Развитие социологии в России в конце XIX – начало XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Социология - наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология» (латинское – societas – общество и греческое – logos – учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Опост Конт, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада.
Характерно, что социология, выступая как часть тех или иных философских учений, сама не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. По сути дела она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

Содержание работы

Введение..................................................................................................2-4
1. Субъективистские социологические теории (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский)........................................................................................4-7
2. Позитивистские социологические теории (Е. В. де Роберти, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский)...............................................................................7-13
3. Социологическая теория П. А. Кропоткина......................................13-16
Заключение..........................................................................................16-17
Литература...............................................................................................

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 40.87 Кб (Скачать файл)

Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние по его  мнению, всегда имеют психологическую  основу. Ведь они выступают как  продукт деятельности людей, в результате которой воплощаются их чувства, воля и представления о чем  либо, их инстинкты, интуиция и образ  мыслей.

Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного  бытия человека, а именно на его  ум, чувства и волю. Он отмечал, что  в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны  их духовного мира и было бы неверно  делать ставку на одну из них как  это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов.

По мнению Кареева, психическая  жизнь человека вытекает из его "психической  природы" и обусловлена ею. Эта  зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях. При этом психологического объяснения требуют их полезные и вредные  поступки, а также "справедливые и несправедливые общественные явления". Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного  развития, ибо обусловливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает  развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов.

Особую роль в психических  взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя - Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти - придерживались единого  мнения. Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой "результат коллективного творчества и психического взаимодействия". В конечном счете психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни.

Исходя из данных положений  он строит свою теорию общества. Последнее, в его представлении, выступает  как система психических и  практических взаимодействий между  людьми. С учетом этого следует  осмысливать взаимоотношения личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей  все части общества единому целому. Все эти и многие другие проблемы можно понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора  в деятельности и поведении людей  и в развитии общества. Так рассуждали представители психологического направления  русской философии. Представленное в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева  и других мыслителей это направление  оказало существенное влияние на развитие общественной мысли в России.

Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикация в 1910г. двухтомного  труда М.Ковалевского “Социология”, где автор изложил основные идеи своей позитивистски ориентированной  генетической социологии. Он отрицал  односторонний детерминизм в  объяснении социальных явлений и  утверждал многопричинное объяснение социальных явлений, согласно которому причиной социальных изменений является постоянно идущий процесс социальных взаимодействий и взаимовлияний  и, таким образом, не существует единого  определяющего социального фактора. Изучение генезиса этих взаимодействий и составляет задачу социологии.

Предмет социологии - “социальный  порядок и прогресс”, которые  в реальности существуют толь в единстве социальных явлений. “Социальный порядок” есть система взаимодействий людей  разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования.

Общественный прогресс состоит  в постоянном расширении сферы “солидарности” и “замирения”. В истории социальная солидарность представляет собой универсальный  процесс постепенного сближения  социальных групп, классов, народов, государств. Революция при этом рассматривается  как случайный патологический процесс  эволюционного прогресса, понимаемого  как прогресс социальной солидарности.

Социологическая система  Ковалевского весьма содержательна  и оригинальна.

Во-первых, она характеризуется  историчностью анализа и широтой  сравнительных обобщений. Этому  способствовал активно развиваемый  им историко-сравнительный метод, как  метод социологического исследования истории. У Ковалевского исторический и сравнительный методы слились  в один историко-сравнительный метод социологии, что было новым, оригинальным подходом. С помощью этого метода он провел интереснейшие типологические обобщения в различных научных направлениях (социология, история, право, экономика).

Во-вторых, социологическая  система, носит плюралистический характер. Ковалевский придерживался идеи многофакторности общественных процессов, им была сформулирована теория социальных факторов. «Следует говорить не об одностороннем  влиянии, а о воздействиях, взаимно  оказываемых друг на друга всеми  явлениями, из которых слагается  общественная жизнь, и не о руководящих  факторах — экономическом, правовом, государственном, научном, художественном и т. д., а о стоящих в тесном общении фактах или явлениях общежития» - писал он.

Он был далек от прямолинейности  в обобщениях и не хотел себя загонять в определенные рамки всякой монистической  методологии, хотя иногда при исследовании конкретных социальных процессов придерживался  определенного момента, доминирующего  фактора.

Как отмечают исследователи, взгляды Ковалевского на проблему факторов общественного развития подвергались изменениям. Плюрализм Ковалевского утвердился позже, тогда как в ранних работах проявлялся незначительно. Однако, эволюцию Ковалевского, как пишет П. Сорокин, надо видеть не как переход от монизма к плюрализму, а как переход от скрытого плюрализма к плюрализму декларативному и явному, переход от субстанционального понятия факторов к методологическому конструированию последних, где фактор ставится в простую функциональную связь нескольких рядов и таким образом становится чисто методологической независимой переменной.

Таким образом, Ковалевским вместо теории фактора была создана впоследствии теория функциональной связи общественных явлений, которая им была реализована в многочисленных работах.

Третьим моментом социологической системы Ковалевского является генетическая социология. Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. Ковалевский всегда был верен позитивистской методологии, и он никогда ей не изменял. Концепция генетической социологии непосредственно вытекает из определения им предмета социологии, которую он считал наукой, имеющей своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных фактов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов, их символического окружения у различных народов. Актуализация сравнительно-исторического метода обеспечивает раскрытие их типологического единства, общности, т. е. закономерности. Общественное развитие, развитие институтов, ведет к постепенному углублению сферы солидарности во взаимодействии между народами, социальными группами и т. д. Здесь Ковалевский расходился с марксистской социально-исторической концепцией, утверждавшей о неизбежности обострения социальных противоречий и о необходимости их насильственной ликвидации.

