документу, при этом расчетный документ будет подбираться из информационной базы автоматически по методу ФИФО.

Бухгалтерские счета для учета расчетов с  контрагентами, используемые в проводках, указываются в расчетном документе рисунок 2.3.

Рисунок 2.3. Окно программы взятия на учёт товаров и услуг

 

В зависимости  от ситуации взятия на учёт и оплатой программа автоматически проставляет в проводку счет 60.1 в случае возникновения аванса и счет 60.2 в случае последующей оплаты имущества. Когда перечислен аванс поставщику после взятия на учёт происходит зачет аванса, который оформляется проводкой Д-т 60.2 К-т 60.1.

Счета расчетов с контрагентами изображены на рисунку  2.4.

Рисунок 2.4. Счета расчётов с контрагентами

 

Кроме основных бухгалтерских проводок программа имеет возможность автоматического формирования проводок по зачету авансов и проводки по взаимозачетам с контрагентами.

В отчёты выводится информация в простом  и понятном виде о хозяйственных операциях с контрагентами.

В зависимости  от выбора способа оплаты бухгалтер формирует кредит проводки по оплате. Если используются средства, которые находятся на расчетном счете в банке, то указывается Кредит 51.1, если используются денежные средства из кассы предприятия, то указывается Кредит 50.1, если средства используются через подотчетное лицо по авансовому отчету, то указывается Кредит 71.1.

Итак, программа  «1С Бухгалтерия 8.0», которая используется на предприятии ООО «Ятрань» автоматически формирует данные об контрагентах, полученных товарах, услугах, дебиторской и кредиторской задолженности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

Поставщики - юридические или физические лица, которые осуществляют поставку товарно - материальных ценностей, предоставляют услуги и выполняющие работы, а подрядчики - специализированные предприятия или физические лица, выполняющие строительно-монтажные работы при сооружении объектов на основании договоров подряда на капитальное строительство.

Процесс поставки заключается в том, что  предприятие заключает договоры с поставщиками на необходимые ему  факторы производства, организует доставку и складирования производственных запасов, перечисляет деньги поставщикам  за полученные материалы. Во время этого  процесса происходит изменение актива из формы денег на форму имущества, предназначенного для производства продукции.

Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведут на счете № 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Счёт активно-пасивный.

При составлении  баланса предприятия дебетовое  сальдо счета № 60 отражается в его активе, а кредитовое - в пассиве, то есть задолженность приводится развернуто.

Аналитический учет расчетов ведут в разрезе  поставщиков и подрядчиков за каждым документом о получении материалов, работ, услуг и оплату за них в  журнале ордере аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Основная  цель бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии это обеспечение оперативных работников и руководства предприятия достоверной и оперативной информацией для принятия управленческих решений, также предоставляет возможность контролировать основные параметры деятельности предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гражданский  Кодекс РФ. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 10 января 2003 г.).

2. Гражданский  Кодекс РФ. Часть 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в редакции Федерального  закона № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 г.).

4. Федеральный  закон «О бухгалтерском учете»  от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в редакции  Федерального закона от 30.06.2003 №  86-ФЗ).

5. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 11 ноября 2002 г. № 161-ФЗ.

6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в редакции Приказа Минфина РФ от 24.03.02. № 31н).

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н.

8. Постановление «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» от 29 июля 1996 г. № 914 (в редакции от 27 июля 2002 г. № 189).

9. «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Положение Центрального Банка РФ от 12 апреля 2001 г. № 2-п (в редакции от 3 марта 2003 г. № 1256-У).

10.  «Об   установлении   предельного   размера расчетов наличными деньгами в Российской   Федерации   между   юридическими   лицами  по  одной сделке». Указание Центрального Банка РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У.

11. «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н.

12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. (в редакции Приказа Минфина РФ от 7.05.03. № 38н).

13. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

14. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. Москва: ИКЦ «МарТ», 2001.

15 Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебник/ А.С.Бакаев, П.С.Безруких, Н.Д.Врублевский и др.; Под ред. П.С.Безруких. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2002.

16. Гейц И.В.   «Учет   расчетов  при   прекращении обязательств  по   расчетам путем зачета взаимных требований, отступного, новации»/ Консультант Бухгалтера, №12, 2002/ «КонсультантПлюс.

17.  Гончаров К.Н.,     Середа Т.П.      Бухгалтерские    проводки./     Под общей редакцией В.П. Астахова – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

18. Заика А. А. Основы бухгалтерского учёта М.: Экономика, 2005.

19. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – М.: Экономика, 2002.

Информация о работе Расчеты с поставщиками