Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:26, доклад
Данные первичных документов после их проверки (по форме и содержанию) и принятия к учету группируют и записывают в определенном порядке. Документы, в которых осуществляется этот этап учетной работы, называется учетными регистрами. Учетные регистры представляют собой таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках их образования и служащие для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
РЕГИСТРЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1. Учетные регистры и их классификация
Данные первичных документов после их проверки (по форме и содержанию) и принятия к учету группируют и записывают в определенном порядке. Документы, в которых осуществляется этот этап учетной работы, называется учетными регистрами. Учетные регистры представляют собой таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках их образования и служащие для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
В зависимости от вида носителя информации учетные регистры могут быть выполнены на бумажной и безбумажной основе.
Бумажные регистры подразделяются на карточки, сводные листы, книги, машинные носители информации.
По строению учетные регистры классифицируются по трем признакам исходя из порядка размещения бухгалтерских записей в соответствующих графах:
1) параллельного размещения;
2) последовательного размещения;
3) комбинированного размещения.
Параллельный способ строения учетных регистров предусматривает размещение записей в процессе их регистрации по дебету и кредиту на одной линии (уровне), хотя сам регистр по строению может быть представлен в форме односторонней таблицы, двусторонней или многографной.
Последовательный способ предусматривает двухуровневое строение учетных регистров. На одном, как правило верхнем, уровне располагаются записи по дебету корреспондирующих счетов, а на втором – нижнем – уровне отражаются кредитовые записи.
По способу группировки
1) на хронологические; 2) систематические; 3) комбинированные.
По способу записи в учетные регистры делят на ручной (карточки) или с использованием средств автоматизации (любой учетный регистр при необходимости).
Основные правила ведения учетных регистров
1) записи в учетные регистры
должны производиться на
2) каждая хозяйственная операция,
оформленная документом, должна
быть отражена в учетных
3) по окончанию записей на каждом первичном документе во избежание повторного его использования делается отметка путем проставления в разметке номера учетного регистра, в котором этот документ отражен;
4) записи в учетные регистры
должны производиться
5) содержание записи в учетных регистрах определяется видом учетного регистра, его построением и назначением, но можно выделить обязательные элементы записей:
а) дата записи в учетный регистр;
б) номер и дата документа, на основании которого произведена запись;
в) основание записи (краткое содержание записи со ссылкой на наименование, номер и дату того документа, на основании которого произведена запись);
г) номер счетов и позиций аналитического учета;
д) сумма.
2.2. Способы исправления ошибок в учетных регистрах
Ошибки:
1) по наличию умысла (умышленные и неумышленные). Умышленные ошибки связаны со злоупотреблениями, а неумышленные – возникают без злого умысла;
2) причинам возникновения
(утомление, небрежность,
3) последствиям
(локальные и транзитные). Локальные
ошибки – искажение информации
только в одном учетном
4) значимости (значимые
и незначимые). Значимые ошибки
влияют на принятие
5) месту возникновения (в тексте, в числах, в корреспонденции счетов).
Обнаруженные ошибки в документах, созданных вручную (заисключением кассовых и банковских), исправляются следующими способами:
1) корректурным;
2) дополнительной записи;
3) сторнировочной записи или «красное сторно».
2.3. Требования к хранению учетных регистров
Учетные регистры подлежат передаче в архив. До передачи в архив организации учетные регистры должны храниться в бухгалтерии под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.
не менее пяти лет.
Срок хранения документов исчисляется с 1 января года, следующего за годом окончания оформления документов.
3. Оборотно-сальдовые
ведомости, их контрольное знач
Для получения сводных данных по счетам бухгалтерского учета и проверки тождественности синтетического и аналитического учета необходимо обобщить данные бухгалтерского учета. Такое обобщение обычно проводится в конце месяца путем составления оборотных ведомостей по синтетическим и аналитическим счетам.
Оборотная ведомость представляет собой сводку оборотов и остатков по счетам за определенный период времени. Оборотная ведомость составляется на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту за месяц.
Оборотные ведомости подразделяют: 1) на оборотные ведомости по счетам синтетического учета; 2) оборотные ведомости по счетам аналитического учета.
В оборотную ведомость записываются все используемые в организации счета, при этом на каждый счет отводится одна строка. В этой ведомости имеются три пары колонок, в которых по каждому счету показывается начальное сальдо, обороты по дебету и кредиту счета и конечное сальдо.
4. Шахматные
ведомости, их контрольное
Для обобщения месячных итогов деятельности, кроме оборотно-сальдовых, могут применяться шахматные ведомости. Они представляют собой матрицу, по горизонтали и вертикали которой записываются номера синтетических счетов, используемых в организации. Из журнала регистрации хозяйственных операций в матрицу, в соответствии с корреспонденцией счетов, переносят суммы, которые отражаются на пересечении соответствующих строк и столбцов. По строке собирают дебетовые обороты, а в столбце – кредитовые. Подсчитывают итоги оборотов, определяют сальдо конечное: дебетовое записывают по строке, а кредитовое – по столбцу. В правом нижнем углу матрицы отражают итоговые суммы оборотов и сальдо начальное и конечное.