Генетическая социология Ковалевского, основанием которой служила  этнография, была направлена на изучение эволюции социальных институтов в этническом «облике», в частности в России. «Вопросы генетической социологии, науки  о происхождении общественных институтов, - писал он, - имеют особый интерес  для русских, ввиду чрезвычайно  богатого этнографического материала...». Таким образом, она включает в  себя сочетание этнографических  и социологических методов и  представляет своеобразный вид социокультурной  антропологии, направления, которому в  последние годы уделяется большое  внимание в нашей стране.

 

3.   Социологическая теория П. А. Кропоткина.

Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921) – русский мыслитель, идеолог анархизма и демократ, ученый-географ, социолог, путешественник. Представитель старинного русского княжеского рода. В 1862 окончил Пажеский корпус, а в 1867-1868 учился на математическом отделении Петербургского университета. В начале 1870-х, будучи за границей, участвовал в движении народничества. В 1873 написал программный документ анархистов «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?». Через год за революционную деятельность был арестован, и после двухлетнего заключения бежал за границу. В эмиграции Кропоткин развернул широкую пропаганду анархистских идей. После смерти Бакунина стал главой международного анархизма, считался его ведущим теоретиком. За принадлежность к Интернационалу арестован и осужден на 5 лет во Франции. Затем, поселившись в Англии, он активно занимается наукой и публицистикой, а в 90-х 19 в. Отошел от революционной деятельности. Вернулся в Россию в 1917 после свержения самодержавия.

Выступал против марксизма  и диктатуры пролетариата. Философская  концепция Кропоткина сочетала в  себе механистический материализм и позитивизм. На его взгляды большое влияние оказали теории Прудона и Бакунина, а также позитивизм Конта и Спенсера. Отвергая диалектику и оставаясь на позициях механистического объяснения развития, Петр Алексеевич считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться «индуктивно-эволюционным» естественно – научным методом. Как крупный ученый-естествоиспытатель Кропоткин стоял на платформе наивного реализма.

Социологические взгляды  также испытали воздействие механицизма  и натурализма. Развивая теорию так  называемого анархического (безгосударственного) коммунизма, который, по его мнению, можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции, он рассматривал социальную жизнь как ипостась жизни биологической. Кропоткин занимался исследованием  революций как закономерного  необходимого явления, выводя неизбежность революции (так же, как и установление нового общественного строя) из утопического идеала, созданного анархистами. Он полагал, что развитие общества может быть изменено в нужном направлении по желанию людей.

Кропоткин перенес на общество сформулированный им «биосоциологический  закон взаимной помощи», объединяющий людей в гармоничное общежитие, а формы его реализации положил  в основу периодизации истории (были выделены следующие периоды: родовой  быт, сельская община, республика вольных  городов). С «законом взаимной помощи»  был связан и его социальный идеал, основанный на федерации свободных  производственных общин (коммун), где  личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности  развития. Основой социально-экономической  единицей будущего общества должен быть профессионально-производственный коллектив  работников одного ремесла, которому передаются орудия и средства производства. Эти  профессиональные и ремесленные  союзы, по мнению Кропоткина, освободят  людей от «каких бы то ни было начальственных принуждений». Для обеспечения свободы  личности в будущем объединение людей в коллективы должно происходить также и по симпатиям. В новом общественном строе не должно быть никакой власти, управления, авторитетов. Анархическая коммуна создается на базе взаимопомощи, солидарности людей, на принципах федерализма и договорных отношений.

Особое место в социологической  концепции Кропоткина занимала разработка проблемы нравственности, сама постановка которой была тесно связана с  задачей обоснования анархистского  идеала, мыслимого в качестве прогрессивной  общественной системы, одновременно исходящей  из нравственной природы человека и  создающей условия для его  существования. Именно в рамках этической  теории Петр Алексеевич разрабатывает  свое фундаментальное понятие «взаимопомощь», выделяя наряду с ним еще два  основополагающих принципа нравственности – справедливость и самопожертвование.

Этика Кропоткина – это этика консолидации общества, гармонизации личного и общественного; этика, позволяющая индивиду максимально полно реализовать свой потенциал. Она лишена нормативных требований и санкций. Социально-политические и философские взгляды Кропоткина получили широкое распространение в странах Западной Европы, в Латинской Америке, Индии, Китае. Многие высказанные им идеи стали значительным достижением человеческой культуры, а отдельные из них – идея о местном самоуправлении, местной инициативе, минимизация централистских функций государства и т.д. – актуальны и сегодня. Политика и история, философия и социология, география и этнография, сельское хозяйство и кооперация, литература и этика, история науки и политэкономия, публицистика – это далеко не полный перечень предметов, в развитие которых Кропоткин внес свой весомый позитивный вклад. К числу наиболее значительных произведений Кропоткина можно отнести: «Хлеб и воля» (1892), «Поля, фабрики, мастерские» (1898), «Анархизм. Его философия и его идеал» (пер. С фр., 1900), «Государство, его роль в истории» (1904), «Анархия и ее философия» (1905), «Нравственные начала анархизма» (1906), «Великая Французская революция. 1789-1793» (опубл. 1979), «Земледелие, промышленность и ремесла», «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1907), «Современная наука и анархия» (1913), «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» (пер. С англ., 1922), «Этика» (1922) и др.

 

       Заключение

Социологическая мысль в  России второй половины прошлого - начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.

Весьма содержательные и  принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX - ХХ веков, в том числе П. Лаврова, Н. Михайловского, Е.В. Де-Роберти, Н. Чернышевского, М. Ковалевского, П. Сорокина.

Каждый из названных мыслителей внес существенный вклад в научное  объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью вопросы, сохраняют свое значение для решения  современных социальных проблем.

Информация о работе Развитие социологии в России в конце XIX – начало XX века